Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:37, курс лекций
Метрология (от греч. «metron»– мера, «logos» – учение) – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства измерений и методах и средствах обеспечения их требуемой точности. Любая наука является состоявшейся, если она имеет свой объект, предмет и методы исследования. Предмет любой науки отвечает на вопрос ЧТО ей изучается. Предметом метрологии является измерение свойств объектов (длины, массы, плотности и т.д.) и процессов (скорость протекания, интенсивность протекания и др.) с заданной точностью и достоверностью.
Метрология, стандартизация и сертификация.......................................................5
Глава 1 Метрология ................................................................................................5
§1 Объект и предмет метрологии...........................................................................5
§2 Основные понятия и определения метрологии ................................................5
§2.1 Классификация погрешностей измерения .....................................................6
§2.2 Эталоны единиц физических величин ...........................................................7
§3 Измерение физических величин........................................................................7
§3.1 Классификация измерений..............................................................................8
§3.2 Методы измерения физических величин .......................................................8
§3.3 Понятие о средстве измерений .......................................................................9
§3.4 Метрологические характеристики средств измерений и контроля ............10
§4 Правовые основы метрологии .........................................................................11
§5 Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений...............12
§6 Передача размеров единиц физических величин ...........................................13
§7 Государственный метрологический контроль и надзор за средствами
измерения ........................................................................................................................14
Глава 2 Сертификация ..........................................................................................16
§1 Основные понятия сертификации ...................................................................16
§2 Основные функции сертификации..................................................................16
§3 Правовые основы сертификации.....................................................................17
§4 Цели и принципы сертификации.....................................................................17
§5 Понятие о системе сертификации ...................................................................18
§6 Обязательная сертификация ............................................................................18
§7 Участники и формы обязательной сертификации..........................................19
§8 Добровольная сертификация ...........................................................................20
§9 Функции, выполняемые руководящим органом и органом
по добровольной сертификации и испытательной лаборатории..................................20
§10 Аккредитация органов по сертификации и испытательных
лабораторий.....................................................................................................................21
§11 Качество продукции. Основные термины и определения,
относящиеся к качеству..................................................................................................22
§11.1 Показатели качества продукции.................................................................22
§11.2 Методы определения показателей качества...............................................24
§11.3 Методы оценки качества продукции в целом............................................24
§12 Понятие о системе качества...........................................................................25
Глава 3 Стандартизация........................................................................................27
§1 Стандартизация как наука................................................................................27
§2 Функции стандартизации.................................................................................27
§3 Методы стандартизации как науки .................................................................28
§4 Правовые основы стандартизации ..................................................................29
§5 Категории нормативных документов..............................................................30
§6 Виды стандартов применяемых в РФ..............................................................31
§7 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований 4
государственных стандартов..........................................................................................32
§8 Международное сотрудничество России в области стандартизации............32
§9 Применение международных и национальных стандартов
на территории РФ............................................................................................................33
Список рекомендованной литературы.................................................................34
Экзаменационные вопросы...................................................................................35
Варианты контрольных работ ..............................................................................36
ствует более 15 систем обязательной сертификации.
Самой крупной из таких систем является система сертификации ГОСТ Р. В нее
входит порядка 40 подсистем, которые занимаются сертификацией однородной про-
дукции и услуг, а также около 900 аккредитованных органов по сертификации и
около 200 испытательных лабораторий.
Такая разветвленная сеть данной системы позволяет сертифицировать продук-
цию, ввозимую из-за рубежа.
§6 Обязательная сертификация
Распространяется на продукцию и услуги связанные с обеспечением безо-
пасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также имущества людей.
Закрепленные законом требования к товарам, подлежащим обязательной сер-
тификации должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке Рос-
сии и импортёрами при ввозе продукции по импорту на территорию страны.
Объектами обязательной сертификации являются следующие виды продук-
ции:
а) товары машиностроительной, электротехнической, электронной и приборо-
строительной отраслей промышленности; 19
б) товары с/х;
в) товары вещевой промышленности;
г) медицинская техника;
д) товары сырьевых отраслей;
е) средства защиты органов дыхания (СИЗ);
ж) изделия пиротехники;
з) тара;
и) ветеринарные и биологические препараты.
Услуги подлежащие обязательной сертификации:
а) бытовые услуги;
б) услуги пассажирского транспорта;
в) услуги связи;
г) эксплуатационные услуги;
д) туристические;
е) услуги общественного питания и другое.
§7 Участники и формы обязательной сертификации
Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции
и услуг подлежащие обязательной сертификации (к разряду изготовителей относятся
и продавцы, и поставщики продукции), а также организации представляющие собой
органы по сертификации.
Законом о сертификации закреплено положение, о том, что непосредственная
деятельность по сертификации конкретных видов продукции (услуг) осуществляется
в рамках соответствующей системы сертификации. Организация проведения работ
по обязательной сертификации возлагается на специально уполномоченный феде-
ральный орган исполнительной власти в области сертификации.
Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает сле-
дующий состав участников:
а) федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение
сертификации;
б) центральные органы систем сертификации однородной продукции (при не-
обходимости);
в) органы по сертификации;
г) испытательные центры и лаборатории.
Косвенно к этой системе относятся подразделения ее обслуживающие (напри-
мер, центры по подготовке экспертов по сертификации).
Законом допускается применение такой формы сертификации как декларация
о соответствии. Эта декларация, принятая в установленном порядке, имеет юриди-
ческую силу такую же, как сертификат соответствия, то есть принятие декларации о
соответствии, строго говоря, не является сертификацией, а относится к способу под-
тверждения соответствия. Такой подход к подтверждению соответствия распростра-
няется на продукцию имеющую малую потенциальную опасность.
Декларирование некоторых видов продукции снижает расходы государства (не
проводится обязательная сертификация), а также способствует ускорению товаро- 20
оборота на рынке.
§8 Добровольная сертификация
Проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение существующих стандар-
тов на продукцию (услуги) не предусмотрено, то есть когда стандарты не касаются
требований безопасности окружающей среды, жизни и здоровья людей, и их имуще-
ства. К объектам добровольной сертификации относятся научно-техническая про-
дукция, с/х, промышленная, продукция социально бытового назначения, объекты
строительства и другое. Необходимость добровольной сертификации объясняется,
как правило, не критериями безопасности как в обязательной сертификации, а теми
показателями продукции, которые интересуют потребителя (качество продукции яв-
ляется двигателем добровольной сертификации). Для производителя добровольная
сертификация его продукции означает, что вероятность покупки этой продукции бу-
дет выше, то есть продукция становится конкурентно способной, таким образом,
добровольная сертификация является рыночным инструментом выгодным как по-
требителю, так и производителю. В настоящее время в нашей стране действует по-
рядка 90 систем по добровольной сертификации.
Имеются системы добровольной сертификации подтверждающие одно или не-
сколько свойств продукции.
Добровольной сертификации подвергается не только продукция и услуги, но
также сертификация системы качества и производства и проверяются на соответст-
вие международным стандартам.
Добровольная сертификация осуществляется органами по сертификации вхо-
дящими в систему добровольной сертификации, такая система может быть образо-
вана юридическим лицом разработавшим и зарегистрировавшим ее.
Участниками добровольной сертификации могут быть юридические лица, не-
зависимо от форм собственности выполняющие правила данной системы.
Структура системы по добровольной сертификации предусматривает следую-
щий состав участников:
а) руководящий орган системы;
б) орган по добровольной сертификации;
в) испытательная лаборатория;
г) эксперты;
д) заявители.
§9 Функции, выполняемые руководящим органом и органом по добровольной
сертификации и испытательной лаборатории
Функции, выполняемые руководящим органом и органом по добровольной
сертификации (их полномочия и обязанности могут быть совмещены):
а) выдают сертификат соответствия;
б) предоставляют право применения знака соответствия системы (на условиях
договора заявителя и заказчика);
в) сертифицируют объекты добровольной сертификации; 21
г) регистрируют сертификаты;
д) осуществляют контроль за сертифицированными объектами (инспекционная
проверка);
е) также имеют полномочия на приостановление или отмену выданных серти-
фикатов
Функции испытательной лаборатории:
а) проводит испытания, выдают протокол о проведении испытания;
б) обеспечивают свое соответствие требованиям аккредитации;
в) обеспечивают достоверность, объективность, заданную точность результа-
тов испытаний;
г) обеспечивают воспроизводимость результатов испытаний.
§10 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
Главная цель обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их
компетентности.
В соответствии с ГОСТом аккредитации органы должны отвечать следующим
требованиям:
а) иметь соответствующий юридический статус;
б) располагать финансовыми средствами для своего функционирования;
в) располагать штатным персоналом;
г) располагать необходимыми помещениями и средствами труда.
Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора-
торий включает в себя 6 этапов:
1) Представление организацией заявителем, заявки на аккредитацию.
2) Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации. Результа-
ты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оцен-
ку соответствия предоставленной вместе с заявкой информацией условиям аккреди-
тации, эту информацию используют для проведения аттестации испытательной ла-
боратории.
3) Аттестация органа по
сертификации или
4) Анализ материалов и
принятие решения об
5) Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном реше-
нии аккредитующий орган регистрирует, оформляет и выдает заявителю аттестат с
указанием области аккредитации и срока действия не более чем 5 лет.
6) Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной
лаборатории. Этот контроль предусматривает внутренние проверки, которые прово-
дятся самой аккредитованной организацией и инспекционный, контроль который
осуществляется аккредитующим органом.
При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает ре-
шение о приостановлении действия аттестата аккредитации или о его досрочной от-
мене.
При расширении своей области деятельности испытательная лаборатория или
орган по сертификации должны пройти доаккредитацию.
Доаккредитация – аккредитация в дополнительной сфере деятельности. 22
§11 Качество продукции. Основные термины и определения, относящиеся к
качеству
Продукцией называется результаты производственной деятельности человека,
которые имеют материальную ценность и предназначены для удовлетворения его
потребностей.
Продукция может быть изделиями или продуктами.
Изделия – результат работы производственного предприятия, который харак-
теризуется величиной исчисляемой в различных единицах счета (шт.).
Продукты – результат работы производственного предприятия, характеризуе-
мые величиной измеряемой в килограммах, метрах, м3
и т.д.
Продукция может разделяться на 2 класса (по способу использования):
Потребляемая продукция – продукция, которая в процессе использования рас-
ходуется (электричество, топливо).
Эксплуатируемая продукция – расходует свой ресурс, а ее масса остается
практически не изменой в процессе эксплуатации.
Продукция представляемая этими 2-мя классами может быть подразделена на
5 групп:
1) сырье и природное топливо
2) материалы и продукты (ткани, пластмассы, искусственное топливо, пище-
вые продукты)
3) расходные изделия (относятся все упакованные изделия – топливо в бочках,
консервы и т.д.)
4) не ремонтируемые изделия (ремни ременной передачи, полупроводниковые
элементы приборов, крепежные изделия и т.д.)
5) ремонтируемые изделия
(оборудование длительного
ны).
Каждый вид продукции обладает рядом специфических свойств, благодаря ко-
торым данную продукцию можно отличить от продукции какого-либо другого вида.
Свойство продукции – объективная особенность продукции, проявляющаяся
при ее создании и использовании.
Признак продукции – качественная или количественная характеристика
свойств продукции.
Качество продукции – совокупность свойств продукции способных удовлетво-
рять ее пригодность для потребления в соответствующей ей сфере.
Для оценки качества продукции разработана система показателей качества, а
также разработаны методы позволяющие определять эти показатели.
Отрасль практической деятельности, которая занимается разработкой теорети-
ческих основ и разработкой методов, количественные оценки качества называется
квалиметрией.
§11.1 Показатели качества продукции
Ниже перечисленные показатели качества распространяются на все виды про- 23
мышленной продукции и способны отображать количественные характеристики
свойств продукции рассматриваемых применительно создания этой продукции или
применительно ее использования. В каждую группу показателей качества входят как
единичные показатели, так и комплексные.
Единичный показатель качества – отображает одно свойство (грузоподъем-
ность, энергоемкость).
Комплексный показатель качества – отображает несколько свойств продук-
ции.
Разновидность комплексных показателей является обобщенные показатели
качества, которые представляют собой сумму единичных показателей качества
имеющих одну размерность с учетом коэффициента значимости каждого из единич-
ных показателей.
Десять групп показателей качества:
Показатели назначения – характеризует назначение продукции, ее область
применения, конструктивные особенности и т.д. К таким показателям относится
производительность, энергоемкость машин и другие.
Показатели надежности – характеризуют свойства изделия выполнять задан-
ные функции, сохраняя значения установленных эксплуатационных параметров. К
показателям надежности относятся безотказность, долговечность, ремонтопригод-
ность, сохраняемость.
Показатель технологичности – характеризует соответствие изделия и его эле-
ментов реальным условиям производства, рациональность использования конструк-
ционных материалов, приспособленность продукции к применению прогрессивных
технологических методов производства, возможность максимального использования
централизованного производства и рациональной организации ремонта и обслужи-
вания. Одними из важнейших показателями технологичности является коэффициент
сборности изделия, коэффициент использования рациональных материалов, удель-
ная трудоемкость производства и удельная материалоемкость.
Показатели стандартизации и унификации – они характеризуют степень ис-
пользования в данном изделии стандартизованных и унифицированных деталей (уз-
лов, механизмов, сборочных единиц).
Патент на правовые показатели качества они включают в себя два показателя:
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация