Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:20, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических основ анализа качества и конкурентоспособности продукции, а также анализ качества зернового хозяйства ОАО «Сервис».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции;
- дана оценка современного состояния объекта исследования;
- проведен анализ качества зерна в организации.
Фактором первого порядка, оказывающим влияние на прибыль от продажи продукции является ее структура. Увеличение удельного веса высокосортной продукции и снижение доли низкорентабельной продукции являются важными резервами роста прибыли от продаж. При проведении факторного анализа качества производимой продукции и ее влияние на финансовый результат учтем, что цена является количественным фактором, а себестоимость и цена количественным.
ПП=ОРi*(Цi-Сi),
где ОРi – количество реализованной продукции, ц.
Цi – средняя цена реализации единицы продукции, руб.
Сi – себестоимость единицы продукции, руб.
При введении в формулу структурного фактора, она принимает следующий вид:
ПП=∑ОРi*УВi *(Цi-Сi),
где УВi – удельный вес отдельной продукции.
При анализе влияние качества продукции на прибыль от реализации, используется способ цепных подстановок.
Зерновое хозяйство в ОАО «Сервис» представлено производством пшеницы, ячменя, ржи. В организации производство зерна является основной деятельностью. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации зерновых приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа
зернового хозяйства
Вид продукции |
Объем реализации, ц |
Удельный вес, % |
Цена, руб./ц |
Полная себестоимость, руб./ц |
2011 г. базовый | ||||
Пшеница |
8670,75 |
94,0 |
339,59 |
234,33 |
Ячмень |
344,05 |
3,7 |
226,71 |
178,26 |
Рожь |
206,00 |
2,2 |
211,65 |
169,9 |
Итого |
9220,8 |
100 |
х |
х |
2012 г. отчетный | ||||
Пшеница |
5263,86 |
93,5 |
536,07 |
319,97 |
Ячмень |
321,20 |
5,7 |
492,53 |
386,36 |
Рожь |
43,20 |
0,8 |
428,24 |
340,29 |
Итого |
5628,26 |
100 |
х |
х |
Факторный анализ качественного состава реализованной продукции
ПП0=∑ОР0*УВ0*(Ц0-С0) :
92208,02*94,0%*(339,59-234,33)
ППусл1=∑ОР1*УВ0*(Ц0-С0) :
56282,54*94,0%*(339,59-234,33)
ППусл2=∑ОР1*УВ1*(Ц0-С0) :
56282,54*93,4%*(339,59-234,33)
ППусл3=∑ОР1*УВ1*(Ц1-С0) :
56282,54*93,4%*(536,07-234,33)
ПП1=∑ОР1*УВ1*(Ц1-С1) :
56282,54*93,4%*(536,07-234,33)
∆ ППобщ.= ∆ППусл1+ ∆ППусл2+ ∆ППусл3+∆ПП1
∆ППусл1= ППусл1- ПП0
∆ППусл1=5725149-9379530= -3654381
∆ППусл2= ППусл2- ППусл1
∆ППусл2=5714401-5725149=-10748
∆ППусл3= ППусл3- ППусл2
∆ППусл3=17004220-5714401=11289
∆ПП1=ПП1-ППусл3
∆ПП1=11754223-17004220=-
∆ ППобщ.= -3654381-10748+11289819-
В результате проведенных расчетов выявлено, что в целом за 2011-2012 гг. прибыль от реализации зерновых выросла на 2374 тыс. руб. За счет снижения объема реализации в 2012 г. прибыль снизилась на 3654 тыс. руб. Анализ влияния структурных сдвигов на финансовый результат от реализации зерна показал, что за счет изменения удельного веса зерновых в структуре реализованной продукции прибыль снизилась на 1074 тыс. руб. Рост цен в отчетном году привел к изменению в положительную сторону финансового результата на 11289 тыс. руб. Однако одновременно в ростом цен увеличилась и себестоимость, что привело к снижению прибыли на 5249 тыс. руб.
2.3 Анализ конкурентоспособности
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT – анализ, который является общепризнанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Данный метод дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями (таблица 7).
Таблица 7 - Стратегический SWOT – анализ ОАО «Сервис»
Преимущества |
Недостатки |
1.- использование новых 2 – развитая инфраструктура 3 – высокая квалификация персонала 4 – наличие всех видов ресурсов 5 – высокое качество продукции |
1 – затруднение со сбытом некоторых видов продукции 2 – высокая себестоимость продукции 3 – сокращение урожайности
зерновых 5 – зависимость основного производства от погоды и невозможность повлиять на климатические условия |
Возможности |
Угрозы |
1- перспективы для производства инновационных видов продукции 2 –выход на новые рынки и потребительские сегменты 3 – расширение ассортимента продукции 4 – увеличение объемов производства продукции |
1 – возможности появления 2 – сильнейшие природно- 3 – возрастающее давление перекупщиков сырья на цены 4 – снижение существующей доли рынка 5 – затоваривание рынка зерна более дешевым зарубежным сырьем |
Сравнение преимуществ и недостатков деятельности ОАО «Сервис» с возможностями и угрозами, выявлены следующие рекомендации по использованию неучтенных возможностей:
- осуществить
комплекс мер по контролю над
затратами основного
- оптимизировать
структуру выпускаемой
- провести работу по внедрению новой техники и технологий, которые будут способствовать интенсификации производства;
- расширить
ассортимент за счет
- усилить
конкурентные преимущества
Факторы конкурентоспособности ОАО «Сервис» и ТНВ «Пугачевское» (крупнейший игрок на рынке зерновых Пензенской области) рассмотрены в таблице 8.
Таблица 8 - Факторы конкурентоспособности
Фактор |
ОАО «Сервис» |
ТНВ «Пугачевское» |
Категория продавца |
производитель |
производитель |
Качество |
высокое |
высокое |
Уникальность товара |
уникальный |
уникальный; производство экологически чистой продукции |
Уровень цены |
средний |
выше среднего |
Ассортимент |
глубокий |
широкий |
Репутация продавца |
продавец, имеющий постоянных покупателей |
продавец качественной продукции, имеющий постоянных покупателей; широкая известность за пределами региона |
Анализ факторов конкурентоспособности выявил, что основной производитель зерна в регионе, рассматриваемый в качестве главного конкурента, имеет более высокую конкурентоспособность, выраженную главным образом в производстве экологически чистой продукции. Кроме того, хозяйство ТНВ «Пугачевское» имеет широкую известность за пределами региона за счет применения уникальной технологии выращивания зерна.
Сильные и слабые стороны ОАО «Сервис» и его основного конкурента мы могут быть выявлены при помощи SWOT- анализа, исходные данные для которого представлены в таблице 8.
Таблица 8 – SWOT-анализ конкурентов
ОАО «Сервис» |
ТНВ «Пугачевское» | |
1 |
2 |
3 |
Сильные стороны |
Широкий ассортимент, длительное существование на рынке, удобное географическое положение. |
Хорошая репутация у покупателей, удобное географическое положение. Широкая известность благодаря применению уникальных технологий. Лоббирование интересов хозяйства на уровне руководства региона. |
Слабые стороны |
Сложившийся необновляемый ассортимент. |
Довольно высокие цены. Распространение среди ряда сельхоз. производителей мнения о недобросовестности хозяйства и несоответствия заявленной технологии. |
Возможности |
Переход к более эффективным стратегиям маркетинга, расширение объемов производства. Упор на среднего и по размерам потребителя. |
Завоевание репутации главного производителя зерна в регионе, выход на новые рынки. |
Угрозы |
Изменение потребительских предпочтений, неблагоприятная политика государства. |
Неблагоприятные погодные условия для выбранной технологии производства зерна. |
Проведенный SWOT-анализ позволяют сделать вывод о необходимости применения ОАО «Сервис» комплекса маркетинговых коммуникаций для завоевания новых покупателей, незаинтересованных в покупке экологически чистого сырья (так как на этом рынке устойчивые позиции закреплены за ТНВ «Пугачевское»).
В ОАО основным сортом выращиваемой пшеницы является «Скипетр». Пшеница сорта Скипетр устойчива к полеганию, не осыпается при длительном перестое на корню. Сорт засухоустойчив, зимостойкость повышенная, устойчивость к морозам высокая.
Согласно заключению специалистов по показателю морозостойкости сорт Скипетр является лучшим сортом отечественной селекции. Не требователен к уровню агротехники, минерального питания и срокам сева.
Характеризуется высокими хлебопекарными качествами. Среднее содержание сырой клейковины в зерне 28,8%. Сорт включен в список ценных пшениц и Государственный реестр селекционных достижений. С 2009 г. сорт допущен к использованию в Средневолжском регионе.
В таблице 9 отражены сильные и слабые стороны озимой пшеницы сорта Скипетр.
Таблица 9 – Сильные и слабые стороны товара
Преимущество товара |
Слабые стороны товара | ||
Лучшее качество |
что его обеспечивает |
Недостатки |
методы их преодоления |
Сорт пшеницы Скипетр | |||
Высокий адаптивный потенциал |
Неприхотлив к почвенному плодородию, засухо-, морозо- и зимоустойчив, высококонкурентен к сорно-полевой растительности |
Восприимчивость к поражению снежной плесенью и в отдельные годы, склеротинией. |
Внесение необходимых доз минеральных удобрений для формирования сильного стеблестоя |
Отличные хлебопекарные качества |
Содержание белка выше стандарта на 2,0-2,5% и клейковины – на 6-8% (до 40%), сила муки – 370-400 е.а., объёмный выход хлеба – до 1275 куб. см. |
В условиях появления нового патогена продуктивные и качественные свойства ухудшаются |
Использование специальных протравливателей семян, применение гербицидов и фунгицидов |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Зерновое производство является основой всего продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. За счет хлебопродуктов удовлетворяется 35-38% дневной потребности человека в пище, от 40 до 50% в белке и углеводах. С учетом расхода зерна на производство продуктов животноводства его удельный вес в энергетическом содержании пищевого рациона населения составляет 50-60%. Качественный состав зернового хозяйства характеризуется структурным составом выращиваемых зерновых.
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции