Качество продукции, показатели и оценка его уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством следует рассматривать как комплексную систему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов управления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления пред-приятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждого вида продукции, но и отдельного предприятия.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Качество продукции, показатели и оценка его уровня..........................5
2. Международная стандартизация продукции и ее сертификация.......11
3. Система управления качеством продукции..........................................16
4. Организация технического контроля качества продукции.................22
Заключение...................................................................................................29
Список литературы......................................................................................31

Файлы: 1 файл

Контроль качества.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.........................................................................................................3

 

1. Качество продукции, показатели и оценка его уровня..........................5

2. Международная стандартизация  продукции и ее сертификация.......11

3. Система управления качеством продукции..........................................16

4. Организация технического контроля качества продукции.................22

 

 

Заключение...................................................................................................29

Список литературы......................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Качество продукции — это совокупность ее свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений (или личного потребления). Требования к качеству продукции формируются потребителем (Покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.

Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.

Действия, осуществляемые при разработке, производстве и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества, составляют основу управления качеством продукции. Оно заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на объекты управления — процессы (условия, факторы), от которых зависит качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Управление качеством  продукции основано на стандартизации, представляющей нормативно-техническую базу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта. Работу по повышению качества следует вести в рамках системного подхода, охватывающего весь жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и потребления продукции определенного вида от начала исследования возможности ее производства до прекращения потребления. На предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуру, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В настоящее время  все шире используются международные  стандарты (например, ИСО серии 9000), отражающие международную практику управления качеством продукции на предприятиях. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предусматривает: улучшение экономического положения предприятия, расширение или завоевание новых рынков сбыта, достижение технического, уровня продукции, превышающего достигнутый на ведущих фирмах, ориентацию на удовлетворение потребителя, выпуск новой высококачественной продукции, снижение дефицитности выпускаемой, увеличение ее гарантийных сроков службы и др.

Управление качеством  следует рассматривать как комплексную  систему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов управления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждого вида продукции, но и отдельного предприятия.

 

 

1. Качество продукции,  показатели и оценка его уровня

 

Современный мировой  рынок представляет собой арену жесткой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции, определяющих потребности покупателя.1

Качество продукции  представляет собой совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Повышение качества продукции равноценно увеличению ее выпуска.

Уровень качества различных  видов продукции определяется через соответствующую систему показателей, которые характеризуют свойства определенных изделий, учитываемые применительно к условиям их эксплуатации или потребления. Показатели качества продукции являются неодинаковыми в разных отраслях экономики.2 Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.

1. Обобщающие, характеризующие  общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой, цементной отраслях промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.

2. Комплексные, характеризующие  несколько свойств изделий, включая  затраты, связанные с разработкой,  производством и эксплуатацией.  В каждой отрасли промышленности  применяются свои специфические комплексные показатели.

3. Единичные, характеризующие  одно из свойств продукции.  Они подразделяются на показатели:

назначения, характеризуют  приспособленность изделий для  использования по назначению и область их применения, например мощность двигателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, ходимость шин, или их пробег до износа, процент содержания полезного вещества в сырье и т. д.;

надежности и долговечности. Надежность — это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации, например частота отказов изделия, вероятность отказу, безотказность, сохраняемость, работоспособность и т. п. Долговечность — это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния, например срок службы, ресурс работы;

технологичности изделия, характеризуют эффективность конструкции  машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочно-сти  и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости, коэффициент рационального использования прогрессивных материалов в изделии и т. д.;

эргонометрические, позволяющие  определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они характеризуют систему человек — изделие — среда и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, запыленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места. С их помощью измеряются параметры продукции, влияющие на работоспособность человека при ее эксплуатации;

эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, целостность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т. п. С их помощью устанавливается художественно-конструкторский уровень изделия;

стандартизации и унификации, определяющие степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности), например отношение стандартизированных и унифицированных частей изделия к общему числу частей в изделии, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции;

патентно-правовые, характеризующие  удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты, патентной чистоты);

транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоемкость упаковки;

экономические, характеризующие  затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, экономическую эффективность ее эксплуатации. К ним относятся цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделия, эксплуатационные издержки как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия.3

Технический уровень продукции зависит от совокупности показателей технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значения показателей оцениваемого образца с базовым. Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.

Выбор базового образца  для сравнения является сложным  решением вопроса о приведении экспортного изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия.

В качестве базовых образцов могут выступать:

на стадии разработки:

1. Перспективная модель машины или оборудования, показатели которой основаны на самых современных достижениях науки и техники и будут наиболее полно отвечать конкретной потребности в реальном будущем;

2. Поставляемое на  товарный мировой рынок изделие,  обладающее наиболее высокими техническими показателями и имеющее тенденцию к снижению его экономических показателей на перспективу;

на стадии изготовления и реализации:

3. Лучшие зарубежные  изделия, поставляемые на конкретный  рынок, показатели качества которых  отвечают самым высоким требованиям, а затраты потребителя, связанные с его приобретением и эксплуатацией, являются наиболее низкими по сравнению с другими аналогичными изделиями;

4. Изделие, пользующееся  наибольшим спросом на рынке  конкретной страны или определенного  региона и не обязательно обладающее наивысшими показателями (в зависимости от уровня экономического развития страны и платежеспособности потребителя).

Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции.4

Необходимо учитывать, что с момента выбора образца до выхода на рынок проходит определенный период времени, в течение которого на рынке может появиться другое, более качественное изделие. Поэтому, ориентируясь даже на самый лучший существующий образец, необходимо не только обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия, но и учитывать динамику развития показателей технического уровня образца на перспективу.

Исходную информацию о значениях показателей качества базового образца (конкурента) составляют: ♦ фирменные, национальные, международные стандарты, действующие в стране предлагаемого экспорта; ♦ технические регламенты, правительственные постановления, устанавливающие правила и требования к импортируемым в данную страну товара: безопасность, экология, охрана здоровья, маркировка, транспортировка, хранение, эксплуатация и т. д.; ♦ юридические нормы поставки товаров в страну экспорта; данные о патентной чистоте экспортных изделий и защите прав экспортера; ♦ справочники таможенной статистики страны предлагаемого экспорта; ♦ фирменные и национальные статистические и научные сборники; ♦ отраслевые периодические и специальные журналы и статистические обзоры, издаваемые за рубежом, каталоги фирм, проспекты и рекламные материалы; ♦ результаты испытаний изделий за рубежом; ♦ нормы и расценки, связанные с доставкой, хранением, эксплуатацией и ремонтом, техобслуживанием машин и оборудования и другими операциями с товаром за рубежом; ♦ результаты посещения специалистами фирм, выставок, ярмарок. Для оценки технического уровня и качества продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы.

Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий.

Смешанный метод —  сочетание дифференциального и  обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных груцн свойств.

При смешанном методе оценки выполняются следующие действия:

часть единичных показателей  объединяют в группы и для каждой группы определяют соответствующий  обобщающий показатель. Отдельные важные показатели не объединяют в группы, а применяют их в дальнейшем анализе как единичные;

на основе получаемой совокупности обобщенных и единичных  показателей оценивают уровень качества изделий дифференциальным методом.

Информация о работе Качество продукции, показатели и оценка его уровня