Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении исторических и теоретических аспектов становления и развития квалиметрии как научной дисциплины, методологических аспектов квалиметрии и методики определения качества сырья и готового продукта с помощью квалиметрических методов.
Введение
1 Исторические и теоретические аспекты становления и развития квалиметрии как научной дисциплины
1.1 История формирования квалиметрии как научной дисциплины
1.2 Основные положения и специфика проблемного поля квалиметрии
2 Методологические аспекты квалиметрии
2.1 Принципы квалиметрии
2.2 Основы классификации методов квалиметрии
3 Методика определения качества сырья и готового продукта с помощью квалиметрических методов
3.1 Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии
3.2 Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Квалиметрия (от лат. qualitas-качество, metreo-измеряю) – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством. Графически схема структуры квалитологии представлена в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 – Схема структура квалитологии
квалиметрия показатель качество сопоставление
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий.
Графически схема структуры квалиметрии представлена в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2 – Схема структуры квалиметрии
В общей квалиметрии
описаны общетеоретические
В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная, вероятностно-статистическая, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизации объектов, имеющих обычно иерархическое строение.
Предметные квалиметрии делятся в зависимости от предмета оценивания. Например, квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия.
В последнее время появились новые направления квалиметрии (социологическая, педагогическая, логистическая и т.д.), что связано с ее проникновением во многие сферы материальной и нематериальной деятельности человека.
У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиции квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
Технический статус обусловлен взаимосвязью качества с количественными и качественными измерениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус определяет направленность квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
Общенаучный статус отражает
взаимосвязь философского аспекта
категории качества со всеми другими,
что обуславливает
Системный статус подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
Квалиметрия также может обладать социологическим и правовым статусами.
Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции в соответствии с определением уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Одной из основных задач является оценка уровня качества продукции. Цель оценки – аналитическими методами сопоставить продукцию с аналогами, которые присутствуют на предполагаемом рынке сбыта оцениваемой продукции или будут на нем присутствовать.
Структурность, динамичность,
определенность и целостность квалиметрии
обеспечивается механизмом взаимодействия:
общая квалиметрия
Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных терминов квалиметрии – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.
Качество (в широком смысле) – объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Под качеством понимают способность материального (идеального) объекта (явления) удовлетворять общественные потребности (материальные или духовные) в конкретных условиях. Качество – сложный многомерный объект.
Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алгоритмов.
Оценка качества – особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждения об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенное множеством свойств или отдельным свойством.
Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Объективное свидетельство
– данные, подтверждающие наличие
или истинность чего-либо. Оно может
быть получено путем наблюдения, измерения,
испытания или другими
Контроль – процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.
Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.
Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены.
Квалификация – демонстрация
способности выполнять
Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.
Свойство – это особенность объекта.
Размер – свойство количественной определенности объекта и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности.
Величина – значение, количественная характеристика размера.
Измерение – определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и при этом определяются их физические величины. Измеряемый размер и его численная величина объективны. Погрешность измерения регламентируема и выявляема.
Измерение – это предмет
метрологии – науки об измерениях
физических размеров и определениях
их величин, а также о методах
и средствах обеспечения единст
Оценивание бывает:
1.количественно
2.количественным или квалиметрическим.
Количественное оценивание – определение численных характеристик размеров (физических и нефизических) без использования материальных средств. Погрешность оценивания не регламентируется, но она может быть рассчитана.
Общность измерения и количественного оценивания состоит в том, что в обоих случаях их результатом является численное выражение ранее неизвестного размера.
Единица измерения – условная величина, по сравнению с которой определяют значение (величину) размера.
Физическая величина – количественная характеристика размера конкретного свойства материального объекта (предмета, явления или процесса), измеряемая физическими единицами измерений.
Единица физической величины или физическая
единица измерения – эта
Нефизическая величина – величина нематериального размера, оцениваемая неинструментальными методами, а также величина размера нематериального объекта или его особенностей.
Физическими величинами являются численные значения, например, массы тела, его объема, температуры и др. Нефизическими величинами оценивают ум, знания, безопасность, привлекательность и т. д.
Измеряемые величины могут быть размерными и безразмерными.
Размерность – указатель рода величины в соответствующих единицах измерений.
Параметр – величина частной составляющей измеренной физической величины. Обычно при производстве продукции измеряют ее основные параметры – величины свойств, по которым осуществляют параметрический контроль качества. Следовательно, физические величины свойств объекта можно назвать параметрами.
Показатель – это численное значение размера, по которому можно судить о состоянии, изменении или развитии чего-либо.
Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).
Рассматривая квалиметрию как научную дисциплину, не следует путать ее с метрологией, которая дает значительный исходный материал для оценки качества методами квалиметрии. В то же время метрология занимается определением количественных характеристик объектов, не связывая их с обоснованием управляющих решений, как это принято в квалиметрии.
В квалиметрии применяются современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов.
Разрабатывая вопросы измерения качества продукции в различных отраслях, их авторы в основном опираются на следующие принципиальные правила:
Квалиметрия позволяет сравнивать системы управления качеством на отечественных предприятиях с аналогичными системами за рубежом, в том числе самыми передовыми аналогами мирового уровня, выявлять, в чем наши предприятия недорабатывают и над чем необходимо работать далее, в перспективном периоде, как совершенствовать процессы управления качеством.
Квалиметрия — молодая, но достаточно
быстро развивающаяся научная дисциплина,
имеющая свои проблемы. Как известно, во
многих видах научной деятельности нередко
бывает, что решение любой отдельной проблемы
зачастую порождает необходимость решения
и целого ряда связанных с ней подпроблем,
углубляющих основную проблему.
Сказанное в полной мере относится и к
квалиметрии. Так, в рамках первоначально
сформулированной одной из проблем квалиметрии
— проблемы наиболее эффективной и надежной
методологии получения экспертных оценок
(используемых для целей оценки качества)
в последующем были сформулированы 26 подпроблем,
конкретизирующих эту проблему.
Прежде
всего рассмотрим классификацию проблем
квалиметрии. Все проблемы могут быть
разделены на две группы: проблемы, решение
которых должно помочь ответить на вопрос:
«что измерять?» (проблемы определения
объекта измерения), и проблемы, после
решения которых становится яснее – «как
измерять?» (проблемы технологии измерения).
Учитывая, что
при любом квалиметрическом анализе сначала
нужно определить значения абсолютных
показателей Q, затем относительных показателей
К и, наконец, комплексных показателей
Кк (или /С2), эти три процедуры и легли в
основу классификации. (Приложение А)
Многие из проблем
квалиметрии настолько сложны и по ним
существует такая обширная (исчисляемая
сотнями наименований) литература, что
сколько-нибудь полное их решение может
быть дано лишь в рамках отдельной монографии,
посвященной каждой из таких проблем в
отдельности.
Информация о работе Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения