Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель работы – отразить и проанализировать теоретические и практические аспекты проведения выездной налоговой проверки. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;
изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;
провести сравнительную характеристику выездной и камеральной налоговой проверки.
Объект – общество с ограниченной ответственностью « Рассвет».
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанной с указанной проверкой.
Повторной выездной
налоговой проверкой
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление фактов налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК.
Ознакомление
должностных лиц налоговых
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или изменены, производится выемка этих документов.
В последний
день проведения выездной налоговой
проверки проверяющий обязан составить
справку о проведенной
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняются от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных.
В статье рассмотрены особенности проведения каждого вида проверок.
Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.
При несоблюдении
установленных
Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.
Существует ошибочное мнение, что если у налогоплательщика налоговый орган не затребовал документы, значит, камеральная проверка не проводится. Однако это далеко не так.
При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.
Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:
Таблица 1 – Примеры случаев, когда налоговые органы вправе требовать предоставления дополнительных документов
Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы |
Документы, которые вправе требовать налоговые органы |
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. |
Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. |
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога. |
Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. |
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. |
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов. |
В большинстве
случаев камеральные проверки остаются
незамеченными для объекта
Выездные проверки осуществляются контролирующими
Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).
Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.
При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.
Рассмотрим основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок:
Таблица 2 – Принципы проведения камеральных и выездных налоговых проверок
1 |
2 |
3 |
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка | |
Место проведения |
По местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). |
На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). |
Основание |
Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ). |
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). |
Информирование налогоплательщика о начале проверки |
Налогоплательщик не информируется о начале проверки. |
Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. |
Предмет проверки |
Любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки. |
Одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 |
3 |
Срок проведения |
3 месяца со
дня представления |
Не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). |
Проверяемый период |
Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет). |
Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. |
Приостановление проверки |
При выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). |
На срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 |
3 |
Повторная проверка |
Не предусмотрена. |
Возможна в
случаях: |
Документы, оформляемые по окончанию проверки |
Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется. |
Справка о проведенной
проверке. Вручается налогоплательщику
в последний день проведения проверки
(п. 15 ст. 89 НК РФ). |