Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами как зарубежных, так и российских предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга,
выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,
рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.
Стр.
Введение
2
1.
Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия
3
2.
Использование контроллинга для эффективного управления предприятием
14
3.
Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства
18
Заключение
29
Использованная литература
30
Приложение
28
Содержание
|
| Стр. |
|
Введение
|
2 |
1. | Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия
|
3 |
2. | Использование контроллинга для эффективного управления предприятием
|
14 |
3. | Контроллинг и управление затратами: применение в реальном секторе производства
| 18 |
| Заключение
| 29 |
| Использованная литература
| 30 |
| Приложение
| 31 |
Введение
В последнее время современная экономика неразрывно связана с таким понятием как "управленческий учет". Один из подходов к определению этого понятия является термин "контроллинг". В настоящее время управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что приближает его к термину "контроллинг", при этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней отчетности" предприятия. Термин контроллинг не случайно является однокоренным со словом "контроль", это подчеркивает связь учета с управлением. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия "контроллинг", реального использования его в практической деятельности в качестве метода управления затратами как зарубежных, так и российских предприятий. Выполнение поставленной цели может быть достигнуто через выполнение следующих задач:
раскрытия положительных аспектов в использовании контроллинга,
выявления основных особенностей процесса контроллинга в деятельности предприятий,
рассмотрения практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.
В написании работы будут использоваться публикации следующих российских изданий: "Бухгалтерский учет", "Экономика и жизнь" и т.д. Кроме этого, в работе будут применяться справочные материалы из компьютерной сети Интернет, в частности GAAP - библиотека по тематике "Управленческий учет" и пр.
1. Контроллинг как методика совершенствования практической деятельности предприятия
Общеизвестно, что в зависимости от решаемых задач предприятие может быть рассмотрено с различных точек зрения, например:
Как система движения товарно-материальных ресурсов;
Как социально-технологическая система;
Как система движения финансов и т.д.
Естественно, каждая точка зрения рождает свой способ учета и управления на предприятии. В настоящее время в мире используется комплекс консалтинговых услуг по созданию методики учета и управления крупным предприятием с точки зрения движения финансов, который называется "контроллинг".
Контроллинг - это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. С помощью его могут быть решены следующие традиционные проблемы учета и управления:
Низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
Неконтролируемая дебиторская задолженность;
Слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;
Неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;
Нехватка оборотных средств;
Уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.
Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.
Технологическое управление делегируется соответствующему руководителю среднего уровня и, тем самым, локализуется в рамках тех подразделений предприятия, которые ведут определенную технологическую деятельность. Области бизнеса, где применение контроллинг наиболее эффективно-многопрофильные холдинги, разветвленные финансово-производственные структуры. То есть те виды бизнеса, где можно достаточно естественно разделить финансовое и производственное управление. /1,2/
Есть виды бизнеса, где дистанцироваться от текущих производственных проблем не всегда удается. Это растянутые во времени процессы типа стройки электростанции, стадиона или судна на верфи (технологический процесс длится несколько лет и переструктурировать затраты без прерывания технологического процесса не всегда просто). Здесь наиболее велика вероятность изменения производственных планов. Производственный процесс может разворачиваться не всегда так, как предполагалось - финансирование может прерываться и выход на прибыль происходит в непрогнозируемый момент времени. Или же, например, уже по ходу строительства периодически возникает возможность сделать что-то не так, как было запланировано - купить комплектующие у нового производителя или внести усовершенствования в конструкцию. В таких областях проведение контроллинга наименее эффективно. /7/
Основные этапы работ по постановке системы контроллинга
Диагностика
Типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство предприятий, являются:
Отсутствие "прозрачности" системы учета затрат, позволяющей установить причины их возникновения и определить их экономически оправданную величину;
Недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности компании;
Низкая оперативность получения фактической информации о текущей деятельности филиалов и компании в целом (расчеты, наличие финансовых ресурсов и т.п.);
Несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы
внутренней финансовой отчетности;
Недостаточно высокая финансовая дисциплина линейных подразделений;
Недостаточная эффективность и несистематичность процедур планирования доходов, расходов и финансовых потоков;
Недостаточная отлаженность системы первичного документооборота.
Формализация бизнеса компании
Формализация организационно - функциональной структуры - описание основных структурных подразделений каждого филиала и дочерней компании, участвующих в бизнесе, их функциональных обязанностей и вертикально-горизонтальных связей. В результате этого процесса разрабатывается схема управления и распределения функций между службами подразделений.
Формализация финансовой схемы компании - описание услуг, оказываемых линейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам; построение схем. При этом получают разработанную схему движения услуг.
Формализация платежной системы - описание основных финансовых потоков между подразделениями и за пределы компании.
Результат: схема движения финансовых ресурсов.
Формализация системы учета - характеристика организации учетного документооборота первичной информации, используемого плана счетов и типовых хозяйственных операций, применяемой информационной системы.
Результат этого - описание учетного документооборота, таблица плана счетов, альбом типовых хозяйственных операций, характеристики используемых информационных систем./1,2,7/
Формализация системы учета затрат и финансовой модели компании - определение основных принципов учета, группировки и калькуляции затрат по направлениям деятельности и видам бизнеса.
Результат: описание существующей системы учета затрат и калькуляции
себестоимости.
Формализация системы внутренней отчетности - характеристика документов внутренней отчетности, используемых для принятия управленческих решений.
Результат: описание форматов, процедур подготовки и предоставления документов внутренней отчетности.
Анализ эффективности существующих систем, методик и процедур
Система учета затрат - исследование возможности управления затратами с целью повышения прибыльности компании.
Организация учета - изучение соответствия системы требованиям подготовки внешней и внутренней отчетности, оперативности и достоверности используемой информации, необходимого уровня аналитики.
Система планирования доходов, расходов и финансовых потоков - оценка ее эффективности с точки зрения контролируемости, обеспечения ресурсами, подготовки планов и т.п.
Результат: определение проблем и их взаимосвязи ("дерево проблем") по каждому из направлений.
Разработка предложений и рекомендаций:
На основе проведенных исследований разрабатываются следующие документы:
1.1. Рекомендации по выделению внутри компании Центров финансового учета,
основных принципов их функционирования (полномочия, ответственность, система стимулирования), а также необходимых изменений в организационно-функциональной структуре./5,6,7/
1.2. Концепция развития систем учета затрат и определения финансовых результатов, планирования доходов, расходов и финансовых потоков.
1.3. Варианты предложений по совершенствованию корпоративной системы учета (включая конфигурацию и параметры Информационной системы) и их обоснование.
1.4. Развернутый план мероприятий по внедрению предложенных рекомендаций, развитию информационной системы и корпоративной системы учета (на следующие этапы работы).
1.5. Оценка экономического эффекта от внедрения предложенных вариантов.
Все предложения и рекомендации должны представляются в отчете с учетом ожидаемых организационных изменений в компании.
Проектирование организационно-функциональной структуры
Oрганизационно-функциональная структура компании - распределение бизнес-процессов между рабочими местами, подразделениями компании, образующее структуру подразделений компании (с учетом их задач, иерархической подчиненности).
Для эффективного достижения целей деятельности в компании должны существовать адекватные целям функциональная и организационная структуры.
Требование адекватности означает:
полноту (выполнение всех необходимых для достижения целей компании функций);
целостность и непротиворечивость (соответствие организационной структуры функциональной, отсутствие дублирования функций).
Разработка организационно-функциональной структуры компании предусматривает:
проект нормативной организационно-функциональной структуры компании;
рекомендации по оптимальному распределению функций между подразделениями и сотрудниками внутри подразделений;
определение "функциональных портретов" должностей, требований к отдельным рабочим местам;
анализ и рекомендации по оптимизации методов реализации функций;
описание процесса внедрения нормативно спроектированных функциональной и организационной структур.
Должностная инструкция ( описание рабочего места: задачи, подчиненность, права и обязанности, выполняемые функции, методы реализации функций, процедуры отчетности, процедуры работы с документами.
Должностные инструкции являются важной и неотъемлемой частью системы управления. /3,4/
Они содержат набор функций (должностных обязанностей) и точные указания каждому сотруднику организации по их выполнению. Здесь придерживаются принципа: "Точное и полное описание организационных процедур деятельности каждого сотрудника компании может обеспечить ее надежное высокоэффективное функционирование". Целью этого процесса является повышение управляемости деятельностью компании.