Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, контрольная работа
1.Дать определения следующим терминам (согласно ИСО 9000:2000): качество, система, система менеджмента, система менеджмента качества, менеджмент качества, политика в области качества, цели в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества.
2. Основоположники менеджмента качества. Джозеф Джуран.
Качество - Степень соответствия присущих характеристик требованиям (Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным). Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное.
Система - Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Система менеджмента - Система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.
Система менеджмента качества - Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Менеджмент качества - Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Политика в области качества - Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Цели в области качества - Цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества.
Планирование качества - Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством - Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества - Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества - Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.1
Доктор Джозеф М.Джуран (Joseph M. Juran, 1904) внес существенный вклад в решение проблем качества, разработав новые разнообразные подходы. В 1946 г. Дж. Джуран наряду с ведущими специалистами стал основателем Американского общества по контролю качества (АОКК).
Материалы его книги «Справочник
по контролю качества», в которую
он включил все известные
Общение с японскими специалистами, консультирование и посещение многих компаний, научные изыскания позволили Джурану первому обосновать переход от контроля качества к управлению на основе качества. Он логически структурировал три главных процесса управления на основе качества:
1) планирование для достижения качества;
2) контроль в процессе производства;
3) улучшение качества с целью сокращения потерь.
Эти три процесса Джуран назвал «трилогией» качества.
Наибольшую известность Дж. Джуран приобрел благодаря использованию принципа Парето как универсального принципа, идея которого состоит в отделении «решающего меньшинства» от «малозначащего большинства». Джуран также доказал, что 80 % проблем в области качества связаны с неэффективной организацией производства и лишь 20 % возникают по вине непосредственных исполнителей.
Дж. Джуран предложил вневременную пространственную модель формирования качества – «спираль качества» (модель Джурана), классифицировал затраты на обеспечение качества. Ключевыми моментами любой деятельности он провозглашал качество и ответственность как условие его обеспечения.
Дж. Джуран является одним из специалистов, расширивших рамки науки об управлении на основе качества за пределы сугубо технической области и привнесших в нее знания, связанные с человеческими взаимоотношениями, хотя нигде не употребляет термин «парсипативное управление» (основанное на привлечении рядовых работников к решению проблем).2 Его подход, предусматривающий вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество, включает 10 составляющих повышения качества:
1) формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества;
2) установление целей для постоянного совершенствования деятельности;
3) создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов;
4) предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации;
5) выполнение проектов для решения проблем;
6) информирование сотрудников организации о достигнутых успехах;
7) выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества;
8) информирование о результатах;
9) регистрация достижений;
10) внедрение и закрепление достижений, которых удалось достичь за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.
Данный документ представляет восемь принципов менеджмента качества, на которых основаны стандарты на системы менеджмента качества пересмотренного серии ИСО 9000:2000.3 Эти принципы могут использоваться высшим руководством в качестве каркаса для управления своими организациями с целью улучшения их деятельности. Принципы получены из коллективного опыта и знаний международных экспертов, принимающих участие в работе Технического Комитета 176 ИСО «Менеджмент качества и гарантирование качества», который является ответственным за разработку и поддержание в рабочем состоянии стандартов ИСО серии 9000.
Восемь принципов менеджмента качества определены в ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества – Основные положения и словарь» и в ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества – Руководящие указания по улучшению деятельности».4
Настоящий документ
дает стандартизованные описания этих
принципов в той
Принцип постоянного улучшения МС ИСО серии 9000:2000.
Идея постоянного улучшения деловой активности компаний, процессов, качества продукции и систем менеджмента качества активно разрабатывалась начиная с 50-х годов многими специалистами (Фейгенбаумом, Джураном, Кросби, Демингом, Исикавой, Тагути и др.). Требования постоянного улучшения качества, положенные в основу восьмого принципа менеджмента качества (ISO/IS 9000:2000), подкрепленные процессным подходом и направленные на удовлетворение заинтересованных сторон (в первую очередь потребителя), становятся парадигмой. В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом.
Сейчас во многих странах очень подробно разрабатываются практические подходы к реализации идей постоянного улучшения. Очень интересен подход к разработке модели постоянного улучшения Школы бизнеса Портсмутского университета, который учитывает сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса Великобритании. Рассмотрим этот подход в сопоставлении с концепцией постоянного улучшения, декларированной в МС ИСО серии 9000:2000.
В стандартах ИСО серии 9000:2000 (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004) постоянно подчеркивается необходимость непрерывного улучшения систем менеджмента качества (СМК). Каковы же основные аспекты постоянного улучшения, приведенные в МС ИСО серии 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 версии 2000 г.
В МС ИСО 9000:2000 подчеркивается, что:
Назовем наиболее важные положения по постоянному улучшению в МС ИСО 9001:2000.
В МС ИСО 9004:2000 наряду с тем, что процесс постоянного улучшение должен использоваться как инструмент для улучшения внутренней эффективности и результативности, а также для удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон, в приложении Б описана методология постоянного улучшения. В последней версии приложение Б озаглавлено не "Методология постоянного улучшения", а "Процесс постоянного улучшения". В соответствии с этой методологией существуют два фундаментальных подхода к действиям по улучшению:
Модель основывается на следующих десяти ключевых критериях, которые являются важным фундаментом, необходимым для создания и поддержания постоянного улучшения:
В ближайшее время практика разработки организациями систем менеджмента качества на базе ИСО 9001:2000 должна будет включать обязательное внедрение методов постоянного улучшения.5 Перечисленные в статье подходы, методы инжиниринга качества в принципе могут способствовать решению проблемы постоянного улучшения, но только при реальном использовании всех восьми принципов менеджмента качества как методологической основы построения эффективной и результативной СМК.
Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"