Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством продукции на современном предприятии осуществляется при помощи комплекса методов. Обширный арсенал методов позволяет управлять качеством продукции не только после того, как продукция произведена, но и в течение всего процесса производства, что в условиях ограниченности ресурсов является наиболее ценным.
Соответственно, управление качеством продукции, а также методы, с помощью которых осуществляется управление, являются актуальным и представляют особую значимость в управленческом цикле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Качество как объект управления
1.1 Качество как экономическая категория…………………………………….
1.2 Качество как фактор конкурентоспособности…………………………....
1.3 Процессы и функции управления качеством продукции на
современных предприятиях…………………………………………………….
Глава 2. Анализ основных методов управления качеством продукции на современном предприятии
2.1 Классификация методов управления качеством продукции……………..
2.2 Анализ научно-технических методов управления качеством продукции на современном предприятии………………………………………………
2.3 Статистические методы как важнейший инструмент управления качеством продукции………………………………………………………..
Глава 3. Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции
3.1 Понятие и сущность бенчмаркинга………………………………………..
3.2 Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции……………...
3.3 Организация бенчмаркинга как метода управления качеством продукции……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ основных методов управления качеством продукции на современных предприятиях

2.1 Классификация  методов управления качеством  продукции

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества продукции6.

В практике управления качеством  выделяют четыре категории методов управления:

    1. экономические;
    2. организационно- распорядительные;
    3. научно-технические или инженерно-технологические7;
    4. социально-психологические;

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания  экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества продукции.

В группу экономических  методов включены следующие:

    • финансирование деятельности в области управления качеством. Например, кредитование для разработок новаций, новых, модернизируемых видов продукции;
    • хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
    • экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции, соответствующих их требованиям;
    • бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции;
    • ценообразование на продукцию с учетом их качества;
    • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
    • использование экономических мер воздействия на поставщиков.

Примером использования экономического метода выступает материальное стимулирование - в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: «более высокая зарплата – более высокое качество продукции».

Организационно-распорядительные методы управления осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества продукции. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включить следующие:

    • регламентирование (функциональное, должностное, структурное, общеорганизационное);
    • стандартизацию;
    • нормирование;
    • инструктирование (объяснение, разъяснение);
    • распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Научно-технические (или инженерно-технологические) методы управления качеством продукции. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством продукции научно-техническими методами. При этом объектом управления является непосредственно процесс, продукт, техническая проблема. Научно-технические методы можно классифицировать следующим образом:

    • технологические (автоматические методы настройки и регулирования, автоматизированные, механизированные, ручные);
    • статистические (выборочный контроль, статистический анализ, статистическое регулирование, семь простых методов);
    • комплексные (FMEA, QFD, ФСА);
    • экспертные (метод сопоставления, метод рангов);
    • исследовательские (бенчмаркинг, анализ портфеля заказов, оценка привлекательности бизнеса);
    • методы сродства (матричная диаграмма, граф связей, блок-схема процессов).

Из технологических  методов наиболее приемлем автоматический метод управления качеством, когда  отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств.

Наряду с ними в  практике управления качеством широко используются статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный  комплекс способов отслеживания качества и включают статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, статистический анализ, статистическую оценку качества. Часто при анализе проблемы используются графические методы, в том числе метод контрольных карт. При использовании метода статистического анализа применяются также диаграммы Парето. Они дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решать комплекс вопросов, связанных с качеством.

В решении многих управленческих задач, в том числе и при  управлении качеством, наиболее часто используются экспертные методы.

Социально-психологические  методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей  в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметить следующие:

    • способы повышения дисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
    • формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
    • приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
    • способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
    • приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
    • способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.

Таблица 2.18

Классификация методов  управления качеством

 

Признак

Экономический

Организационно-распорядительный

Научно-технический

Социально-психологический

Мотивы поведения

Материальный интерес

Соблюдение требований к качеству

Профилактика качества и проблем  качества

Моральный интерес

Объект управления

Стоимость

Лицо или подразделение

Процесс, продукт, деятельность

Рабочий или коллектив

Проблема управления

Экономическая

Организационная

Техническая

Социальная

Основа выбора методов

Технико-экономический анализ

Организационный анализ

Статистический анализ

Социально психологические исследования


 

Все вышеперечисленные  методы управления качеством так  или иначе ориентированы на обеспечение  высокого уровня качества продукции. Объектом управления научно-технических методов  выступают непосредственно продукт, процесс, деятельность (таблица 2.1). Остальные же методы направлены на управление другими объектами, такими как стоимость, персонал. Цена продукции является показателем ее качества, соответственно изменение цены может повлиять на представления потребителей о качестве продукта. Поэтому, влияя на стоимость, можно влиять и на качество продукции. Управляя персоналом, стимулируя его, создавая благоприятные условия, также можно повышать качество продукции, например, сокращать брак или разрабатывать какую-то совершенно новую удовлетворяющую максимальному числу требований потребителей продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ научно-технических методов управления качеством продукции на современном предприятии

 По существу  все научно-технические методы управления качеством можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования.

Современное состояние  науки и техники позволяет  осуществлять управление качеством разнообразными технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта9. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.

Наиболее приемлем для более  полного удовлетворения требований потребителей целенаправленный автоматический метод управления качеством10. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и особенно для технического контроля качества продукции. В последнем случае применение автоматического метода особенно важно, так как он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия11.

Использование автоматического технического контроля качества продукции обязывает изготовителя применять неразрушающие методы контроля. Однако в некоторых случаях могут применяться на определенных стадиях производства разрушающие способы контроля.

Наряду с указанными способами  в практике управления качеством  широко используются также статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных. В соответствии с положениями стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества продукции. Стандарты ориентируют на разработку механизма применения статистических методов на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и кончая ее утилизацией после использования. Более подробно статистические методы рассматриваются в пункте 3  главы 2 данной курсовой работы.

При реализации технологических методов  управления качеством продукции  часто используют графические методы. Графические методы основаны на применении графических средств анализа статистических данных. В эту группу могут быть включены такие методы, как контрольный лист, диаграмма Парето, схема Исикавы, гистограмма, диаграмма разброса, расслоение, контрольная карта, график временного ряда и др. Данные методы не требуют сложных вычислений, могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами. Овладение ими не представляет особого труда не только для инженерно-технических работников, но и для рабочих. Вместе с тем это весьма эффективные методы. Недаром они находят самое широкое применение в промышленности, особенно в работе групп качества.

По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования  изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока продукции, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке12. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат — если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию — то уже в 100 раз больше, через две стадии — в 1000 раз и т.д. Концепция управления качеством требует изменения подхода к разработке новой продукции, поскольку ставится вопрос не просто поддержания определенного, пусть и достаточно высокого, уровня качества, а удовлетворенность потребителя. Для того, чтобы снизить затраты, учесть в большей степени пожелания потребителей и сократить сроки разработки и выхода на рынок продукции, применяются комплексные методы управления качеством продукции. Комплексные методы представляют собой специальные технологии разработки и анализа разработанных изделий и процессов. Данная группа методов включает в себя такие инструменты как:

  • функционально-стоимостный анализ (ФСА) — технологию анализа затрат на выполнение изделием его функций; ФСА проводится для существующих продуктов и процессов с целью снижения затрат, а также для разрабатываемых продуктов с целью снижения их себестоимости;
  • FMEA–анализ (Failure Mode and Effects Analysis) — технологию анализа возможности возникновения и влияния дефектов на потребителя; FMEA проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов;
  • технологию развертывания функций качества (QFD — Quality Function Deployment), которая представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства;

Рассмотрим более подробно каждый из этих инструментов.

Функционально–стоимостной анализ (ФСА)

ФСА начал активно  применяться в промышленности, начиная с 60-х годов, прежде всего в США. Его использование позволило снизить себестоимость многих видов продукции без снижения ее качества и оптимизировать затраты на ее изготовление. ФСА остается и по сей день одним из самых популярных видов анализа изделий и процессов. ФСА является одним из методов функционального анализа технических объектов и систем, к этой же группе методов относятся ФФА и FMEA. При проведении ФСА определяют функции элементов технического объекта или системы и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с тем, чтобы эти затраты, по возможности, снизить. Проведение ФСА включает следующие основные этапы:

Информация о работе Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции