Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:47, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является проведение анализа действующего законодательства в области страховых взносов во внебюджетные фонды и практики его применения. В ходе анализа будут рассмотрены плательщики страховых взносов, лица, полностью или частично освобождаемые от обложения, а также порядок исчисления и уплаты взносов в соответствии с нововведениями, вступившими в силу 1 января 2012 года.
Задачей данной работы является выявление пробелов в действующем законодательстве, а также выявление проблем, связанных с порядком исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………………………………………………...4
1.1. Экономическая сущность взносов во внебюджетные фонды…………4
1.2. Особенности перехода от уплаты единого социального налога к уплате взносовво внебюджетные фонды…………………………………….…5
Глава II. Анализ действующего законодательства и практики его применения………………………………………………………………………10
2.1. Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды…10
2.2. Механизм исчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…17
Глава III. Направления совершенствования действующего механизмаисчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………….22
3.1. Основные проблемы, связанные с порядком исчисления и уплатой взносов………………………………………………………………………….22
3.2. Направления совершенствования механизмаисчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………28
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Налоги и налогообложение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Взносы во внебюджетные фонды: экономическое содержание, эволюция и современная практика механизма исчисления и уплаты»
по учебной дисциплине: «Налогообложение организаций»
Научный руководитель:
к.э.н., доц. Борисов О.И.
Москва 2013 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
исчисления и уплаты взносовво внебюджетные
фонды…………………………………………………………...
Глава II. Анализ действующего
законодательства и практики его применения……………………………………………………
2.1. Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды…10
2.2. Механизм исчисления
и уплаты взносовво
Глава III. Направления совершенствования действующего механизмаисчисления и уплаты взносовво внебюджетные фонды…………………….22
3.1. Основные проблемы,
связанные с порядком исчисления
и уплатой взносов……………………………………………………………
3.2. Направления
совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………28
Приложение 1………………………………………………………………..…30
Приложение 2…………………………………………………………………..33
Приложение з…………………………………………………………………..35
Введение.
Тема взносов во внебюджетные фонды является такой же актуальной, как и тема социальной защиты граждан, которой большинство государств уделяют большое внимание. Это находит отражение в государственной социальной политике. Социальной политикой признается комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей общества, обеспечения социальных гарантий, повышение общего благосостояния общества. Социальная политика во многом зависит от таких факторов, как историческое развитие страны, экономико-географическое положение, правовая система страны и других. В связи с этим в мировой экономике различают несколько моделей социальной политики: скандинавская, англосаксонская, континентальная.
Российская Федерация относится к странам последней модели. Здесь страховая защита является важнейшей составляющей социальной политики, что и обуславливает необходимую роль социальных взносов.
Таким образом, целью данной работы является проведение анализа действующего законодательства в области страховых взносов во внебюджетные фонды и практики его применения. В ходе анализа будут рассмотрены плательщики страховых взносов, лица, полностью или частично освобождаемые от обложения, а также порядок исчисления и уплаты взносов в соответствии с нововведениями, вступившими в силу 1 января 2012 года.
Задачей данной работы является выявление пробелов в действующем законодательстве, а также выявление проблем, связанных с порядком исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды.
В заключение будут сделаны соответствующие предложения и выводы.
Глава I. Теоретические основы исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды:
Внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности расходыгосударства стали возрастать. Таким образом, средства, необходимые для покрытия возникающих расходовмобилизировались в специальных фондах, предназначенных для конкретных целей. Подобнаяпроцедура носила временный характер, потому что как только необходимые мероприятия проводились, фонды прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно изменялось: одни возникали, другие аннулировались. Но в целом, прослеживалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
С переходом нашей страны к рыночной экономике стало необходимым создание внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов явилась необходимость:
социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
целевого использования средств этих фондов;
оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
финансирования территориальных нужд.
Как следствие 10 октября 1991 года был принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР», согласно которому органы власти в рамках законодательства могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
В современных условиях значение внебюджетныхфондов особенно велико.
1.2. Особенности перехода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов.
Необходимость реформирования системы социального страхования была очевидной1.
Вследствие применения с 2001 года единого социального налога:
ликвидирован Фонд занятости населения (страхование от безработицы), сократились бюджетные ассигнования на выплаты пособий по безработице, снизились их размеры;
тарифы отчислений по видам страхования (ставки ЕСН) не увязывалисьс коэффициентами замещения заработка страховыми выплатами;
дестабилизировано финансовое состояние системы обязательного социального страхования, возрастали дефицит бюджетов внебюджетных фондов на выполнение установленных обязательств и их зависимость от федерального бюджета;
углублялся разрыв между заработной платой и размерами ее замещения пенсиями и социальными выплатами (по отношению к заработной плате покупательная способность пенсии снизилась на четверть: коэффициент замещения упал с 33 % до 25 %);
введены ограничения на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
прекращено финансирование диетпитания, программ оздоровления и профилактического санаторно-курортного лечения, сокращены ассигнования на санатории-профилактории и детское оздоровление;
обязательное медицинское страхование не обеспечивает в полной мере реализацию прав застрахованных на медицинскую помощь; около 50 % медуслуг предоставляется на платной основе и другое.
В результате осенью 2008 года Правительством Российской Федерации было принято решение о реформировании системы социального страхования, которое заключалось в переводе системы социальной защиты работника на страховые принципы и отказе от Единого социального налога, а также в возврате к страховым взносам.
24 июля 2009 года президентом
Российской Федерации был
Так, опубликованный и вступивший в силу Федеральный закон от 24. 07. 2009 № 212-ФЗ «»(далее Закон № 212 - ФЗ) предусматривал переход с 1 января 2010 года от уплаты единого социального налога к страховым взносам при формировании средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования. В связи с этим была отменена 24 глава Налогового кодекса Российской Федерации.
Основные нововведения, отраженные в Законе № 212-ФЗ касаются:
изменения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления для организаций и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам;
повышения ставок страховых платежей;
установления нового порядка представления отчетности.
В соответствии с новым законом в облагаемую базу включаются фактически все выплаты лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, за исключением лиц, указанных в статье в том числе:
материальная помощь работникам при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена в течение года после такого события и в сумме не превышающей 50000 рублей;
любая материальная помощь, если она не превышает 4000 рублей в год.
Необлагаемые выплаты почти совпадают с выплатами, не подлежащими обложению, указанные статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение 1).
Законом №212-ФЗ в отличие от Единого социального налога (далее – ЕСН) не предусмотрена зависимость начисления взносов на выплаты физическим лицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль.
Существовавший ранее ЕСН подразумевал регрессивную шкалу обложения. С 1 января 2010 года такая система была отменена, при этом законодательно установили предельную базу для начисления страховых взносов на каждого работника, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала года, и составляет 415000 руб. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы взносами не облагаются. При этом предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации.
Новым Законом установлены следующие тарифы страховых взносов, которые стали применяться лишь с 1 января 2011 года:
26% – ПФР;
2,9% – ФСС;
2,1% – ФФОМС;
3% – ТФОСМ.
Что касается организаций с обособленными подразделениями, имеющими отдельный баланс и расчетный счет, то уплата страховых взносов и представление расчетов осуществляется по месту нахождения такого обособленного подразделения. Исключение составили лишь организации с обособленными подразделениями, находящиеся за пределами Российской Федерации. В таком случае уплата страховых взносов, а также представление расчетов осуществляется по данным обособленного подразделения, но по месту нахождения самой организации.
Для смягчения перехода от ЕСН к уплате страховых взносов в отдельные внебюджетные фонды для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, были сохранены тарифы страховых взносов на уровне ставок ЕСН. И лишь с 2011 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также, организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, стали начислять страховые взносы на общих основаниях.
При этом «упрощенцы», у которых объектом обложения являются доходы за вычетом расходов, включают суммы страховых взносов в состав налоговых расходов (пп.7 п.1 ст. 346 НК РФ, подкорректированный п.11 ст.24 Закона № 213 ФЗ).
«Упрощенцы», выбравшие в качестве объекта обложения доходы, а также «вмененщики» уменьшают единый налог на сумму страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.2 ст.346 НК РФ, измененный п.16 ст. 24 Закона № 213 ФЗ). При этом сохранилось ограничение – налог не может быть уменьшен более чем на 50%.
Также, организации, находящиеся под специальными налоговыми режимами, после перехода от ЕСН начали сдавать отчеты во внебюджетные фонды, начиная с отчетов за 1 квартал 2010 года.
Говоря о сроках уплаты взносов и порядке подачи отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации, то за 2010 год Сведения персонифицированного учета представлялись в Пенсионный фонд России дважды:
за полугодие 2010г. – до 1 августа;
за 2010 год – до 1 февраля 2011г.
Начиная с 2011 года Сведения нужно стали предоставлять ежеквартально.
В целом, переход от ЕСН к страховым взносам в социальные фонды прошел без сбоев. Об этом заявил премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин на совещании по итогам работы Пенсионного фонда России в 2010 году.
Глава II. Анализ действующего законодательства и практики его применения:
2.1. Механизм исчисления
и уплаты взносов во
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также отношения, возникающие в результате контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).