Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических основ анализа качества и конкурентоспособности продукции, а также анализ качества зернового хозяйства ОАО «Сервис».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции;
- дана оценка современного состояния объекта исследования;
- проведен анализ качества зерна в организации.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.01 Кб (Скачать файл)

 

Динамика ресурсного потенциала и результативных показателей в ОАО «Сервис» за 2010-2012 гг. имеют разновекторную направленность.

Общая площадь землепользования за анализируемый период увеличилась на 6 га, что не связано с вовлечением новых земель в сельскохозяйственный оборот, так как площадь сельскохозяйственных угодий осталась неизменной. 100%-ая распаханность земель сельскохозяйственного назначения не противоречит зерновой направленности организации.

За рассматриваемый период в ОАО «Сервис» на 12,7 % увеличились среднегодовая стоимость активов и на 4,3 % собственный капитал организации, что можно назвать положительной тенденцией.

Среднесписочная численность работников за 3 последних года увеличилась на 1 работника. В 2011 г. в связи с аномальными погодными условиями была увеличена списочная численность трактористов-машинистов. Результаты анализа трудовых ресурсов позволяют сделать вывод о размерах хозяйствования ОАО «Сервис». Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства»  от 24.07.07 № 209 – ФЗ установлено, что если средняя численность работников за год составляла от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно, то предприятие можно отнести к категории средних.

Об устойчивом развитии отрасли растениеводства свидетельствует высокий показатель энергетических мощностей в организации. Так в 2011 г. энергообеспеченность в среднем по области составила 175 л. с. на 100 га посевов, тогда как в ОАО «Сервис» этот показатель равен 229 л. с. В натуральном выражении это означает следующее: оснащенность тракторами в ОАО «Сервис» соответствует среднему уровню по области (4 трактора на 1000 га пашни). Обеспеченность зерноуборочными комбайнами в организации выше, чем средний показатель по области на 0,5 пункта (2,5 комбайна на 1000 га посевов  против 2).

Динамика развития результативных показателей в организации не соответствует положительной динамике ресурсного потенциала. За рассматриваемый период выручка от продаж сократилась на 15,7 %, г, а главный результативный показатель деятельности - прибыль до налогообложения – на 25,8%.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.08 №556 установлено, что если за предшествующий год выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает 60 млн. руб., то предприятие может быть отнесено к категории микропредприятий, каким является ОАО «Сервис»  т.к. данный показатель в 2011 году составил 54435 млн. руб.

Важной характеристикой деятельности организации является специализация – то есть сосредоточение производства на отдельных видах продукции.  Специализация позволяет производить с учетом конкретных природно-экономических условий максимальное количество продукции с минимальными затратами и характеризуется рядом показателей, основным из которых является структура товарной продукции.

Размер и состав выручки за 2010-2012 гг. отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Выручка от продажи продукции и ее структура

Отрасль и виды

продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

В среднем за 3 года

тыс. руб.

% к 

итогу

тыс. руб.

% к 

итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к 

итогу

Продукция

растениеводства-всего

59823

100,00

47646

100,00

49164

100,00

 

52211

 

100,00

Зерновые и

зернобобовые

культуры –всего

44778

74,85

30778

64,60

30005

61,03

35187

67,39

в т.ч. пшеница

38092

63,67

29445

61,80

28218

57,40

31918,33

61,13

   гречиха

9

0,02

167

0,35

20

0,04

65,33

0,13

   ячмень

5768

9,64

780

1,64

1582

3,22

2710

5,19

  рожь

909

1,52

436

0,92

185

0,38

510

0,98

Продукция

растениеводства

собственного

производства,

реализованная в

переработанном виде

11762

19,66

14564

30,57

14308

29,10

13544,67

25,94

Прочая продукция

растениеводства

3283

5,49

2304

4,84

4851

9,87

3479,33

6,66


 

Анализ данных таблицы 2 выявил, что товарный ассортимент ОАО «Сервис» представлен традиционными для хозяйств Пензенской области видами растениеводческой продукции. Выявлена тенденция к снижению (на 18 % за рассматриваемый период) выручки от продажи продукции в ОАО «Сервис», что может быть вызвано  как сокращением количества товарной продукции, так и снижением закупочных цен на продукцию при прежних или снижающихся объемах реализации, что оказывает отрицательное влияние на деятельность организации. Наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции занимают зерновые и зернобобовые культуры – 67,39 % в среднем за 2010-2012 гг., в том числе пшеница – 61,13 %.

За 2010-2012 гг. прослеживается тенденция к увеличению выручки от продажи продукции растениеводства собственного производства, реализованной в переработанном виде (на 2546 тыс. руб.) и прочей продукции растениеводства (на 1548 тыс. руб.).

Товарная специализация организации определена по формуле:

Ксп =     100 _____                   ∑(Удi*(2n-1)),                                                                 

где    Удi – удельный вес изучаемого вида продукции в общем объеме всей товарной продукции (%)

n – порядковый номер этого вида продукции в общем ранжированном ряду (первый ранг – по наибольшему проценту).

Ксп =_________________100______________________________ =0,63

        (61,13*1+25,94*2+6,66*3+5,19*4+0,98*5+0,13*6)

Коэффициент специализации ОАО «Сервис» равен 0,63, что говорит об его углубленной специализации на производстве пшеницы.

Важную роль при анализе производственных мощностей играет анализ динамики производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

В таблице 3 представлены данные, отражающие динамику производства сельскохозяйственной продукции ОАО «Сервис».

 

 

Таблица 3 - Динамика объемов производства продукции

растениеводства, ц

Вид продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Базисный темп роста, %

Зерно

133940

55168

67338

50,27

Сено многолетних

1150

4900

3540

307,83

Семена многолетних

х

80

80

-

Сено однолетних

6150

-

6460

104,88

Сенаж

31000

14000

30000

96,77

Силос

х

х

25000

-





 

Анализ данных таблицы 3 показал, что динамика производства зерна в организации имеет тенденцию к снижению – так, в 2012 г. по сравнению с 2009 г валовый сбор сократился на 49,83 %. Все большее внимание уделяется производству прочей продукции растениеводства, а также продукции растениеводства собственного производства, реализованной в переработанном виде, напротив, в ОАО «Сервис»

Заготовка сена многолетних трав увеличилась более чем в 3 раза, с 2011 г. стало заготавливаться сено однолетних трав, а с 2012 г. – силос.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и организаций.

Деятельность любой организации носит циклический характер, в пределах которого осуществляется привлечение необходимых ресурсов, использование их в производственном процессе, реализация производственного продукта, работ, услуг и получение финансовых результатов.

Динамика и значения составляющих экономического результата ОАО «Сервис» приведены в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4 - Состав и динамика прибылей (убытков), тыс. руб.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к

2010 г.

Доходы и расходы по обычным видам

деятельности

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

 

 

 

64566

 

 

 

56335

 

 

 

54435

84,31

Себестоимость проданных товаров,

продукции, работ, услуг

 

45547

 

43442

 

41754

91,67

Валовая прибыль

19019

12893

12681

66,68

Коммерческие расходы

6

6

6

100,00

Управленческие расходы

5497

5060

6364

115,77

Прибыль (убыток) от продаж

13516

7827

6311

46,69

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

 

   154

 

    79

 

    12

   7,79

Проценты к уплате

2479

2344

2522

101,73

Прочие доходы

1127

11260

7342

651,46

Прочие расходы

1331

6639

3070

230,65

Прибыль (убыток) до налогообложения

10987

10183

8073

73,48

Прочее

113

-

521

461,06

Чистая прибыль (убыток)

10874

10183

7552

69,45


 

Сокращение выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг) на 15,7 % в 2012 г. по сравнению с 2010 г. свидетельствует о том, что ОАО «Сервис» все меньший доход получает от основной деятельности, и эту тенденцию можно назвать отрицательной. Снижение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на 8,5 % произошло за счет уменьшения объемов производства и реализации.

Базисный темп убыли себестоимости (91,67 %) опережал базисный темп убыли выручки (84,31 %), и это негативно отразилось на размере валовой прибыли. За рассматриваемый период этот показатель снизился на 33,32 %.

Ежегодное превышение суммы прочих доходов организации над суммой прочих расходов, процентов к уплате, положительно повлияло на величину прибыли до налогообложения, однако в динамике этот показатель сократился на 16,5 %. Конечный результат деятельности организации за рассматриваемый период - чистая  прибыль,  имеет положительное значение, однако в динамике прослеживается сокращение этого показателя на 31,5 %.

 

2.2 Анализ качества зернового хозяйства

 

Для оценки эффективности работы предприятия полученный результат сопоставляется с затратами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность в широком смысле слова.

Уровень рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, а также доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Этот показатель более полно, чем прибыль характеризует окончательный результат деятельности. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке величины прибыли, получаемой с 1 руб. вложенных средств.

Динамика показателей рентабельности продаж и затрат различных видов продукции растениеводства ОАО «Сервис» отражены в таблице 5.

Анализ данных таблицы 5 выявил, что отрасль растениеводства за рассматриваемый период имеет снижающуюся рентабельность как продаж, так и затрат (за 3 года рентабельность продаж отрасли снизилась на 6,14 %, затрат – 10,88 %). Наиболее рентабельным в ОАО «Сервис» является производство и продажа пшеницы – рентабельность продаж в среднем за 3 года составляет 32,0 %, затрат – 47,15 %. Относительно стабильным является производство и продажа продукции собственного производства, реализованной в переработанном виде. Рентабельность продаж в среднем за период составляла 21,4 %, рентабельность затрат – 27, 2 %.

 

 

 

 

Таблица 5 - Рентабельность основных видов сельскохозяйственной

продукции, %

Вид продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Рентабельность продаж

Рентабельность

затрат

Рентабельность продаж

Рентабельность

затрат,

Рентабельность продаж,

Рентабельность

затрат

Растениеводство - всего

30,45

43,78

26,71

36,44

24,81

32,9

Зерновые и зернобобовые культуры, всего

33,85

51,19

30,68

44,27

30,12

43,10

в том числе: 
пшеница

34,81

53,39

31,00

44,92

30,14

43,15

ячмень

32,18

47,44

21,37

27,18

30,91

44,74

гречиха

33,23

50,00

45,51

83,51

0,15

0,18

овес

32,18

47,44

19,73

24,56

21,08

26,71

Продукция

растениеводства

собственного

производства,

реализованная в

переработанном виде

21,57

27,52

21,57

27,50

21,03

26,63

Прочая продукция

 растениеводства

15,87

18,86

6,00

6,37

3,09

3,19

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции