Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Цель, данной курсовой работы заключается в изучении аспектов качества как основы конкурентоспособности фирмы и ее продукции на рынке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...….5
Глава 1. Качество как один из составляющих конкурентоспособности
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и качества…….………7
1.2 Факторы, формирования конкурентоспособности товаров и услуг………………………………………………………………………………15
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………23
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия на примере ОАО «Дагнефтепродукт»
2.1 Общая характеристика ОАО «Дагнефтепродукт»………………….25
2.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия
2.2.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции………...28
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции……………………...30
2.2.3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены продукта и среднего уровня себестоимости…………………………………...32
Глава 3. Основные направления совершенствования качества продукции
3.1 Формы стимулирования деятельности по совершенствованию качества………………………………………………………………………..…35
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии………………………………….......................................................42
Заключение………………………………………………………...……..49
Список использованной литературы…………………………...…….51

Файлы: 1 файл

Качество как важнейщий фактор конкурентоспосости.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, изымаются  морально устаревшие на отдельных рынках товары. Ситуацию на рынке необходимо постоянно контролировать, только в этом случае фирма сможет принять правильное решение о производстве новых изделий и снятии устаревших.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

 В отдельных отраслях  нашей промышленности и особенно  за рубежом существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода (нередко 10— 12 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.

В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В  связи с этим на любом предприятии  очень важны аналитико-поисковые  усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что, внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции  являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности  решения:

- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов),  комплектующих изделий или конструкции продукции;

- изменение порядка проектирования продукции;

- изменение технологии изготовления продукции, методов

- испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

- изменение порядка реализации продукции на рынке;

- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования поставщиков;

- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров  конкурентов.

 

3.2 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг на предприятии

     

Современная политика передовых  отечественных· и зарубежных предприятий  в области качества заключается  во взаимосвязанных и неотделимости  ее общей политики предприятия. Техническая, экономическая политика рассматриваются как естественный результат или средство успешного решения задач качества.

К таким задачам относится:

    • Расширения или завоевания новых рынков;
    • Достижения технического уровня продукции превышающего уровень

ведущих предприятий;

    • Улучшения важнейших показателей качества продукции;
    • Снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
    • Развитие сети сервисных услуг;
    • Увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.

Для успешной реализации этих задач необходимо выделить основные направления и определится в общих принципах действий в области качества. После составления «дерева проблем предприятия», его анализа и

разработки целей предприятия  разрабатывается перечень основных проблем обеспечения и повышения  качества продукции (рис. 3.1), в котором отражаются узкие места в состоянии на качества продукции. На основе анализа узких мест определяются направления работ по повышению качества.

 

Рис. 3.1 Основные направления работ по повышению качества продукции

 

Естественно, что для каждого предприятия и вида ее продукции формулировки направлений работ по повышению качества продукции будут различными. Однако в этих направлениях имеются много наиболее общих для всех предприятий направлений. Такими достаточно общими направлениями обеспечения и повышения качества продукции являются следующие направления:

         1. Организация системы учета и анализа выявленных дефектов и недостатков изделий предприятия, находящихся в эксплуатации у потребителя;

       2. Разработка организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции по всей нити производственного процесса - от материалов, комплектующих до выпуска конечного изделия.

       3. улучшения  качества выпускаемых изделий путем совершенствования конструкции отдельных узлов и деталей (частичная модернизация);

   4. применение более эффективных материалов (например, металлов более высокого качества), прогрессивных технологических процессов, более совершенного оборудования (например, совершенных процессов лазерной обработки, автоматизации производства).

   5. Сокращение выпуска устаревших видов деталей, узлов, агрегатов и конечных изделий;

       6. проектирование  новых  изделий, с  показателей качества, соответствующими высшими достижениями науки и техники.

       7. Освоение и увеличение производство новых прогрессивных изделий, качество которых выше лучших мировых образцов или соответствует им.

        8. Внедрение прогрессивных стандартов, усиление требований к качеству стандартов продукции предприятия и к качеству стандартов предприятий поставщиков сырья, материалов комплектующих.

       9. Определение оптимального уровня качества продукции предприятия по наиболее значимым показателям качества (например, долговечности, безотказности, уровнем унификации конечных изделий и их составных частей).

        10. Повышение  обеспеченности  выполнения  требований техники безопасности при эксплуатации изделия.

        11. Учет требований экологии, охраны окружающей среды.

        12. Снятие с производства морально устаревших и не пользующихся спросом изделий.

    13. Расширение применения унифицированных изделий, узлов и деталей.

         14. Экологическое стимулирование выпуска качественной высокоэффективной продукции с учетом годового экономического эффекта от ее изготовления и применения потребителем.

      15. Координации работ по повышению качества продукции разных предприятий, участвующих в обеспечении данного изделия, с целью согласования сроков повышения качества изделий до требуемого уровня.

          16. Введение штрафных санкций для предприятий поставщиков некачественной продукции, отображение условий санкций в договорах о поставки.

           17. Совершенствования технической документации всех видов, в том числе на сырье, материалы, комплектующие.

           18. Повышение квалификации персонала предприятия, регулярное обучение по вопросам обеспечения повышения качества производимой продукции.

           19. Организация мероприятий по выявлению причин возникновения недостатков в качестве продукции и устроения причин их возникновения.

             20. Создание на предприятии системы комплексного управления качеством  продукцию. Разработка функциональных обязанностей персонала

подразделений предприятия по обеспечению качества продукции.

               21. Создание пунктов текущего обслуживания и ремонта продукции, купленной истребителями, укомплектование их квалифицированными техниками (для товаров длительного пользования).

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствия товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.

ОАО «Дагнефтепродукт»  в настоящее время стабильно  работает, зарабатывает и вкладывает большие средства в реконструкцию и обновление основных фондов, и решение социальных проблем.

Ежегодно на реконструкцию  и обновления основных фондов предприятия  расходует 50-70млн. руб.

В 2003 году произведена реконструкция нефтепирса N21 с заменой всех трубопроводов и оборудования - 25 млн. руб.

Предприятиями произведена  реконструкция одной из 3х котельных  с газификацией и установкой 4х - новых котлов паропроизводительностью 30 тонн пара в час стоимостью 12 млн. руб.

Ведется строительство  новой котельной мощностью 50 тонн пара в час сметной стоимостью 21.5 млн. руб. За последние три года произведен капитальный ремонт 10-ти стальных резервуаров емкостью - 5-1 О тыс. тонн каждый с заменой днищ, кровли, с полной заменой на новое резервуарное оборудование противопожарных средств стоимостью 13.4 млн.руб., построены новые нефтетрубопроводы, паропроводы, водопроводы на сумму более 17 млн.руб., идет реконструкция электроподстанций, электрических линий стоимостью 3.2млн.руб. Предприятие произвело реконструкцию связи со строитеЛЬСТВ9М новой (АТС) телефонной станции на 500 номеров, проложены новые кабельные линии, со сметной стоимостью 3.7млн.руб.

Предприятия в 2002-2003 годах  приобрело противопожарную технику  на сумму 4'змлн.руб., в том числе  автомобиль марки «КАМАЗ». Такой автомобиль для тушения пожаров единственный в республике Дагестан.

Предприятия вкладывает значительные средства в берегоукрепление, то есть его защиту от моря.

В 1991-2001 годах предприятия  произвело реконструкцию эстакады налива-слива сырых нефтей стоимостью 4.7 млн.руб. В 2003 году произведена реконструкция для налива-слива светлых нефтепродуктов стоимостью 4.9 млн.руб.

Предприятие вложило  большие средства в реконструкцию  автозаправочных станций. В городе Махачкале в 2001-2003 годах реконструированы АЗС, с установкой нового современного оборудования, строительством магазинов, станций технического обслуживания сметной стоимостью 50млн.руб.

В настоящее время  эти заправочные станции предприятия  отвечают всем самым современным  Европейским требованиям.

Вся реконструкция основных средств и сооружений ведется  предприятием только за счет собственных  средств. Среднемесячная заработная плата  за 2005 год составило 5195 руб. и она  является одной из высоких в республике.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции