Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:54, реферат
Стратегия является важным инструментом управления развитием фирмы, методология формирования которой основывается как на классических подходах к процессу выбора альтернатив, известных в теории принятия управленческих решений, так и на современных методах стратегического анализа, опирающихся на концепцию конкурентных преимуществ, определение стратегической зоны хозяйствования и стратегического потенциала предприятия.
Анализ существующих подходов к разработке и реализации стратегии позволяет нам выделить в качестве их основного недостатка линейность в построении стратегических перспектив.
Введение 3
1 Сущность понятия «вид бизнеса», «портфельная стратегия» и этапы процесса разработки портфельной стратегии как части общего стратегического плана компании 5
2 Процесс портфельного анализа 7
3 Диверсификация портфеля при создании торговых стратегий 10
Заключение 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение 3
1 Сущность
понятия «вид бизнеса», «портфельная
стратегия» и этапы процесса
разработки портфельной
2 Процесс портфельного анализа 7
3 Диверсификация
портфеля при создании
Заключение 16
Список литературы 17
Стратегия является важным инструментом управления развитием фирмы, методология формирования которой основывается как на классических подходах к процессу выбора альтернатив, известных в теории принятия управленческих решений, так и на современных методах стратегического анализа, опирающихся на концепцию конкурентных преимуществ, определение стратегической зоны хозяйствования и стратегического потенциала предприятия.
Анализ существующих подходов
к разработке и реализации стратегии
позволяет нам выделить в качестве
их основного недостатка линейность
в построении стратегических перспектив.
Это обуславливает актуальность
вопроса формирования модели, позволяющей
анализировать тенденции в
Изучение зарубежного и отечественного опыта свободного организационного развития показывает, что:
- в наши дни как у
организаций, выстраивающих
- в современном хаотично
меняющемся организационном
- в организациях, не имеющих
четко сформулированной
- успех сопутствует тем
организациям, чьи стратегии нацелены
на активное использование их
внутреннего потенциала для
- ни разработка и осуществление
эффективной стратегии, ни
Характер экономических отношений в обществе предопределяет и характер управления и, соответственно, планирования. В условиях административно-командной системы управления, характерной для централизованной государственно регулируемой экономики, вопросы перспективного планирования производственно-хозяйственной деятельности и развития организации занимали, мягко говоря, далеко не первые позиции среди вопросов, стоящих перед управленцами предприятий и организаций.
В современных условиях хозяйствования повышается роль менеджмента и маркетинга в управлении деятельностью предприятий всех отраслей деятельности, как торговых, так и производственных. Рынок играет важную роль в экономике нашей страны, повышении благосостояния граждан.
Целью моей работы является раскрытие мер и подходов к формированию портфельной стратегии товарной компании.
Под стратегическим планированием мы понимаем процесс планирования долгосрочных целей (целей развития) хозяйственной системы и путей их достижения. Предмет стратегического планирования составляет планирование продуктово-ассортиментной программы и потенциала предприятия.
Стратегическое планирование является первым и важнейшим этапом процесса управления развитием организации. Задача стратегического планирования в условиях нестабильной внешней среды заключается в выборе и организации такой деятельности предприятия, которая вела бы к достижению поставленных целей, несмотря на негативное влияние внешней среды.
Стратегическое планирование как деятельность, направленная на будущее предприятия, имеет непосредственное отношение к принятию инвестиционных решений, так как призвана обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, которые должны обеспечить достижение этих целей.
Под портфельной стратегией диверсифицированного предприятия понимается определение перспектив различных видов бизнеса и принятие решений об инвестировании средств в развитие. Основными задачами при этом являются:
− оценка и обеспечение баланса портфеля с точки зрения поддержания равновесия между бизнес-единицами, требующими инвестиций или приносящими доход;
− формирование четких задач каждой бизнес-единицы в соответствии с занимаемой позицией на рынке.
В экономической литературе понятие «бизнес» обычно рассматривается весьма обобщенно, как определенный самостоятельный вид деятельности, приносящий доход. Для уточнения организационно-управленческих механизмов формирования портфельной стратегии предприятия нами предлагается рассматривать отдельный вид бизнеса в 2-х измерениях: организационно-правовом (организационная или внутренняя среда) и рыночном (внешняя среда). Первое характеризует организационную или внутреннюю среду бизнеса компании, второе – внешнюю рыночную.
Организационная среда в общем случае рассматривается в фокусе стратегической бизнес-единицы (СБЕ). Однако в практике управления многих российских компаний структура управления остается линейно-функциональной, и выделяемые при этом бизнес-единицы (товарные группы, производства, дивизионы) имеют номинальный статус единиц планирования, а разработку и реализацию стратегии для них осуществляет центральный аппарат.
Рыночную среду можно
рассматривать как
Наиболее часто в литературе рассматривается 2-х или 3-х уровневая модель, отражающая этапы процесса формирования стратегии компании.
Крупная диверсифицированная фирма, состоящая из нескольких подразделений, которые выступают в качестве дивизионов или стратегических бизнес-единиц, имеют, как правило, три уровня стратегических решений: корпоративный, деловой и функциональный.
Согласно авторской позиции, процесс формирования портфельной стратегии имеет два уровня. Вначале на уровне СБЕ оцениваются перспективы (позиции) различных областей бизнеса и формируются обобщенные планы развития и инвестиционные проекты по выбранным направлениям. Затем эти планы рассматриваются и согласуются на высшем корпоративном уровне, и принимаются окончательные решения о развитии определенных направлений.
Разработке портфельной стратегии должен предшествовать стратегический анализ внутренних возможностей компании и ее внешнего окружения (SWOT-анализ).
Если СБЕ действуют в одной области бизнеса, или система управления централизована, и управление деятельностью в стратегических областях бизнеса осуществляется из одного центра, центр тяжести проведения портфельного анализа переносится на корпоративный/верхний уровень.
Процесс портфельного анализа осуществляется по следующей схеме:
1. Все виды деятельности компании (ассортимент продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса (СЕБ).Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Задача идентификации или выделения СЕБ достаточно сложна. По мнению специалистов, СЕБ должна соответствовать следующим критериям:
а) обслуживать рынок, а
не работать на другие подразделения
организации. Считается, что если свыше
60% продукции бизнес-единицы
б) иметь своих потребителей и конкурентов;
в) самостоятельно планировать и осуществлять производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
г) оценивать свою деятельность на основе учета прибылей и убытков;
д) руководство бизнес-единицы должно контролировать ключевые факторы успеха, которые определяют успех на рынке.
Руководствуясь указанными
критериями, менеджеры решают, что
собой представляет СЕБ: отдельную
фирму, подразделение организации,
продуктовую линию или
2. Определяется относительная
конкурентоспособность этих
3. Разрабатывается стратегия
каждой СЕБ, и бизнес-единицы
со схожими стратегиями
4. Руководство оценивает
стратегии всех СЕБ с точки
зрения их соответствия
Достоинствами портфельного анализа являются возможность логического структурирования и наглядного представления стратегических проблем организации, применимость в качестве основы для генерирования стратегий, относительная простота представления результатов, акцент на качественные стороны анализа. Кажущаяся простота матричных методов обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынков, о сильных и слабых сторонах организации и ее основных конкурентов. Проведение такого анализа предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде и должна извлекаться из самых разных источников.
Недостатками портфельного анализа является использование данных о текущем состоянии бизнеса, что позволяет получить картину настоящего (или даже недавнего прошлого), которую опасно экстраполировать в будущее. Кроме того, выводы, сделанные на основании анализа портфеля дают лишь общую ориентацию и требуют уточнения и детализации [7, с. 326-328].
Различными авторами и
консультационными фирмами
1 |
Матрица рост-доля рынка, разработанная Бостонской консалтинговой группой БКГ |
2 |
Матрица общественного сектора, разработанная Дж. Монтанари и Дж. Брэкером |
3 |
Матрица возможностей товар-рынок, предложенная известным американским специалистом по стратегическому менеджменту Игорем Ансоффом |
4 |
Матрица привлекательность
отрасли-сильные стороны (конкурентоспособность)
СЕБ, разработанная фирмами « |
5 |
Матрица направленной политики,
разработанная Британско- |
6 |
Матрица анализа эволюции рынка, разработанная Чарльзом В.Хофером и Деном Шенделем (Hofer/Schendel) |
7 |
Матрица жизненного цикла отрасли, разработанная консалтинговой компанией Артур. Д. Литтл (ADLLC) |
Чаще всего используют
три типа матриц портфельного анализа:
матрицу рост-доля рынка (БКГ), матрицу
привлекательность отрасли-
Однако поскольку
Информация о работе Диверсификация портфеля при создании торговых стратегий