Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических основ анализа качества и конкурентоспособности продукции, а также анализ качества зернового хозяйства ОАО «Сервис».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции;
- дана оценка современного состояния объекта исследования;
- проведен анализ качества зерна в организации.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.01 Кб (Скачать файл)

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения «узких» мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

 

 

 1.3 Методика анализа качества

 

Первая задача анализа качества продукции – изучить динамику перечисленных в предыдущем пункте показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. Для обобщения оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции; путем сравнения его фактического и планового уровней находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта

.

Вторая задача анализа заключается в определении влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ДТП), выручку от реализации продукции (ДВ) и прибыль (ДП). Расчет производится следующим образом:

,

ΔВ = (Ц1 – Ц0) · VРП1,

ΔП = [(Ц1 – Ц0) · VРП1] – [(С1 – С0) ) · VРП1],

где    Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

VPП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по вышеприведенным алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена определяется следующим образом:

.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

 ;

 ; 
 .

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; 
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; 
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; 
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Методы определения значений показателей качества продукции:

1. По способам получения информации:

а) измерительный метод — основан на информации, получаемой от технических измерительных средств;

б) регистрационный - используется информация, получаемая путем подсчёта (регистрации) числа определенных событий (например, регистрация количества отказов изделия при испытаниях);

в) органолептический - используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, вкуса и т.п. Точность и достоверность результатов зависят от квалификации лиц, выполняющих эту работу, а также от специальных технических средств (микроскопы, микрофоны и т.п.). Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания (напитки, кондитерские, табачные и парфюмерные изделия);

г) расчётный — основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров. Применяют при проектировании продукции, когда ещё отсутствует опытный образец.

2. По источникам получения информации:

а) традиционный - показатели качества определяются работниками экспериментальных лабораторий, конструкторских отделов и т.д. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к эксплуатационным;

б) экспертный - показатели качества определяются на основе решения специалистов-экспертов;

в) социологический - основан на мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.

Для оценки уровня качества продукции применяют следующие методы.

1. Дифференциальный метод предусматривает  определение единичных показателей и их сравнение с базовыми величинами.

Уровень качества продукции считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже базового.

2. Комплексный метод основан  на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщенный показатель может быть выражен тремя типами показателей:

а) главный показатель устанавливают при наличии необходимой информации (например, для автобусов - производительность в пассажиро-километрах);

б) интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции.

в) средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества.

3. Смешанный метод основан на  одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции.

Для оценки качества нескольких видов разнородной продукции используются: индекс качества и индекс дефектности. Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет. Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОАО

«СЕРВИС»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия

 

ОАО «Сервис» создано в соответствии с Указом Президента РФ №721 от 01.07.1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», на основании решения Малого Совета народных депутатов Мокшанского района Пензенской области от 29 июня 1992 г. №51. Оно является сельскохозяйственным предприятием, правопреемником государственного предприятия «Ремтехпред». Юридический адрес: Пензенская область р.п. Мокшан, ул. Победы, 5. Почтовый адрес тот же, ОКПО 27733914, ИНН-5823000132. Центральная усадьба хозяйства расположена в р.п. Мокшан, которая связана с областным центром асфальтированной дорогой федерального значения.

В настоящее время общая площадь землепользования составляет 9423 га, в том числе 9383 га сельхозугодий, из них 9383 га пашни. ОАО «Сервис» расположено в 44 км от города Пензы.

Размер предприятия оказывает большое влияние на условия ведения его хозяйственной деятельности. При ведении предпринимательской деятельности происходит коммерческое расслоение на крупный, средний и малый бизнес, что впоследствии влияет на условия кредитования. Законодательством граница  между предприятиями крупного, малого и среднего бизнеса определена лишь формально. Однако от величины размера и оборотов предприятия зависит срок выплаты полученного кредита, величина процентной ставки по кредиту и многие другие дополнительные сервисы.

Оценка деятельности ОАО «Сервис»  дана на основе критериев отнесения предприятия к категориям малого и среднего предпринимательства, предусмотренных статьей 4 ФЗ № 209 от 24.07. 07:

- средняя  численность работников;

- выручка  от реализации товаров (работ, услуг);

- балансовая  стоимость активов и т.д.

Данные показатели, а также дополнительные, характеризующие уровень развития предприятия представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Динамика ресурсных и результативных показателей деятельности ОАО «Сервис»

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонения от

2012 г.(+,-)

2010 г.

2011 г.

Общая земельная площадь, га

9423

9429

9429

6

-

в том числе:

  сельскохозяйственных  угодий

 

9383

 

9383

 

9383

-

-

из них:

  пашня

 

9383

 

9383

 

9383

 

-

 

-

Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

100743

97045

115357

   

Среднегодовая стоимость

собственного капитала, тыс. руб.

 

63632

 

60072

 

66353

   

Стоимость основных средств на

конец года, тыс. руб.

41275

41676

40075

-1200

-1601

Энергетические мощности, л.с.

13497

14084

14307

810

223

Среднегодовая численность работников, чел.

137

143

138

1

-5

Выручка от продаж, тыс. руб.

64566

56335

54435

-10131

-1900

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

13516

7827

6311

-7205

-1516

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

10874

10183

8073

-2801

-2110

Рентабельность производства, %

41,76

18,01

15,11

-26,65

-2,90

Рентабельность продаж, %

20,9

13,9

11,59

-9,31

-2,31

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции