Анализ выпуска и продажи готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями. Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами и аудиторскими фирмами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Организация бухгалтерского учета движения готовой продукции.
1.1 Понятие готовой продукции, задачи и принципы учета готовой продукции. Система нормативно правового регулирования учета готовой продукции……………………………………………………….. 6
1.2 Оценка готовой продукции…………………………………………. 13
1.3 Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции………………………………………………………………... 16

Организация учета движения готовой продукции на ООО «Сыктывкарский фанерный завод».
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………… 30
2.2 Особенности учета движения готовой продукции на ООО «Сыктывкарский фанерный завод»…………………………………….. 39
2.3 Определение финансового результата от продажи готовой продукции……………………………………………………………..… 49
2.4 Контроль за сохранностью готовой продукции……………………52

Анализ выпуска и продажи готовой продукции.
3.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа готовой продукции……………………………………………. 56
3.2 Анализ объема выпуска готовой продукции………………………63
3.3 Факторный анализ прибыли от продажи готовой продукции……76
Заключение……………………………………………………………..85
Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

готовый диплом.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

 

  Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах  организации. Дается формулировка определения  готовой продукции, как части  материально -производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора.  Рассматриваются способы оценки. 
5.Приказ МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».   
     Раскрывает  информацию принятия готовой продукции  к бухгалтерскому учету, о применении варианта оценки готовой продукции, учета и оформления первичных  документов, учета и контроля (инвентаризации) готовой продукции. 

Постановление Российского статистического агентства от 09.08.99 г. № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения».

 

     Приводит  унифицированные формы первичной учетной документации на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики. 
   
  
 

 

  Оценка  готовой продукции.

 

  
      В настоящее время применяется  шесть основных видов оценки готовой  продукции. 
По  фактической производственной себестоимости. 
      Этот  способ используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального  производства, выпускающих крупное  уникальное оборудование и транспортные средства. Может применятся на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции. 
По  неполной (сокращенной) производственной себестоимости  продукции,исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции. 
По  оптовым ценам реализации.  
      Оптовые цены применяются в качестве твердых  учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывается на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции является самым распространенным, так как позволяет сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. 
По  плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способе обуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Однако если плановая и нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовой продукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости. 
По  свободным рыночным ценам.  
      Этот  вариант оценки применяется для  учета товаров реализуемых через  розничную сеть. 
      Правильность отгрузки и продажи продукции производится при наличии следующих условий, если: 

заключены и правильно оформлены договора на поставку готовой продукции; 
правильно оформлены цены на отгруженную продукцию. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:
а) по свободным отпускным ценам и  тарифам, увеличенным на сумму НДС;
б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
в) по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);
правильно установлены отпускные цены, с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.

 

      Различают следующие виды франко-мест, до которых  все расходы по отгрузке продукции  несет поставщик: 
Франко-склад  поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование-поручение (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф); 
Франко-станция  отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны; 
Франко-вагон  станция назначения -  поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа; 
Франко-станция  назначения – все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик; 
Франко-склад  покупателя – кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.; 

своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за отгруженную продукцию; 
правильность оформления документов по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика; 
правильность организации складского учета готовой продукции; 
правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) зависит от выбранного предприятием метода учета реализации продукции (этот метод должен быть отражен в приказе по учетной политике предприятия); 
соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» в журнале-ордере №11 записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета). 
 
Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции.

 

  
      Для обобщения информации о наличии  и движении готовой продукции  предназначен счет 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность. Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по Дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции. 
      При признании в бухгалтерском учете  выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дт счета 90 «Продажи». 
      Если  выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском  учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по Кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные». 
      Согласно  п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н, готовая продукция может отражаться в бухгалтерском балансе: 

По фактической себестоимости; 
По нормативной (плановой) производственной себестоимости; 
По прямым статьям затрат.

 

      В случае учета по нормативной (плановой) себестоимости при списании готовой  продукции со счета 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции  сумма отклонений фактической производственной себестоимости, принятой в аналитическом учете, определятся по проценту, исчисленному исходя из отношений отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам. 
      Сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящаяся к  отгруженной и реализованной продукции, отражается по Кредиту счета 43 «Готовая продукция» и Дебету соответствующих счетов (счет 45 «Товары отгруженные» или счет 90 «Продажи») дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию. 
Формирование  себестоимости готовой  продукции 
      Согласно  Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) должны группироваться по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. 
      Установленная для соответствующей отрасли (подотрасли, вида деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены  в их себестоимость (так называемые прямые затраты). Прямые затраты списываются на счет 20 «Основное производство» с Кредита счетов 10, 60, 68, 70 и т.д. На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты. 
      В отличие от прямых косвенные затраты  невозможно в момент их возникновения  увязать с конкретным видом продукции, например амортизация зданий, арендная плата за пользование основными средствами, расходы на оплату управленческого персонала и т.д. Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы со счета 26 могут списываться непосредственно на счет 90 «Продажи» в зависимости от принятой учетной политики. При выборе учетной политики в данном вопросе предприятие определяет необходимость формирования полной либо неполной (ограниченной) себестоимости продукции. 
      В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства в промышленности наиболее часто используют: 

попередельный метод – на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, с непрерывным технологическим процессом; 
позаказный метод – в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также при выполнении опытных, экспериментальных и других работ; 
нормативный метод – на предприятиях пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Применение установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета согласно установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от них и по изменениям норм.

 

      При использовании для учета затрат на производство счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция отражается на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости. По Дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».  По Кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». Сопоставлением Дебетового и Кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1-е число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической сторнируется по Кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и Дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дт счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40  закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. 
            Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:  

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; 
по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; 
комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; 
по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; 
на рекламу; 
на представительские расходы; 
другие аналогичные по назначению расходы.

 

      В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности  следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы. 
      По  Дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в Дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению: 

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям); 
в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца); 
в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в Дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).

 

      Все остальные расходы, связанные с  продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). 
Учет  готовой продукции  на складе  
      Учет  готовой продукции на складе ведет  материально ответственное лицо, с которым заключается договор  о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий бухгалтерской службой открывается карточка количественного учета, которая передается на склад для дальнейшего учета. Записи в карточках (поступление, выбытие) делаются на основании первичных документов (накладных, лимитно-заборных карт, требований-накладных и т.д.) После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий, имеющихся на складе. Бухгалтерская служба обязана контролировать учет на складе путем периодических проверок правильности и полноты записей в карточках и выведения остатков. Одновременно необходимо проводить выборочную проверку соответствия фактического наличия готовых изделий данным оперативного складского учета, а также карточек складского учета, производственных и материальных отчетов на предмет соответствия данных аналитического и синтетического учета. 
Учет  продажи готовой продукции. 
      Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, определяет, что для целей  налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов. 
      Следует отметить, что метод продажи продукции по отгрузке пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются: неплатежеспособность многих предприятий; недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты; несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания; невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета продажи продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции. 
       Для учета реализации продукции  (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по: 

Информация о работе Анализ выпуска и продажи готовой продукции