Суть регулирующей функции
в том, что налогами облагаются ресурсы,
направляемые на потребление, и освобождаются
от налогообложения ресурсы, направляемые
на накопление производственных фондов.
Поэтому для данной функции выделяют три
составляющие:
- стимулирующая подфункция,
проявляющаяся через систему льгот и освобождений,
например, для сельскохозяйственных производителей;
- дестимулирующая подфункция,
которая через повышение ставок налогов
позволяет ограничить развитие игорного
бизнеса, повысить таможенные пошлины,
приостановить вывоз капитала из страны
и т. д.;
- воспроизводственная подфункция,
аккумулирующая средства на восстановление
используемых ресурсов.
Контрольная функция – позволяет
государству отслеживать своевременность
и полноту поступления в бюджет налоговых
платежей, сопоставлять их величину с
потребностями в финансовых ресурсах.
Через эту функцию определяется необходимость
реформирования налоговой системы и бюджетной
политики.5
Помимо четырех основных функций
можно выделить еще распределительную
и учетную функции. Распределительная
функция заключается в том, что государство,
собирая налоги, оказывает влияние на
различные сферы экономики, осуществляя
социальную политику, перераспределяет
доходы между группами населения, регионами
секторами и отраслями экономики. Учетная
функция заключается в том, что государство
ведет учет доходов предприятий и групп
населения, объемов и структуры производства,
движения финансовых потоков, это небходимо
для анализа экономической ситуации в
стране, разработки налоговой политики
и выявлния проблем во многих сферах деятельности
государства.6
§1.2 Налог как основной
вид дохода бюджета.
Как уже говорилось ранее, налог
является основным источником основным
источником пополнения бюджета страны.
В России доля налогов примерно соответствует
мировым показателям – более 60 %. Налоги
важнейшая форма аккумуляции бюджетом
денежных средств. Без налогов нет бюджета;
поддержание эластичности налоговой системы
– непременное условие сбалансированности
государственной казны.
Связь бюджета и налогов имеет
двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей.
Для определения роли налога
в формировании доходов государственного
бюджета используют показатели удельных
весов:
- налоговых поступлений
в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов(например,
прямых или косвенных) в общей сумме доходов
бюджета;
- конкретного налога (например,
налога на прибыль организаций)
в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов
в общей сумме налоговых поступлений;
- конкретного налога в общей
сумме налоговых поступлений.
Эти показатели с разной степенью
детализации характеризуют значимость
налогов в формировании доходов государственного
бюджета в целом и налоговых поступлений
в частности.
Аккумулируя налоги в бюджетном
фонде, государство финансирует важнейшие
направления жизни и деятельности как
общества в целом, так и отдельных индивидуумов:
здравоохранение, образование, культура
и искусство, правоохранительная деятельность,
государственное управление, инвестиционная
деятельность в областях промышленности
и сельского хозяйства и многое другое.
Налоговая система является
одним из наиболее действенных инструментов
экономической политики государства.
С одной стороны, она обеспечивает формирование
доходных источников бюджетов всех уровней.
С другой стороны, меняя объемы изъятий
финансовых ресурсов хозяйственных субъектов,
государство влияет на экономическое
поведение налогоплательщиков, реализуя
тем самым регулирующую функцию налогов.
В категорию налоговых доходов
включаются все налоги, поступление которых
предусмотрено налоговым законодательством
федерального, регионального и местного
уровней, пени и штрафы, взимаемые за нарушения
налогового законодательства тоже включаются
в налоговые доходы.
Государство без налогов существовать
не может, поскольку налоги есть главный
инструмент мобилизации доходов в условиях
рыночных отношений. Налоги, участвуя
в перераспределении национального дохода,
выступают специфической формой производственных
отношений, которые формируют общественное
содержание налогов. Налоги как часть
распределительных отношений отражают
закономерности производства.
Так же говоря о налогах, как
основном доходе бюджета, нужно понимать,
что формирования бюджета в зависимости
от его уровня происходит за счет разных
видов налогов.
Федеральный бюджет пополняется за счет
следующих налогов:
- налог на добавленную стоимость ;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональный бюджет формируется за
счет следующих налогов:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
А местный бюджет за счет следующих видов
налогов:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.7
Так же надо учитывать, что некоторые
налоги могут поступать сразу в несколько
бюджетов, например, налог на прибыль организаций.
Такое обстоятельство дает нам основание
разделять налоги на целиком поступающие
в тот или иной бюджет и разноуровневые,
которые одновременно поступают в разные
бюджеты. Подробнее классификацию мы рассмотрим
в следующей главе. Такая же ситуация и
с налогами специальных налоговых режимов,
пропорции их разделения по бюджетам зависят
от регионального законодательства. 8
Информация о всех действующих ставках
налогов и об их отношение к бюджету есть
в свободном доступе в СПС «Гарант» и СПС
«Консультант».
Глава 2. Виды налогов
и состояние налоговой системы Российской
Федерации
§2.1 Виды и
классификация налогов
При многочисленности и разнообразии
налогов классификация позволяет устанавливать
их сходства и различия. Также классификация
налогов важна, так как особенности отдельных
групп налогов требуют особых условий
обложения и взимания, специфических административно
- финансовых мер.
По мере развития системы налогообложения
изменялся принцип классификации налогов,
появлялись новые признаки, характеризующие
ту или иную налоговую систему. Один из
возможных вариантов классификации налогов,
предусматривающий рассмотрение совокупности
налогов по семи основаниям, представлен
ниже.
1. По способу взимания
различают прямые и косвенные
налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно
с имущества или доходов налогоплательщика.
Окончательным плательщиком прямых налогов
выступает владелец имущества (дохода).
Эти налоги подразделяются на реальные
прямые налоги, которые уплачиваются с
учетом не действительного, а предполагаемого
среднего дохода плательщика, и личные
прямые налоги, которые уплачиваются с
реально полученного дохода и учитывают
фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются
в цену товаров и услуг. Окончательным
плательщиком косвенных налогов является
потребитель товара. В зависимости от
объектов взимания, косвенные налоги подразделяются
на:
- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
- косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
- фискальные монополии, которыми
облагаются все товары, производство и
реализация которых сосредоточены в государственных
структурах;
- таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги при совершении
экспортно-импортных операций.
2. В зависимости от
органа, который устанавливает и
имеет право изменять и конкретизировать
налоги, последние подразделяются
на:
- федеральные (общегосударственные)
налоги, элементы которых определяются
законодательством страны и являются
едиными на всей ее территории. Их устанавливает
и вводит в действие высший представительный
орган, хотя эти налоги могут зачисляться
в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы,
налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог
на прибыль организаций, сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов);
- региональные налоги, элементы
которых устанавливаются в соответствии
с законодательством страны законодательными
органами ее субъектов (транспортный налог,
налог на игорный бизнес, налог на имущество
предприятий);
- местные налоги, которые вводятся
в соответствии с законодательством страны
местными органами власти, вступают в
действие только после решения, принятого
на местном уровне, и всегда поступают
в местные бюджеты (налог на имущество
физических лиц, земельный налог).
3. По целевой направленности
введения налогов различают:
- абстрактные (общие) налоги,
предназначенные для формирования доходной
части бюджета в целом;
- целевые (социальные) налоги,
вводимые для финансирования конкретного
направления государственных расходов.
Для целевых платежей часто создается
специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости от
субъекта-налогоплательщика выделяют
следующие виды:
- налоги, взимаемые с физических
лиц;
- налоги, взимаемые с предприятий
и организаций;
- смежные налоги, уплачиваемые
и физическими, и юридическими лицами.
5. По уровню бюджета, в
который зачисляется налоговый
платеж, различают:
- закрепленные налоги, непосредственно
и целиком поступающие в тот или иной бюджет
или внебюджетный фонд;
- регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. По порядку введения
налоговые платежи делятся на:
- общеобязательные налоги, которые
взимаются на всей территории страны,
независимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативные налоги, которые
предусмотрены основами налоговой системы,
но их введение и взимание – компетенция
органов местного самоуправления.
7. По срокам уплаты
налоговые платежи делятся на:
- срочные налоги, которые уплачиваются
к сроку, определенному нормативными актами;
- периодично-календарные налоги,
которые в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Возможна классификация налогов
и по другим признакам. Так, в зависимости
от характера связи субъекта налогообложения
и объекта налогообложения можно различать:
- налоги, построенные по принципу резидентства;
- налоги, построенные по принципу
территориальности.
Важнейшим основанием классификации
для субъектов, занимающихся хозяйственной
деятельностью, является порядок отнесения
налоговых платежей на результаты хозяйственной
деятельности. Согласно нормативным предписаниям
расходы по уплате налогов:
- включаются полностью или частично
в себестоимость продукции (работ, услуг);
- включаются в цену продукции;
- относятся на финансовый результат;
- уплачиваются за счет налогооблагаемой
прибыли;
- финансируется за счет чистой
прибыли предприятия;
- удерживаются из доходов работника.
Также необходимо выделить
отдельно специальные налоговые режимы
, которые установлены во второй части
НК:
- система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог) (гл.
26.1 Налогового Кодекса);
- упрощенная система налогообложения
(гл. 26.2 Налогового Кодекса);
- система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности (гл.
26.3 Налогового Кодекса);
- система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции
(гл. 26.4 Налогового Кодекса).
- Патентная система налогообложения
(гл. 26.5 Налогового Кодекса).9