Контрольная работа по «Основы управления качеством продукции»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

1.1 Основные понятия в области технического обеспечения надежности.

Надежность представляет собой понятие связанное прежде всего с техникой. Его можно трактовать как “безотказность”, “способность выполнять определенную задачу” или как "вероятность выполнения определенной функции или функций в течение определенного времени и в определенных условиях".
Как техническое понятие “надежность” представляет собой вероятность (в математическом смысле) удовлетворительного выполнения определенной функции. Поскольку надежность представляет собой вероятность, для ее оценки применяются статистические характеристики.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

К эмпирическим методам можно отнести:

  • метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта управления качеством;
  • метод измерения, позволяющий дать численную оценку исследуемого свойства объекта управления качеством, измеренную в определенных единицах;
  • метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. — в зависимости от цели исследования управления качеством);

• метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого 
объекта управления качеством в искусственно созданных для не 
го условиях (натурных или моделированных). Данный метод 
предполагает, как правило, использование ряда других методов 
исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и 
сравнения. (Примером крупномасштабного экспериментирова 
ния может являться создание в 1970-е гг. комплексных систем 
управления качеством.)

Теоретико-эмпирические методы могут включать:

  • метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучении в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);
  • метод анализа исинтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов управления качеством анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и разработать соответствующую целям управления качеством технологическую схему;
  • метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);
  • метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п.; результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования управления качеством, по принадлежности к стадиям жизненного цикла продукции и услуг, видам подсистем системы управления качеством, целям исследования,  видам анализа и т.п.

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития управления качеством. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемых объектов, что требует формирования их концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования управления качеством должны быть не только обоснованные направления его развития на перспектив ный период, но и определенные причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем управления качеством для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто диагностикой управления качеством. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в управлении и их последующей ликвидации.

Диагностический анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа управления качеством. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управления качеством. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании управления качеством немаловажное значение может иметь также проведение глобального анализа, охватывающего различные иерархические уровни управления и соответственно различного уровни системы управления качеством. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем управления качеством интегративного характера (совокупности взаимосвязанных систем управления качеством организаций), осуществляющих единый производственный процесс.

Независимо от классификации исследований управления качеством, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают упоминания (кроме указанных ранее) те конкретные методы, которые нередко используются в практике, в частности:

  • самообследование;
  • интервьюирование, беседа;
  • активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;
  • анкетирование, изучение документации и информационных материалов;
  • фукнкционально-стоимостной анализ;
  • декомпозиция;
  • последовательная подстановка;
  • сравнение;
  • динамический метод;
  • структуризация целей;
  • экспертный, социологический, органолептический методы;
  • генерирование идей;
  • нормативный метод;
  • параметрический метод;
  • метод главных компонент;
  • балансовый метод;
  • корреляционный метод;
  • матричный метод;
  • аналитически-расчетный метод;
  • метод аналогий;
  • сетевой метод;
  • блочный метод;
  • метод творческих совещаний;
  • морфологический анализ;
  • дифференциальный, комплексный и смешанный методы;
  • индексный метод;
  • графический  и    номографический методы,   в том числе метод графического моделирования.

Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное описание, сроки достижения и анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей управления качеством. Структурированные цели часто представляют графически в виде «дерева целей», отображающего связи между ними и средства их достижения. Построение такого «дерева» осуществляется на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур. Оно состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель - главные цели (подцели первого уровня) - цели второго уровня - подцели третьего уровня (и так до требуемого уровня). Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (по существу эти цели выступают по отношению к вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей требуется реализовать соответственно свои более конкретные цели второго уровня и т.д. Обычно для построения «дерева целей» используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Каждая подцель должна характеризоваться коэффициентом относительной важности. Сумма этих коэффициентов для подцелей одной цели должна равняться единице. Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

Нормативный метод предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей, например, системы управления качеством может позволить установить соответствие этой системы приня той концептуальной модели. Нормативы могут определить состав и содержание функций управления качеством, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип ОСУ управления качеством и др. Примером нормативов может быть норма управляемости, число допустимых уровней управления, уровень квалификации, процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, уровень качества выполнения функций и т.п.

Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы управления качеством и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Корреляционный {взаимосвязанный) метод является одним из экономико-математических методов исследования, позволяющим определить количественную взаимосвязь между несколькими параметрами исследуемой системы. При этом корреляционная зависимость в отличие от функциональной может проявляться только в общем, среднем случае, т.е. в массе случаев - наблюдений.

Корреляционные методы, особенно при множественной корреляции параметров, эффективно используются, как правило, в совокупности с другими экономико-математическими методами.

Среди других методов исследования управления качеством, которые наряду с этим также используются и при обеспечении качества, можно отметить метод генерирования идей.

Метод генерирования идей заключается в коллективном решении вопроса:

  • обсуждение вопроса;
  • генерирование идей по решению вопроса;
  • оценка идей;
  • отбор наиболее эффективных идей по решению вопроса.

Метод графического моделирования часто предполагает использование различныхдиаграмм, графиков и гистограмм, в частности:

диаграмм - Парето; Исикавы («рыбьего скелета» - причинно-следственной диаграммы); диаграммы разброса; диаграммы «радиационного» вида; системной диаграммы - древовидной, матричной, сетевой и др.;

графиков - круговых, ленточных, Z-образных, в виде ломаных линий и др.;

гистограмм - с двусторонней симметрией, вытянутых влево или вправо, «двугорбых», с обрезанным (ограниченным) одним или двумя «краями» и др.

Среди перечисленного графического инструментария представляет практический интерес диаграмма Парето, о которой упоминалось ранее.

Целью построения и использования диаграммы Исикавы является определение наиболее эффективного способа решения поставленного вопроса. В таких диаграммах исследуемый объект (например, качество продукции) отображается в виде горизонтальной линии, а причинно-следственные факторы, влияющие на объект, изображаются наклонными стрелками. При этом следует учитывать и соответственно отображать на диаграмме максимальное количество причинных факторов. Факторы первого порядка изображаются большими наклонными линями, а второго, третьего и т.д. - малыми.

Основные работы по построению такой диаграммы включают следующее:

  • выбор «узкого места» в области качества или управления им;
  • проведение на диаграмме прямой горизонтальной линии, отображающей характеристику избранного для исследования объекта;
  • определение причинных факторов первого порядка, влияющих на объект, и изображение их на диаграмме в виде больших наклонных линий;
  • определение причинных факторов второго, затем третьего и последующих порядков на объект и нанесение на диаграмму малых наклонных линий;
  • выявление значимости всех причинных факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект.

Далее на основе результатов анализа построенной диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.

Графики, отображаемые ломаной линией, как правило, отображают характер изменений исследуемого объекта от времени. Дан ные могут обрабатываться, например, методом наименьших квадратов. Подобного рода графики позволяют выявить тенденцию изменения объекта, а в некоторых случаях (при соблюдении определенных условий) - дать прогноз изменения.

В любом случае, независимо от используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. На разных этапах исследования эффективны различные методы.

Следует отметить, что при проведении исследований в области управления качеством, как и непосредственно при управлении качеством, часто используется рассмотренный выше экспертный метод.

 

 

 

 

3. Информационное обеспечение управления качеством

3.1 Сущность, значение и особенности  информационного  обеспечения.

Важнейший фактор повышения эффективности  производства в любой отрасли  является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств. 

Различные информационно-технические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление  телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса. Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

От  совершенствования информационного  обеспечения возможны следующие  положительные результаты:

Информация о работе Контрольная работа по «Основы управления качеством продукции»