Контрольная работа по «Основы управления качеством продукции»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

1.1 Основные понятия в области технического обеспечения надежности.

Надежность представляет собой понятие связанное прежде всего с техникой. Его можно трактовать как “безотказность”, “способность выполнять определенную задачу” или как "вероятность выполнения определенной функции или функций в течение определенного времени и в определенных условиях".
Как техническое понятие “надежность” представляет собой вероятность (в математическом смысле) удовлетворительного выполнения определенной функции. Поскольку надежность представляет собой вероятность, для ее оценки применяются статистические характеристики.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 83.89 Кб (Скачать файл)

При исследовании надежности для решения вопроса о приемке или забраковывании партии нередко используют метод последовательного анализа. Прежде всего, выявляют, что среднее время безотказной работы при заданных условиях находится на уровне установленного минимума или превышает его. Такие испытания планируются после того, как предназначенные к испытанию образцы и испытательная аппаратура прошли надлежащую проверку. Испытания прекращаются, как только принимается решение о приемке. Но они не прекращаются, если принято решение забраковать партию. В последнем случае они продолжаются в соответствии с точно определенным планом статистического контроля.

Под отказом понимают появление первых признаков неправильной работы или неполадки в работе аппаратуры. Каждый отказ характеризуется определенным временем его возникновения.

Результаты исследования надежности имеют значение при сертификации продукции и систем качества.

 

2 Методы исследования управлением качества

 

2.1 Общие требования к исследованию управления качеством и его виды

Системный подход к управлению качеством обусловливает наличие в нем многообразного комплекса объектов, подлежащих потенциальному исследованию. (табл.1)

Таблица 1 -  Основные виды объектов исследования при системном подходе к управлению качеством

 

Классификационный признак

Вид объекта исследования

Уровень УК

• Элемент, исполнитель.

• Субподсистема, подразделение.

• Подсистема, группа подразделений.

• Система УК в организации, совокупности под 
разделений.

• Система УК в объединении, совокупности орга 
низаций.

• Система УК в отрасли

Общие функции УК

• Прогнозирование.

• Планирование.

• Организация.

• Координация.

• Выполнение работ.

• Мотивация.

• Регулирование.

• Контроль.

• Учет.

• Анализ

Среда УК

• Внешняя среда.

• Внутренняя среда

Функции УК

• Функции системы общего УК. «продуктовых систем» УК, «продуктовых систем» УК для бесконтрактных условий, обеспечивающих систем УК

Элементы системы УК

• Организационная структура УК.

• Технология УК.

• Технические средства УК. и др.

Целевое назначение

• Оценка эффективности системы УК.

• Оценка уровня качества продукции, услуг.

• Оценка качества труда.

• Оценка конкурентоспособности продукции.

• Оценка конкурентоспособности предприятия (орга 
низации).

• Оценка рисков в управлении качеством (произ 
водственных, финансовых и др.).

• Оценка стратегии развития УК и др.


 

Исследование управления качеством как целенаправленный процесс изучения его объектов в их взаимосвязи и взаимодействии предполагает использование соответствующей методологической базы и определенных методов. При этом оно должно удовлетворять ряду общих требований, среди которых следует выделить:

  • целенаправленность (позволяющую установить границы исследования и адресность выводов);
  • объективность   (достигаемую   использованием   соответствующих методов исследования;  выбором показателей,  отражающих состояние управления качеством; подбором исполнителей определенной квалификации; выбором базы для сравнения при проведении исследований и т.д.);
  • системность (обеспечивающую необходимую  полноту и достоверность исследования);
  • специфичность   (обеспечиваемую   учетом   особенностей   объекта исследования);
  • своевременность  (обеспечивающую  проведение  исследований   и принятие решений в нужное время).

 

2.2 Классификация видов исследования систем управления качеством

 

Очевидно, что виды исследования управления качеством могут быть различными. Так, в зависимости от того или иного классификационного признака, безотносительно к объектам исследования среди них можно выделить, например, фундаментальные и прикладные, локальные и комплексные, а также ряд других (табл. 2).

Таблица 2 - Классификация видов исследования управления качеством

 

Классификационный признак

Вид исследования

Используемый   метод   исследования УК

Теоретический,  экспериментальный,  теоретико-экспериментальный

Стадия исследования УК

Поисковый, научно-исследовательская разработка, опытно-промышленная разработка

Место  проведения  исследования УК

Лабораторный, промышленный

Вид исследуемого объекта

Натурный, модельный

Подход к объекту исследования УК

Локальный, комплексный

Сфера использования результатов УК

Фундаментальный, прикладной


 

По периодичности исследования управления качеством могут быть разовыми, периодическими и регулярными.

По отношению к сфере использования результатов исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей управления качеством. При этом в ряде случав такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования даже в обозримом будущем.

Цель прикладных исследований - использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач по управлению качеством и его обеспечению. Прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для действующих систем управления качеством должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых -- проектирование и внедрение Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к системам управления качеством заключается в выявлении и научном обосновании направлений совершенствования управления качеством, разработке мероприятий по реализации направлений и повышении на этой основе эффективности функционирования систем управления качеством (более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации). Следует отметить, что подавляющее большинство исследований управления качеством относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности.

В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором же случае познание явлений, происходящих при управлении качеством, основывается на использовании неких абстрактных объектов. Практически же исследования управления качеством носят, в основном, теоретико-эмпирическую направленность, более полно способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, их тенденций развития, важнейших причинно-следственных связей, определению направлений, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления качеством.

Исследование управления качеством в организациях по глубине и охвату изучения объектов познания, как правило, возможно двух видов:

• локальное,    предусматривающее изучение свойств отдельных эле 
ментов подсистем системы без учета взаимосвязей с другими;

• комплексное, предусматривающее изучение совокупности свойств 
управленческих элементов в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

2.3 Комплексное  исследование управления качеством  и системный подход

 

В зависимости от поставленных целей и задач как локальное, так и комплексное исследования имеют свои достоинства и недостатки. Однако комплексное исследование признается практически всеми исследователями более прогрессивным. Его методологической базой является системный подход.

Таким образом, при проведении исследований системы управления качеством следует четко определить «границы» производственной (управляемой) и управляющей подсистем. В ряде случаев такие «границы» во многом будут условны, но тем не менее такое разделение необходимо осуществить, как того требует системный подход. Однако в любом случае базовой ячейкой каждой из подсистем системы качества, как уже указывалось ранее, является элемент, который структурно автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но одновременно функционально интегративен с другими элементами, подсистемами, их внутренней и внешней средой. Это обусловливает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве. Следовательно, при системном подходе исследование того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять в единстве со средой, в которой он находится.

Системный подход к исследованию управления качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, общую теорию систем, системотехнику, исследование операций, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализ и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.

Общая теория систем предназначена для исследования и изучения систем любой сложности и назначения, она должна быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический и динамический методы. При этом использование того или иного вида абстрагирования дает возможность получения ответов на определенную группу вопросов. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование общей теории систем для решения задач исследования доказало ее полезность и возможность применения.

Системотехника используется, как правило, при исследовании сложных автоматизированных систем, к которым можно отнести современные СУ. При этом общепризнано, что наиболее эффективно с использованием системотехники могут решаться задачи планирования и проектирования таких систем как части их прикладного исследования.

Исследование операций как научное направление использует при исследовании СУ математическое моделирование процессов и явлений. Это особенно приемлемо при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.

Еще одним из важнейших научных направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления качеством, является системный анализ. В основе системного анализа лежат системный и ситуационный подходы, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с диалектическим подходом к познанию. При многообразии целей и задач исследования управления качеством в условиях рынка научный аппарат системного анализа приобретает исключительную значимость. Его применение актуально для таких задач, как, например, анализ и совершенствование системы управления качеством при реструктуризации организаций, их конверсии, техническом перевооружении, диверсификации производства и т.п. Особенностью системного анализа является сочетание в нем различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.

Системный анализ обусловливает:

  • четкое выделение объекта исследования;
  • установление цели анализа;
  • определение подхода и метода исследования;
  • определение технологии использования метода для изучения объекта;
  • необходимость разработки системной модели объекта;
  • необходимость изучения факторов и их взаимосвязей, определяющих функционирование и развитие объекта;
  • необходимость разработки практических приемов и способов эффективного управления объектом.

 

2.4 Основные методы исследования

 

При проведении исследований в области управления качеством, как уже указывалось выше, может использоваться широкий арсенал методов: теоретические; эмпирические; теоретико-эмпирические и др.

К теоретическим методам обычно относят:

  • метод формализации, основанный на изучении содержания и структуры системы управления качеством в знаковой форме с помощью искусственных языков и символов, что может обеспечить краткость и однозначность результата исследования. Этот метод взаимосвязан с другими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.);
  • метод аксиоматизации, основанный на получении результатов исследования на базе логических аксиом;
  • метод идеализации, предполагающий изучение элемента или компонента системы управления качеством, наделенного некими гипотетическими идеальными свойствами. Это позволяет упростить исследования и получить результаты на основе математических вычислений с любой наперед заданной точностью;
  • метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта управления качеством к целостному конкретному его познанию.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы управления качеством продукции»