Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении исторических и теоретических аспектов становления и развития квалиметрии как научной дисциплины, методологических аспектов квалиметрии и методики определения качества сырья и готового продукта с помощью квалиметрических методов.
Введение
1 Исторические и теоретические аспекты становления и развития квалиметрии как научной дисциплины
1.1 История формирования квалиметрии как научной дисциплины
1.2 Основные положения и специфика проблемного поля квалиметрии
2 Методологические аспекты квалиметрии
2.1 Принципы квалиметрии
2.2 Основы классификации методов квалиметрии
3 Методика определения качества сырья и готового продукта с помощью квалиметрических методов
3.1 Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии
3.2 Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В настоящее время квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся как к технике, так и экономике.
В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КВАЛИМЕТРИИ
2.1 Принципы квалиметрии и основы классификации методов
В разных странах и в разных отраслях пр
У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана
давать практике хозяйственной
деятельности людей (т.е.
В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы как производителей так и потребителей.
2. Приоритет в выборе
продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Следующий принцип можно
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого обобщения,
кроме самого нижнего (
Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении
комплексного показателя
7. Сумма численных
значений коэффициентов
8. Качество целого
объекта обусловлено качеством
9. При количественной
оценки качества, особенно по
комплексному показателю, недопустимо
использование
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.
2.2 Основы классификации методов квалиметрии
Существует множество методик комплексного количественного измерения качества. Их основные общие особенности заключаются в следующем. Качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя. В зависимости от используемых средств различают следующие методы измерения показателей качества:
Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.
Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано, прежде всего, с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.
Различают следующие методы оценки уровня качества:
1. Дифференциальный, заключающийся
в сопоставлении единичных
2. Метод комплексной оценки уровня качества, предусматривающий использование комплексного (обобщающего) показателя. Как правило, используют один, главный показатель, характеризующий функциональные возможности и назначение объекта.
3. Смешанный метод
оценки качества объекта
4. Метод интегральной
оценки уровня качества
5. Метод экспертной
оценки уровня и показателей
качества объекта основан на
использовании обобщенного
Показатели качества услуг можно классифицировать как количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов.
В настоящее время используют следующую классификацию показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов. Установление номенклатуры показателей зависят от предназначения продукции, целей ее квалиметрической оценки, областей ее реализации и т.п. Если продукция предназначена для поставки за рубеж, она должна соответствовать не только требованиям контракта или ТУ на поставку, но и требованиям международных стандартов (ИСО, МЭК, МАК, морского регистра и т.д.), а также иметь патентную защиту или соответствующие лицензии патентовладельцев.
Укрупненная классификация показателей, используемых при квалиметрических оценках представлена графически в соответствии с рисунком 3.
Рисунок 3 –. Укрупненная классификация показателей.
Прямоугольник включает в себя:
Дадим кратное описание характеристики свойств.
1.Показатели назначения - характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:
– социального назначения - общественной целесообразности выпуска продукции, социального адреса и потребительского класса продукции, ее соответствия оптимальному ассортименту, требованиям моды, сезонности, сопутствующих социальных эффектов;
– функционального назначения – совершенство выполнения продукцией основной функции (безопасность, полезный эффект потребления, выполнение утилитарных и эстетических функций), универсальность применения (широта диапазона, условий и возможность применения и использования продукции), выполнения неосновных функций.
2.Показатели надежности – само понятие надежности, как свойства продукции сохранять за установленное время значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в условиях применения, технического обслуживания, хранения, показывает что, оно является сложным свойством. Чаще всего рассматривают единичные свойства безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости. Такие понятия, также входящие в определение надежности, как устойчивость работы, процессная управляемость, живучесть при внешних воздействиях, большинством авторов рассматривается отдельно и, более того, утверждается, что они не имеют отношения к надежности. Сама характеристика надежности довольно трудна для представления, так как она носит статистический характер.
3.Показатели технологичности – характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при создании и восстановлении объектов.
Например, для продукции это - коэффициент сборности (Ксб):
Qс – количество специфицируемых составных частей;
Qo – общее число составных частей.
Показывает каков удельный вес составных частей, для которых существуют отработанные технологические процессы.
- коэффициент использования материала (Ки.м.):
Qm – суммарный вес материала изделии;
Qизд – общий вес материала в изделии;
- удельная трудоемкость:
T – общая трудоемкость производства;
В – основной показатель качества продукции (имеющий наибольшее значение - вес);
Коэффициент использования рациональных материалов, а также удельные показатели трудоемкости производства.
Коэффициент сборности
изделия характеризует
Информация о работе Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения