Контроль качества обучения по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования.
Задачи курсовой работы:
1. Анализ литературы для установления сущности педагогического контроля учебных достижений в свете современной образовательной практике.
2. Изучение влияния педагогического контроля на качество образования.
3. Анализ опыта внедрения тестирования в рамках текущего контроля на примере уроков информатики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
1 Контроль учебных достижений как элемент управления качеством образования…………………………………………………………………………….6
1.1 Педагогический контроль: сущность, характеристика, виды…………………6
1.2 Анализ понятия качества образования в современной школе………………..12
2 Описание опытной работы по реализации педагогического контроля учебных достижений обучающихся (на материале уроков по информатике)…………….18
2.1 Тестирование как одна из текущих форм контроля учебных достижений обучающихся…………………………………………………………………………..18
2.2 Применение текущего тестирования в рамках педагогического контроля на примере изучения темы по информатике…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………..28
Список источников…………………

Файлы: 1 файл

Контроль и мониторинг качества обучения по информатике1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Камчатский государственный  университет имени Витуса Беринга»

2012 – 2013 учебный  год

 

 

 

 

Кафедра информатики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Методика профессионального обучения»

 

Тема: Контроль качества обучения по информатике

 

 

 

Выполнил студент физико-

математического факультета,

специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» очной формы обучения 4 курс, группа ПО-091

Лихачёв Дмитрий  Денисович

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Малежикова  Айна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2013 г

Аннотация

Данная курсовая работа изложена на 26 листах машинописного текста. Список источников включает 14 наименований.

Объект исследования – процесс управления качеством образования в современной школе.

Предмет исследования – педагогический контроль в современной школе.

Цель работы – функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования.

Результат исследования –  разработанные методические рекомендации для преподавателей информатики по проведению тестирования как контроля качества обучения и разработан тест для контроля знаний учеников после изучения темы.

Области применения – учреждения среднего профессионального образования.

 

Annotation

This course work is set out on 26 sheets of the typescript. Source list includes 14 names.

The object of study - the process of quality management education in today's schools.

Subject of research - teaching control in the modern school.

Purpose - to function, and pedagogical control in the modern school and its impact on the quality of education.

The result of the study - developed guidelines for teachers of computer science for the test as a quality control of training and developed a test to monitor pupils' knowledge after studying the topic.

Applications - institutions of vocational education.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………4

1 Контроль учебных достижений как элемент управления качеством образования…………………………………………………………………………….6

1.1 Педагогический контроль: сущность, характеристика, виды…………………6

1.2 Анализ понятия качества образования в современной школе………………..12

2 Описание опытной работы по реализации педагогического контроля учебных достижений обучающихся (на материале уроков по информатике)…………….18

2.1 Тестирование как одна из текущих форм контроля учебных достижений обучающихся…………………………………………………………………………..18

2.2 Применение текущего  тестирования в рамках педагогического  контроля на примере изучения  темы по информатике…………………………………………..26

Заключение…………………………………………………………………………..28

Список источников……………………………………………………………………29

Приложение……………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством  образования. Для того, чтобы управлять  образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтом актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.

Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы  обоснованно судить о том, насколько  точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать учащихся к успешному овладению школьными.

Объектом курсового  исследования является процесс управления качеством образования в современной  школе.

Предметом курсового исследования является педагогический контроль в современной школе.

Цель курсовой работы – изучение функций и видов  педагогического контроля в современной  школе и его влияния на качество образования.

Задачи курсовой работы:

1.  Анализ  литературы для установления сущности педагогического контроля учебных достижений в свете современной образовательной практике.

2.  Изучение  влияния педагогического контроля  на качество образования.

3.  Анализ  опыта внедрения тестирования  в рамках текущего контроля  на примере уроков информатики.

Гипотеза: если регулярно и своевременно проводить  тестирование в качестве текущего контроля при обучении информатике, то это приведет к повышению компетенции учащихся в области информатики и повышению качества образования.

Методы исследования:

Психолого-педагогический анализ тестирования как средства педагогического  контроля (на материале уроков информатики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Контроль учебных достижений как элемент управления качеством образования

1.1 Педагогический  контроль: сущность, характеристика, виды

Представление о проверке знаний школьников как  об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала  является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.

Контроль - это  одновременно и объект теоретических  исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью  контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениям учащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений.

Само понятие  «педагогический контроль» применительно  к учебному процессу имеет несколько  трактовок. С одной стороны, педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников или студентов.

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости  от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

·  предварительный,

·  текущий,

·  итоговый,

Назначение  предварительного контроля состоит  в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех  понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с достигнутым позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить профессионализм педагога.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль над ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

 Текущий  контроль необходим для диагностирования  хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в ходе усвоения материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Обычно текущий  контроль осуществляется посредством  устного опроса, который все время  совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные ошибки.

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы  и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения,

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного  повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе  дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.[ 2, c. 64-73]

Универсальной процедуру контроля делает целый  спектр его функций:

1) проверочная  — заключается в выявлении степени освоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда;

2) обучающая  — предполагает совершенствование  системы ЗУН, их обобщение,  систематизацию, применение в новой  ситуации;

3) развивающая  — подразумевает стимулирование  познавательной потребности школьника,  формирование его творческх способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

4) социальная  — призвана сориентировать ребенка  в процессе обучения на достижение  определенной цели (с учетом выбора  будущей профессии);

5) аксиологическая  — служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

6) диагностическая  — означает, что для использования  наиболее адекватной по интенсивности  методики обучения необходимо  владеть информацией не только  о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах;

7) прогностическая  — помогает предоставлять опережающую  информацию об учебно-воспитательном  процессе с целью стратегического  руководства, создания модели дальнейшего развития. [8, с. 75]

Традиционных  средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной  системе будущего необходимо смещать  акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания, интегративность организации информации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.

Информация о работе Контроль качества обучения по информатике