Качество и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»1: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Содержание работы

1. Качество и конкурентоспособность..................................................................3
1.1 Понятие качества, конкуренции и конкурентоспособности.....................3
1.2 Стратегии конкурентной борьбы организаций (виоленты, эксплеренты, коммутанты и патиенты)........................................................................................9
1.3 Индекс удовлетворенности потребителей................................................11
Практические задания...........................................................................................15
Задание 3................................................................................................................19
Список использованной литературы...................................................................20

Файлы: 1 файл

Управление качеством. Михаил Баитов.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Качество и конкурентоспособность..................................................................3

    1.1 Понятие качества, конкуренции и конкурентоспособности.....................3

    1.2 Стратегии конкурентной борьбы организаций (виоленты, эксплеренты, коммутанты и патиенты)........................................................................................9

    1.3 Индекс  удовлетворенности потребителей................................................11

Практические  задания...........................................................................................15

Задание 3................................................................................................................19

Список использованной литературы...................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие качества, конкуренции и конкурентоспособности

 

Понятие качества продукции  регламентировано в Российской Федерации  государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»1: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств  не может быть плохой или хорошей  вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик  лишь на какой-то период времени, а потребности  непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции  или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в  том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Понятие «конкуренция» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова и в узком смысле (как оно должно быть определено в законодательстве).

В широком смысле конкуренция - процесс соперничества хозяйствующих субъектов на товарном рынке за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров с использованием различных методов конкурентной борьбы.

В законодательстве (в узком смысле) конкуренция может быть определена как «процесс соперничества на товарном рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров, в пределах, установленных законом».

В основном конкуренцию следует рассматривать как институт частного права, прежде всего торгового и гражданского.

Законодательство  о конкуренции зарубежных стран  часто связывает конкуренцию  именно с торговлей.

Именно необходимость  продать товар и продать его  на наиболее выгодных условиях заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции. Производитель вынужден думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут ему продать товар как можно более выгодно.

Помимо такого понятия, как «конкуренция», в новой Программе развития конкуренции в Российской Федерации2 появились новые понятия – «конкурентная среда» и «развитая конкурентная среда».

Согласно указанной  Программе конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.

Как указано  в Программе, состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется  высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.

В экономической  литературе выделяется несколько основных концепций конкуренции, где определяющими признаками являются3:

-  поведение продавцов и покупателей;

-  структура рынка и наличие барьеров, препятствующих входу на рынок;

-  использование достижений научно-технического прогресса;

-  распределение ограниченных ресурсов;

-  отношение к потребителю.

Преимущественное  положение занимают определения  понятия конкуренции, в которых  акцент делается на поведение субъектов рынка. Классическая экономическая школа исследовала конкуренцию в период становления рыночных отношений в капиталистическом обществе. А. Смит трактовал конкуренцию как "совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке»4.   Он выделил пять основных условий функционирования конкуренции:

-  конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

- число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

-  хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных 
возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией);

- у конкурентов  должна быть свобода действовать  в соответствии с этим 
знанием (данная свобода связана в числе прочего с отсутствием барьеров входа на рынок);

-  необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока 
ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Говоря о  конкуренции, исследователи выделяют две ее разновидности: совершенную и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция  «предполагает наличие столь большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке»5.

Уточним основные признаки совершенной конкуренции:

1)     однородность продукции;

2)      многочисленность всех субъектов рынка;

3)      отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него;

4)     совершенная информация (информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех).

По мнению исследователей, основной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю. Но в отличие от совершенной конкуренции субъекты рынка монополистической конкуренции обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших фирм производит продукцию одного функционального назначения, но не идентичную6.

Согласно Закону «О защите конкуренции»7 конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором  технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и  т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают  тот товар, который более полно  соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Многие компании индустриально  развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может  меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов8.

 

 

1.2. Стратегии  конкурентной борьбы организаций  (виоленты, эксплеренты, коммутанты  и патиенты)

 

 

Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:

- большое число конкурентов;

- однородность выпускаемых товаров;

-наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты;

- высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);

- зрелость, насыщенность  рынков (эта ситуация сегодня  характерна

для мирового компьютерного  рынка, столкнувшегося с насыщением

потребностей  покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

Один из вариантов  метода сравнительных преимуществ  предложен российским экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию9.

Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается всереже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность