Метрология стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.02 Кб (Скачать файл)

Наименование  документа, дата утверждения

Краткое содержание основных положений и меры по их реализации

Примечания

Федеральный закон  РФ №184-ФЗ "О техническом регулировании" Утвержден Президентом 27.12.2002 г. 
"Российская газета" Первая публикация полного текста 31.12.2002 г.  
Вступление в силу с1 июля 2003 г.

Новый закон вводит два  уровня требований к продукции, технологиям  производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации: технические регламенты и стандарты. При этом обязательными для исполнения будут только технические регламенты, задача которых - защита жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, невведение в заблуждение потребителей продукции, а также охрана имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Технические  регламенты будут приниматься отдельными законами для каждой отрасли. При  этом бизнесу предоставлено право  участвовать в разработке обязательных стандартов. 
Закон определяет порядок разработки и применения стандартов в РФ, провозглашая при этом основной принцип их применения - принцип добровольности. Стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Подтверждение соответствия продукции работ или услуг стандартам и регламентам должно осуществляться в виде декларирования или сертификации.

По оценкам специалистов, за семь лет "переходного периода" необходимо будет принять от 400 до 8000 отраслевых законов и столько  же нормативных актов.Как заявил глава комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников, закон "О  техническом регулировании" позволит дебюрократизировать российскую экономику  и высвободить из теневого оборота от 8 до 10 млрд. долларов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Февраль 2003 г.

Правительство (распоряжение, подписанное вице-премьером Виктором Христенко) поручило главам Госстандарта Борису Алешину и Министерства экономического развития и торговли Герману Грефу  разработать и представить перечень правовых актов по реализации закона "О техническом регулировании".

К сожалению, к этой работе не были привлечены представители Госстроя и Минпромнауки.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 287"Об утверждении Положения  об организации и осуществлении  государственного контроля и надзора  в области стандартизации, обеспечения  единства измерений и обязательной сертификации"

В целях совершенствования  системы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений  и обязательной сертификации Правительство  Российской Федерации постановляет:  
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации.  
2. Установить, что расходы на проведение государственными инспекторами федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического надзора финансируются за счет средств федерального бюджета по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и средств внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
3. Установить предельную численность государственных инспекторов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии в количестве 700 единиц.  
4. Средства, полученные за оказание платных работ (услуг) по перечню согласно приложению федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии и осуществляющими государственный контроль и надзор в установленной законодательством Российской Федерации области, после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов указанных учреждений, отражаются в доходах федерального бюджета как доходы от оказания платных работ (услуг) и направляются в установленном Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и Министерством финансов Российской Федерации порядке на обеспечение деятельности, развитие материально-технической базы этих учреждений и содержание их работников.  
5. Признать утратившими силу пункты 2, 3, 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 598).

Таким образом, контроль за соблюдением обязательных требований стандартов выводится из-под контроля сертификационных центров на государственный уровень.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316"О мерах по реализации федерального закона "О техническом регулировании"

Правительство Российской Федерации постановляет:  
1. Определить Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии органом, уполномоченным в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О техническом регулировании" исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. 
2. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии представить в месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении в Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. № 498 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст.2434), изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О техническом регулировании".

 

МИНИСТЕРСТВО  ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИИ

Совещание Минпромнауки России с руководителями и представителями  организаций, ведущих секретариаты Технических комитетовот 29 апреля 2003 г.

Решение "О реформировании системы технического регулирования  в промышленности и научно-технической  сфере": 
…2. Одобрить организацию Экспертных групп по профилю деятельности отраслевых департаментов Министерства в качестве институционального обеспечения реформирования системы технического регулирования. Вопросы координации деятельности Экспертных групп рекомендовать поручить Управлению стандартизации и сертификации. 
3. Рекомендовать Управлению стандартизации и сертификации с участием отраслевых департаментов Министерства разработать порядок деятельности Экспертных групп по реформированию системы технического регулирования. 
4. Рекомендовать Управлению стандартизации и сертификации с участием отраслевых департаментов Министерства доработать предложения по формируемым перечням Федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ " О техническом регулировании", с учетом замечаний и предложений, высказанных участниками совещания. 
5. Рекомендовать Управлению стандартизации и сертификации доработать с участием отраслевых департаментов Министерства перечень проектов технических регламентов и стандартов в промышленности и научно-технической сфере, предлагаемых к разработке в 2003-2004 гг., и процедуры по их рассмотрению с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании.

 

5 июня 2003 г.

1. Перечень Федеральных  законов, подлежащих изменению  в связи с принятием Федерального  закона "О техническом регулировании". 
2. Перечень Постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании". 
3. Предложения Минпромнауки России по программе разработки технических регламентов на 2003-2010 гг.

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Приказ Госстандарта России от 11 февраля 2003г. № 56

Приложение № 1 "План основных мероприятий Госстандарта России по реализации положений Федерального закона "О техническом регулировании", включающий в себя два раздела: 
I. До вступления в силу Федерального закона (1 июля 2003 года); 
II. Переходный период (до 2010 г.).

 

Постановление Госстандарта России от 21 февраля 2003 г. № 56-ст

Р 50.1.044-2003 Рекомендации по разработке технических регламентов. В приложениях  к ним приведены рекомендуемые  схемы формирования проекта программы  разработки технических регламентов  и разработки проекта технического регламента.

 

Постановление Госстандарта России от 5 июня 2003 г.№ 51

О внесении изменений в  Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена  их обязательная сертификация, и Номенклатуру продукции, соответствие которой может  быть подтверждено декларацией о  соответствии.

 

Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г.№ 63 О национальных стандартах Российской Федерации 

1.Со дня вступления  в силу федерального закона "О  техническом регулировании" признать  национальными стандартами действующие  государственные и межгосударственные  стандарты, введенные в действие  до 1 июля 2003 г. для применения  в Российской Федерации; впредь  до вступления в силу соответствующих  технических регламентов осуществлять  применение действующих государственных  и межгосударственных стандартов  в добровольном порядке за  исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей  законодательства Российской Федерации  о техническом регулировании.  
2. Признать целесообразным до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения "ГОСТ" и "ГОСТ Р", предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению" и ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

Часто можно слышать, что  ГОСТы утратили силу с 01.07.03 г. Это  постановление указывает, что они  продолжают действовать до принятия соответствующих технических регламентов.

О применении нормативных  документов в областиобязательного подтверждения соответствия№ ГЭ-1100-28/2308 от 27.06.2003 г.

Госстандарт России информирует, что в целях обеспечения практической деятельности по обязательному подтверждению  соответствия продукции со дня вступления в силу Федерального закона "О  техническом регулировании" и  до вступления в силу соответствующих  технических регламентов при  проведении в Системе сертификации ГОСТ Р обязательного подтверждения  соответствия продукции, выпущенной в  обращение на территории Российской Федерации, следует руководствоваться  как не противоречащими целям, установленным  в пункте 1 статьи 46 указанного Федерального закона  
-нормативными документами, установленными "Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" и "Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии"; 
- действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р.

 

Проекты постановлений Правительства  Российской Федерации, подготовленные Госстандартом России, по реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании". 
 
 
 
 
 
25.07.2003 г. 
 
 
 
31.07.2003 г.

Перечень проектов постановлений  Правительства Российской Федерации, подготовленный Госстандартом России, по реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом  регулировании".  
1. "О федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию"; 
2. "О порядке разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области"; 
3. "О порядке опубликованию и размере платы за опубликование уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, проекта федерального закона о техническом регламенте, заключения экспертных комиссий по техническому регулированию, проекта постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте"; 
4. "О порядке опубликования и размере платы за опубликование уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта"; 
5. "О порядке создания, ведения и пользования Федеральным информационным фондом технических регламентов и стандартов и функционирования единой информационной системы"; 
6. "О порядке опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; 
7. "О порядке финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования"; 
8. "О создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию"; 
9. "О порядке разработки правил отбора образцов для проведения исследований, необходимых для применения технических регламентов"; 
10. Программа разработки технических регламентов на 2003 - 2010 гг.

 

Межгосударственный совет  по стандартизации, метрологии и сертификации 22-24 апреля 2003 г.

Протокол №3-2003 заседания  Рабочей группы по выработке стратегии  гармонизации технических регламентов  государств-участников Соглашения (РГ по ТР). 
Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ (проект).

 

ГОССТРОЙ РОССИИ

Приказ Госстроя России № 109 от 28.03.2003 г.

О создании рабочей группы по вопросам применения в строительстве  требований Федерального закона "О  техническом регулировании".

 

Приказ Госстроя России № 135 от 19.04.2003 г.

О создании системы добровольной сертификации в строительстве в  Российской Федерации "Росстройсертификация". 
На базе учреждения Федеральный научно-технический центр сертификации в строительстве (ФЦС Госстроя России) создается Система добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации "Росстройсертификация".  
ФЦС Госстроя России должен разработать документы, необходимые для функционирования Системы "Росстройсертификация", и зарегистрировать ее в установленном порядке.

 

СНиП 10-01-2003 (проект) www.gosstroy.ru

Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. 
Содержание: 
1. Область применения 
2. Термины и определения 
3. Общие положения 
4. Технические регламенты и нормативные документы 
5. Содержание проектов технических регламентов и нормативных документов 
6. Разработка технических регламентов 
7. Применение 
Приложение А 
Термины системы нормативных документов в строительстве и их определения 
Приложение Б 
Структура системы нормативных документов в строительстве 
Приложение В  
Форма предисловия (оборота титульного листа) нормативного документа 
Приложение Г 
Форма первой страницы нормативного документа 
Приложение Д 
Библиография

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

14 февраля 2003 г.

Пресс-конференция в Центре стратегических разработок, посвященная  вопросу о том, как будет работать закон о техническом регулировании. Участвовали руководитель Госстандарта РФ Б. Алешин, начальник экономического управления администрации Президента А. Данилов-Данильян, председатель Комитета Государственной Думы по экономической  политике и предпринимательству  Г. Томчин, статс-секретарь, заместитель  Министра экономического развития А. Маслов, заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству  С. Гвоздева, президент Международной  конфедерации обществ потребителей А. Аузан.

 

"Строительная газета", февраль 2003 г.

Опубликован комментарий  к основным положениям Закона "О  техническом регулировании" начальника Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России В. Тишенко.

 

Журнал "ПГС", апрель 2003 г.

Опубликована статья В. Тишенко, посвященная вопросам реализации требований федерального закона "О техническом  регулировании" в строительстве.

 

XIX конференция "Москва - энергоэффективный город" 16 апреля 2003 г.

Круглый стол "Федеральный  закон "О техническом регулировании". Председатели: начальник Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России В. Тишенко, заместитель начальника отдела Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России В. Глухарев, начальник отдела ФГУП ГУЗГР Москомархитектуры  Ю. Щипанов. Темы докладов: "Перспективы  разработки нормативных документов" (В.Глухарев), "Состояние и перспективы  развития московской нормативной базы" (Ю. Щипанов), "Вопросы сертификации в свете закона "О техническом  регулировании" в строительстве" (зам. директора Федерального центра сертификации Госстроя России С. Афанасьев), "О разработке новых городских  нормативных документов по энергосбережению" (А. Сладков, В.Титов-Денисов, НИИМосстрой).

 

26.06.2003 г. 

Специализированный выпуск бюллетеня "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве" "Информация "О техническом  регулировании в строительстве" (№3/2003 г.).

 

НП "РЕГЛАМЕНТ" www.reglament-np.ru с июня 2003 г. Организует семинары по заявкам от отраслевых Союзов и Ассоциаций, а также от предприятий и корпораций

Организация однодневных  корпоративных семинаров "Стандартизация и сертификация в свете Федерального закона "О техническом регулировании". 
Предлагаемая программа семинара:  
1. Идеология и цели изменения принципов нормирования, стандартизации и сертификации в России.  
2. Основные принципиальные изменения, вводимые Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.  
3. Что такое Технические регламенты и чем они отличаются от стандартов и других нормативных документов?  
4. Порядок разработки и принятия Технических регламентов и кто может выступать в качестве их разработчика. 
5. Общие и специальные Технические регламенты, какие требования в них содержатся и как они применяются.  
6. Что такое Экспертные комиссии по техническому регулированию и как они формируются?  
7. Новые правила декларирования и сертификации продукции.  
8. Новые правила ввоза продукции в Россию.  
9. Новые правила государственного контроля и надзора.  
10. Принудительный отзыв продукции с рынка.  
11. Переходные положения (какие положения Федерального Закона вступают в силу с 1-го июля 2003 года и какие - по мере принятия технических регламентов).  
Ведущие семинарских занятий: координатор экономической рабочей группы при администрации Президента Российской Федерации А. Рубцов, ведущие эксперты экономической рабочей группы при администрации Президента Российской Федерации В. Петрасюк и Н. Попов.

 

Компания "Гарант" 10 июня 2003 г.

Научно-практическая конференция "Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании". Проблемы и перспективы".Организаторы: Министерство экономического развития и торговли РФ и компания "Гарант". Участники конференции: зам. руководителя Департамента регулирования редпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  М. Глазатова, советник комитета Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству А. Сысоева, руководитель Управления сертификации и стандартизации Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации  Г. Рябов, заместитель начальника отдела машиностроения Управления стандартизации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии С. Рябов, главный эксперт Департамента по законодательству ТПП РФ В. Кувшинов, сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при  Правительстве РФ Н. Казанцев, ведущий  эксперт экономической рабочей  группы при Президенте РФ В. Петрасюк.

 

"Российская газета", 1 июля 2003 г. Сегодня вступает в  силу Закон "О техническом  регулировании"

Опубликована статья Председателя Госстандарта России В. Усова "Мировые  стандарты для России", в которой  он по просьбе "Российской бизнес-газеты" прокомментировал некоторые актуальные аспекты и первоочередные меры по реализации положений Закона "О  техническом регулировании".

 

Компания "Гарант" www.garant.ru 22 июля 2003 г.

Интернет-интервью статс-секретаря - первого заместителя Председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии Г. Элькина, посвященное вопросу  о том, как будет работать закон "О техническом регулировании" и какова роль Госстандарта в реализации положений названного закона?

 

30 июня - 1 июля 2003 г., Берлин.

Госстандарт России совместно  с Немецким Институтом Стандартизации (DIN) и Союзом промышленников Германии (BDI) организовал Форум - "Федеральный  Закон "О техническом регулировании" - способности влияния на бизнес".

 

РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ  РЕГЛАМЕНТОВ

 

По данным Госстандарта, в течение этого и следующего года за счет бюджетного финансирования будет разработано 30 технических  регламентов по потребительским  товарам. В числе этих регламентов  внесены такие товарные категории, как алкоголь, аудио- и видеопродукция. В первую очередь будут разработаны  три общих регламента, без которых  невозможно создание специальных регламентов  по отдельным видам потребительских  товаров. В частности, будут созданы  регламенты по безопасности обращения  на потребительском рынке потребительских  товаров и продуктов общественного  питания, касающийся этикетирования пищевых  продуктов, а также регламент  о безопасности изделий легкой промышленности для детей. В ближайшее время  планируется внесение в список приоритетных регламентов парфюмерно-косметической  продукции. До 2010 г. должно быть разработано  более 200 технических регламентов. При  этом разработка только одного из них  может потребовать финансирования в размере 1 - 1,3 млн. руб.

 
 

Ассоциация компаний розничной  торговли (АКОРТ) в числе первых разработала  проект Федерального Закона "О техническом  регулировании розничной торговли" (технический регламент). 
Содержание технического регламента: 
Глава 1. Основные положения 
Глава 2. Условия осуществления розничной торговли 
Глава 3. Требования к товарам, реализуемым в розничной торговле 
Глава 4. Требования к зданиям, сооружениям и прилегающей территории 
Глава 5. Требования безопасной эксплуатации машин и оборудования 
Глава 6. Требования санитарно-эпидемиологической безопасности 
Глава 7. Требования пожарной безопасности 
Глава 8. Требования экологической безопасности 
Глава 9. Требования к продаже отдельных видов товаров 
Глава 10. Требования к персоналу продавца 
Глава 11. Государственный контроль (надзор) за выполнением требований настоящего Федерального закона 
Глава 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона 
Глава 13. Заключительные положения

 

 

Данный перечень мероприятий, проведенных российскими министерствами и ведомствами, и принятых нормативных  документов, естественно, не полный, в  него вошли только те из них, которые, по нашему мнению, были наиболее важными. Но и он показывает какое большое  внимание российское предпринимательское  сообщество уделяет реализации Закона "О техническом регулировании". Редакция намерена информировать читателей  о дальнейшем развитии событий.

НП Регламент 
НОВОСТИ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
6 ноября 2003 года

Правительство РФ определило порядок публикации документов о  разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов 

Постановлением от 5 ноября № 673 Правительство РФ утверждает источник публикации уведомлений о разработке проекта технического регламента и  завершении публичного обсуждения проекта  технического регламента, а также  проектов федерального закона о техническом  регламенте, принятых Госдумой в первом чтении, проектов постановления Правительства  РФ о техническом регламенте и  заключений экспертной комиссии по техническому регулированию - журнал "Вестник технического регулирования" Госстандарта РФ (или приложения нему).

В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти" от 9 марта 2004 года №314: Госстандарт РФ преобразуется  в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии; Госстрой РФ - в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству. Обе структуры подведомственны  Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации.

Разработаны проекты  Технических регламентов

Федеральный закон "О техническом  регламенте розничной торговли"

"О специальной информации  по безопасности выпускаемой  в обращение химической продукции" 

"О безопасности электромагнитных  полей" 

"О парфюмерно-косметической  продукции и ее производстве"

Специальный технический  регламент "О безопасности металлической  тары и упаковки"

Специальный технический  регламент на транспортные средства, передаваемые в эксплуатацию, на процессы подготовки транспортных средств к  эксплуатации и на

специализированное оборудование, применяемое при подготовке транспортных средств к эксплуатации

Специальный технический  регламент "О безопасности полимерной тары"

Специальный технический  регламент "О безопасности стеклянной тары и упаковки"

Федеральный закон - технический  регламент "О водоснабжении"

Федеральный закон "О специальном  техническом регламенте на масложировую продукцию и ее производство"

"О специальном техническом  регламенте на пивоваренную продукцию  и ее производство"

"Основные требования  к производству и контролю  качества лекарственных средств" 

3.Всеобщее управление качеством

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех орга низационных процессов.

История

Стремление стимулировать  производство товаров, конкурентоспособных  на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных  процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что  компания должна работать не только над  качеством продукции, но и над  качеством работы в целом, включая  работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации  процессов, и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.

TQM включает два механизма: Quality Assurance (QA) — контроль качества и Quality Improvements (QI) — повышение качества. Первый — контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги. Второй — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Два механизма: контроль качества и повышение качества — позволяют «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать, развивать бизнес.

Что такое Всеобщее управление качеством

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления». Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

Четырнадцать универсальных  принципов Эдварда Деминга

  1. Установите соответствие целей с планом повышения качества. Высшее руководство должно создать и опубликовать для всех служащих компании документ о намерениях с планом и ясным определением целей. Цели должны быть обязательно достигнуты.
  2. Примите новую философию качества. Каждый, от высшего руководства до низшего по должности работника, должен принять вызов повышения качества, усвоить свои обязанности и придерживаться требований новой философии. Продукция плохого качества никогда не должна достигать заказчика. Организация должна принять за правило, что дефекты по качеству продукции могут возникать, но дефектная продукция никогда не должна поступать к заказчику.
  3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества. Цель инспекций — улучшение процессов и снижение затрат, а не просто поиск дефектов. Потребность в частых инспекциях может отпасть за счет обеспечения изначального качества работы.
  4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг. Следует исключить контракты, обещающие самые низкие затраты (и подразумевающие худший результат); вместо этого следует заботиться о минимизации полной стоимости проектов. Чем постоянно искать самого дешёвого продавца, а потом иметь проблемы с низким качеством продукции, стоит стремиться к работе с постоянным поставщиком. Тогда можно выстроить длительные отношения, основанные на лояльности и доверии.
  5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества. Организации должны постоянно улучшать систему управления и контроля качества. Многие менеджеры склонны думать, что в структуре таких программ есть начало, середина и конец. Всеобщее управление качеством не имеет конца, оно является непрерывным процессом. Фраза «постоянное улучшение» должна стать общей заботой в пределах организации.
  6. Учредите обучение. Следует ввести современные методы формального обучения, особенно для новых сотрудников. Обучение в процессе работы не приемлемо, поскольку новый работник, вероятнее всего, станет «учиться» по накатанному пути, выполняя работу рядом с кондовыми «ветеранами», которые могут противиться нововведениям TQM. Обучение возможно и для внешних заказчиков, если оно ориентирует их на цели, к которым стремится компания. Позже, когда компания будет ждать от этих внешних заказчиков качества запросов определённого уровня, их прежнее обучение окажется полезным.
  7. Обучите и учредите руководство. Целью руководства не должны быть только указания на то, какую работу выполнять, но и помощь в том, чтобы лучше выполнять эту работу. Руководство должно быть обучено мастерски, и организации должны тренировать своих менеджеров быть хорошими лидерами.
  8. Искорените страх на работе. В компании должна быть создана атмосфера доверия и новаторства, чтобы каждый сотрудник мог эффективно работать на благо улучшения организации в целом. Множество страхов на работе вызвано количественными оценками качества работы. Работники стремятся делать требуемое, чтобы получить эти хорошие оценки, не имеющие никакого отношения к качеству. Сотрудники не должны бояться вносить новые идеи, и организация должна терпимо относиться к неудачам, когда работники экспериментируют с новыми идеями.
  9. Устраните барьеры между подразделениями. Высшее руководство должно установить между подразделениями взаимодействие, а не конкуренцию. Это должно оптимизировать усилия команд в направлении намерений и целей организации вместо разжигания между подразделениями конкуренции.
  10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах. Руководству следует исключить лозунги и призывы к полному искоренению дефектов и ошибок, повышению продуктивности без предоставления работникам средств и описания методов достижения таких высот. Подобные увещевания только создают конфликтные взаимоотношения. Большинство причин низкого качества и непродуктивности работы в организациях относится к системе управления и поэтому превышает возможности сотрудников что-либо в этом изменить.
  11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве. Высшее руководство должно ставить повышение качества услуг выше, чем количественные показатели. Исключите такие индивидуальные системы контроля типа «наказание/награда» как, например, премиальные платы и штрафы. Исключите управление основанное на стремлениях. Чтобы достижение целей не зависело только от стремлений, менеджеры должны разработать методы повышения качества, а также привлекать руководство к помощи работникам в достижении их личных целей.
  12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством. Организации должны отменить систему рейтинговых оценок заслуг и не обвинять работников в отказах систем, которые находятся вне их контроля.
  13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации. Привлекайте ведущих специалистов-инструкторов, для обучения и воспитания сотрудников. Введите обучение, относящееся к статистическому представлению об организации, а затем расширьте его до общего видения процессов. Это даст представление об организации в целом, как о едином организме.
  14. Преобразовывайте. Нацеливайте каждого сотрудника на внесение пусть малых преобразований, но для улучшения всей компании. Преобразование — это работа каждого сотрудника, а не только руководства. Создайте что-нибудь типа информационного центра, чтобы информировать всех сотрудников об этом прогрессе.

Эти четырнадцать принципов образуют основу Всеобщего управления качеством. Они являются лекарством от пяти смертельных  болезней, которые могут уничтожить компанию.

Пять смертельных  болезней

Существует пять смертельных болезней, которые должны быть ликвидированы  в организации для успешной реализации TQM. Если не ликвидировать эти пять смертельных болезней, они могут  не только воспрепятствовать применению TQM, но и постепенно уничтожить организацию. Вот эти пять смертельных болезней:

  1. Управление только главной линией. Организация, которая заботится только о главной линии развития и управляет исключительно цифрами, обречена на провал. Управление — это тяжелая работа; менеджер, который полагается только на цифры, упрощает свою задачу. Менеджеры должны знать процесс, быть вовлечены в него, понимать источники возникновения проблем и давать примеры их решения своим подчиненным.
  2. Оценка деятельности на основе системы количественных показателей. Оценка, использующая систему количественных показателей, отчеты, рейтинги или ежегодные обзоры достижений, иногда приводит к классификации, вынужденным квотам и другим ранжирам, вызывающим нездоровую конкуренцию, нарушающим командную работу в пределах организации. Вместо использования таких систем, менеджерам следует лично комментировать индивидуальную работу сотрудников, чтобы помочь им улучшить ее.
  3. Акцент на получении краткосрочных выгод. Если работник в прошлом имел опыт получения быстрых прибылей, он будет стараться и дальше работать в этом же ключе. Руководство же должно убедить сотрудников, что организации следует отдать предпочтение длительному и стабильному росту и совершенствованию, а не краткосрочным выгодам.
  4. Отсутствие стратегии. Если в организации нет никакой последовательности реализуемых целей, работники организации будут чувствовать неуверенность в возможности своего постоянного профессионального и карьерного роста. Организация должна иметь постоянно реализуемый стратегический план, в котором должно быть уделено место и вопросам повышения качества.
  5. Текучка кадров. Если в организации наблюдается высокая текучесть кадров, это указывает на серьезные проблемы. Ликвидация первых четырёх смертельных болезней может помочь преодолеть и эту. Руководство должно принять меры, чтобы работники почувствовали себя важной частью не отчужденной организации, а единой команды.

Преимущества TQM

Краткосрочные и долгосрочные выгоды есть в любом стиле управления. Всеобщее управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ  этого подхода долгосрочны, и  эффект от них ощутим только после  их благополучной реализации. В больших  организациях может уйти несколько  лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.

Информация о работе Метрология стандартизация и сертификация