Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Цель, данной курсовой работы заключается в изучении аспектов качества как основы конкурентоспособности фирмы и ее продукции на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...….5
Глава 1. Качество как один из составляющих конкурентоспособности
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества…….………7
1.2 Факторы, формирования конкурентоспособности товаров и услуг………………………………………………………………………………15
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………23
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Дагнефтепродукт»
2.1 Общая характеристика ОАО «Дагнефтепродукт»………………….25
2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия
2.2.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции………...28
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции……………………...30
2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости…………………………………...32
Глава 3. Основные направления совершенствования качества продукции
3.1 Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества………………………………………………………………………..…35
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии………………………………….......................................................42
Заключение………………………………………………………...……..49
Список использованной литературы…………………………...…….51

Файлы: 1 файл

Качество как важнейщий фактор конкурентоспосости.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………...….5

Глава 1. Качество как один из составляющих конкурентоспособности

1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества…….………7

1.2 Факторы, формирования конкурентоспособности товаров и услуг………………………………………………………………………………15

1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………23

Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности  продукции предприятия на примере ОАО «Дагнефтепродукт»

2.1 Общая характеристика  ОАО «Дагнефтепродукт»………………….25

2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия

2.2.1. Анализ обобщающих  показателей качества продукции………...28

2.2.2. Оценка конкурентоспособности  продукции……………………...30

2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости…………………………………...32

Глава 3. Основные направления совершенствования  качества продукции

3.1 Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества………………………………………………………………………..…35

3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии………………………………….......................................................42

Заключение………………………………………………………...……..49

Список использованной литературы…………………………...…….51

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Все выше изложенное объясняет огромное значение, важность и актуальность изучения качества фирмы и ее продукции.

Цель, данной курсовой работы заключается в изучении аспектов качества как основы конкурентоспособности  фирмы и ее продукции на рынке.

Для достижения цели в  работе поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятия  и сущность качества;

- изучить управления  качеством продукции; 

- проанализировать финансово-хозяйственную  деятельность - предприятия; 

- определить направления  совершенствования качества продукции.

Предметом исследования является вопросы качества, как основа конкурентоспособности.

Объектом исследования является ОАО «Дагнефтепродукт».

В качестве информационной базы исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученных  и практиков, посвященные проблемам качества и конкурентоспособности, бухгалтерская отчетность ОАО «Дагнефтепродукт».

 Курсовая работа  состоит из ведения трех глав, заключения и списка 

использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы его цель и задачи, определенны предмет и объект исследования.

В первой главе «Качество - один из сотавляющих конкурентоспособности» рассмотрены понятия и сущность качества, а так же даны основы управление качеством продукции.

Во второй главе «Анализ  качества и конкурентоспособности продукции предприятия» (на примере ОАО «Дагнефтепродукт»), дана общая характеристика предприятия и проведен анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия.

В третьей главе определены основные направления совершенствования качества продукции.

В заключении даны краткие  выводы и предложения по проведенному исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Качество - один из составляющих конкурентоспособности

1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества

 

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия.

Повышения качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  научно-технического прогресса, рост эффективности, производства, экономию всех видов ресурсов, исследуемых на предприятиях. Рост, качества, продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила весь мир, будь то европейские, американские или азиатские предприятия. И качество продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.

Качество - это совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять потребности  в соответствие с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Она  способствует рациональному использованию ресурсов.

Совокупность свойств  не может быть плохой или хорошей  вообще. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор  свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или в технических условиях. При этом применяются термин - «уровень качества» (в зарубежной литературе - относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности не прерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее не качественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место, в оценке качества продукции  или услуг отводятся потребителю, стандарты законны и правила (в  том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория - это  общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Показатели качества продукции.

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с  аналогичными свойствами, это могут  быть: вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и  другие. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; экономические показатели; и другие.

В зависимости от потребности используется тот или иной показатель или показатели. Так, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности и надежности; экономики финансовых ресурсов, снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии - долговечность.

Показатели назначения характеризует основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности эксплуатации - безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности - показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации' характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а так же уровень унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Экономические показатели обращают удобство эксплуатации изделия  человеком.

Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс

антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенствование  изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

Показатели транспортабельности  отражают; степень возможности транспортировки  изделия различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потребления продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, Т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Совокупность перечисленных  показателей  формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующий глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Но помимо всех этих показателей  важна и цена изделия. Именно с  ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми она обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономическим оптимальным  качеством понимается соотношения качества и затрат, или единицы качества, что можно представить формулой:

Копт = Q/Cr,  (1)

Копт - экономически оптимальное качество;

 Q - качество изделия;

Cr - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество включающее самые разнообразные показатели.

Этим занимается целая  наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества изделия на рубль затрат.

И так, качество продукции  в условиях современного производства важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому  ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все- от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включении в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация системы управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно- технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставании в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Опыт показывает, что внедрение  международных стандартов ограничиваются не только высокими требованиями к организации материально-технического снабжения, финансирования программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера, вызванными пережитками старого мышления. Предприятия внедряют стандарты, с пониманием необходимости осуществление этой работы, в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины не выполнения состоят с нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии, большую трудность представляют организации маркетинговой деятельности и осуществления прогноза необходимого уровня качества изделия.

Поэтому решить задачу достижения и  поддержания продукции на уровне, обеспечивающим постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме  того, большинство промышленных предприятий России на сегодняшней не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто.

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потребления продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Универсальная схема управления качеством  продукции, представлена на рис.1.1

 

 

Рис.1.1 Схема управления качеством продукции:

           прямая связь;                  обратная связь.


 

 

Сущность всякого управления заключается в разработке управляющих  решений и последующей реализации, предусмотренных этими решениями, управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственных стадиях жизненного цикла продукции.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции