Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях.
Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ…………………6
1.1.Роль налога на землю для бюджета……………………………………….....6
1.2.Роль налога на землю для организаций………………………….................10
1.3.Развитие налогообложения земли в России………………………………..15
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЛИ…….19
2.1. Изменения, которые произошли в связи с введением новой главы о земельном налоге………………………………………………….....................19
2.2. Проведение комплекса работ по созданию системы учета и управления земельным фондом и объектами недвижимости нефтяной компании……….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

Налоги. Земельный налог.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

 

Статьей 13 указанного закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации  предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящихся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Но следует иметь ввиду, что Минфин Росси разъяснил, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 3 ч. 1 Налогового кодекса РФ. Таким образом, учитывая местный характер земельного налога, с 1 января 1999 г. не должна применяться ст. 13 Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Статья 14 вышеназванного закона, предоставляющая право органам  местного управления устанавливать  льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных  плательщиков в пределах сумм налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, не может  применяться, поскольку противоречит п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой  установление льгот не может носить индивидуальный характер.

Одновременно с этим Минфин России сообщает, что признание нормативного правового акта не соответствующим  Кодексу и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.

Организации ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые  органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации на бланке установленной формы. По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в  течение месяца с момента получения  документа, удостоверяющего право  собственности

Земельный налог с юридических  лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Если объекты обложения  юридических лиц расположены  на территории, обслуживаемой одним  налоговым органом, допускается  представление одной сводной  налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц с указанием площадей, ставок и  сумм налога, исчисленных по каждому  земельному участку, зданию, сооружению и т.д., так как они могут  подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением  их в различных зонах градостроительной ценности территорий городов, поселков и курортных районов.

Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неуплаты налога в  установленный срок начисляется  пеня за каждый календарный день просрочки  исполнения обязанности по уплате налога (ст. 75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается  равной 1/300 действующей в это время  ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Сумма излишне уплаченного  земельного налога подлежит зачету в  счет предстоящих платежей налогоплательщика  по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика  и по решению налогового органа сумм излишне уплаченного налога может  быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение  недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма  налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Заявление о возврате суммы излишне  уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы  излишне уплаченного налога производится за счет средства бюджета, в который  произошла переплата, в течение  одного месяца со дня подачи заявления  о возврате. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более  чем за три предшествующих года. Налоговые органы ведут в установленном  порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также  не более чем за три предшествующих года. Земельный налог относится  на себестоимость продукции (работ, услуг). [17, с.27-28].

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Развитие налогообложения  земли в России

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансо¬вая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложе¬ния. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси раз¬личалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

С развитием техники обложения  появились более совершенные  спо¬собы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или ме¬нее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал вла¬дельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определе¬нию объекта, т. е. чистого дохода с земли».

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание  реко¬мендаций финансовой науки и практического опыта позволили выра¬ботать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

 

 

От общего понятия о  кадастре перейдем к доходности и  устройству поземельного налога на примере  России.

В России поземельный налог  был старой формой обложения, ссыл¬ки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образо¬валась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся качеством и количест¬вом земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной, посошная по¬дать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

В 1875 г. в бюджете России появился новый «государственный позе¬мельный» налог, образовавшийся в результате реформы существовав¬шего с 1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государст¬венным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на ос¬нове Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казен¬ных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области опреде¬лялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невели¬ко. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.

Большое значение имел поземельный  налог, взимавшийся с государ¬ственных крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введе¬нии подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платили еще оброк своим помещикам, а госу¬дарственные крестьяне платили только подушную подать. Для устране¬ния этого неравенства и была введена оброчная подать с государствен¬ных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губер¬ниях 4-го класса.

Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые  вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные  доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных  земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее  одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов  соответствующего бюджета.

Земельный налог относится  к группе платежей за пользование  природными ресурсами, среди которых  занимает примерно 70 %.

Так как земельный налог  относится к группе местных налогов  и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Наблюдаемая тенденция к  росту собранных или назначенных  к исполнению сумм земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например, заложенная в федеральный бюджет на 2001 год сумма земельного налога составляет 3 995,5 млн. руб., что на 104,5 млн. руб. больше, чем в 2000 году

При этом ставки земельного налога на 2001 год, а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков остались неизменными.

При анализе отчетов об исполнении бюджетов различных уровней  можно обратить внимание на то, что, как правило, назначенные суммы  земельного налога выше, чем фактически собранные. Особенно трудным является положение на уровне области. Так, в 1997 году земельный налог был собран в сумме порядка 40 % от назначенной к исполнению. В последующие годы положение существенным образом не изменилось: сбор составляет немногим более 50 % суммы, заложенной в утвержденном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЛИ

2.1. Изменения, которые произошли в связи с введением новой главы о земельном налоге 29 ноября 2004 года президент подписал закон о земельном налоге в редакции согласительной комиссии. Документ был доработан весьма оперативно - за две недели. По мнению экспертов, по сравнению с прошлой редакцией произошло не так уж много изменений. Правку, внесенную депутатами, можно назвать косметической.

Закон о земельном налоге заменил действующий с 1991 года Закон "О плате за землю". Основное изменение в налогообложении земли согласно новому закону: ставка теперь будет зависеть не от категории участка, а от его кадастровой стоимости. Федеральный закон устанавливает только предельные ставки налога, их конкретный размер будут определять местные власти. Размер налога на землю будет составлять 0,3 процента от стоимости для сельхозземель, приусадебных участков и земель, занятых жилым фондом и 1,5 процента для остальных участков.

Налог полностью зачисляется  в региональные бюджеты, и потому естественно, что сенаторы отнеслись  к его рассмотрению гораздо внимательнее депутатов Госдумы. Вопрос наполнения региональных бюджетов в последнее  время стал особенно болезненным. Из-за перераспределения налоговых доходов  региональные бюджеты теряют в 2005 году, по расчетам Минфина, 139,1 миллиарда  рублей. Это приблизительно 6 процентов  всех доходов. При этом объем средств, выделяемых субъектам Федерации  из федерального бюджета, сокращается  с 2,5 процента до 2 процентов ВВП. Предсказать, насколько вырастут расходы регионов из-за монетизации льгот и изменения  распределения бюджетных полномочий, аналитики пока не берутся, но ситуация, по их мнению, может оказаться сложной.

Введение в действие новой  главы о земельном налоге в  срок может несколько поправить  ситуацию. За счет сокращения списка льгот, которые по старому закону предоставлялись  на сумму 42 миллиарда рублей, до 6 миллиардов рублей, местные бюджеты соберут  в будущем году 50 миллиардов рублей вместо 46 миллиардов в этом.

Госдума приняла новую  главу кодекса 29 октября, а 10 ноября Совет Федерации отклонил закон. Возражения сенаторов вызвало предложение  правительства рассчитывать размер налога, исходя только из кадастровой  стоимости участков без каких-либо поправок на возможную погрешность  этой методики. Во время обсуждения законопроекта в Совете Федерации  отмечалось, что работа по кадастровой  оценке земель до сих пор не завершена, тогда как именно она служит налоговой  базой по этому налогу. По мнению парламентариев, отсутствие кадастровой  оценки не позволяет оценить налоговые  ставки и предлагаемые вычеты из налоговой  базы.

Кроме того, сенаторы высказались  за увеличение предельной ставки налога в два раза: до 0,6 процента для  сельхозземель, приусадебных участков и земель, занятых жилым фондом, и до 3 процентов для всех остальных участков. Они также предложили дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков. В частности, изменить порядок взимания налога с научных организаций. Согласно принятому депутатами в первоначальной редакции закону, льгота для этой категории налогоплательщиков отменялась. В случае если бы закон остался без изменений, Российской академии наук пришлось бы заплатить налог на землю в 2005 году в размере 4 миллиардов рублей. Это около трети всего бюджета РАН.

Существенные возражения сенаторов вызвало и то, что  налогом будут облагаться только земли, находящиеся в частной  собственности и бессрочном пользовании

Однако переписывать закон, как пришлось бы для удовлетворения всех требований сенаторов, депутаты не стали. Статьи о кадастровой стоимости  остались без изменения. Этот вопрос будет решаться уже за счет принятия поправок в Земельный кодекс. Что  касается проблем ученых, то они  решены лишь частично. В закон добавлено  положение, в соответствии с которым  от налогообложения освобождаются  Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельхознаук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Но касается это лишь земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми в научных целях. И вводится эта норма сроком всего на 1 год. Ученых такой расклад не устраивает. Они утверждают, что сформулированная таким образом поправка предоставляет льготу всего лишь 2 процентам земель. Чтобы не разорить ученых, согласительная комиссия рекомендовала правительству разработать механизмы компенсации этих затрат их федерального бюджета. Однако вопрос о том, когда и в какой степени будут компенсированы эти расходы, остался открытым.

Информация о работе Земельный налог