Международные премии по качеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того они представляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия. В данном разделе представлены наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:
Российские премии по качеству:
Премия по качеству Правительства Российской Федерации
Премия Правительства Санкт-Петербурга по качеству
Премия Правительства Ленинградской области по качеству
Международные премии по качеству
Премия Деминга - Deming Application Prize — DAP (Япония)

Содержание работы

Введение 3
1. Российские премии по качеству. 5
1.1 Премия по качеству Правительства Российской Федерации 5
1.3 Премия Правительства Ленинградской области по качеству 9
2. Международные премии по качеству. 12
2.1 Премия Деминга - Deming Application Prize — DAP (Япония). 12
2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа - Malcom Baldrige National Quality Award — MBNQA (США). 15
2.3 Европейская награда за качество - European Quality Award — EQA (для компаний Европы). 21
3. Заключение 28
Список используемой литературы. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлению качеством.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

 

Премия Правительства  Ленинградской области по качеству (далее - Премия) учреждена распоряжением  Губернатора Ленинградской области  от 31.07.1997 № 265-рг (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 28.04.2008 № 97). 

Премия присуждается ежегодно на конкурсной основе за производство и реализацию высококачественной, конкурентоспособной  продукции или услуг, значительный вклад в разработку и внедрение современных систем обеспечения и управления качеством продукции или услуг. 

На участие в конкурсе могут претендовать организации  независимо от организационно - правовой формы, осуществляющие производство продукции  и оказание услуг.  Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют на конкурс материалы только в области качества продукции гражданского назначения. 

Не могут участвовать  в конкурсе организации, в отношении  которых в установленном порядке приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), имеющие на дату объявления конкурса фактическую месячную заработную плату работников ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области. 

Результаты работы организаций  в области качества продукции  и услуг, отражаемые в представленных на конкурс материалах, принимаются  к рассмотрению при условии, что  они получены не менее чем за один год до объявления конкурса. 

Критерии присуждения  Премии устанавливаются в Руководстве  для участников конкурса на соискание  Премии 2010 года.  
Заявки на участие в конкурсе на соискание Премии принимаются конкурсной комиссией по 31 марта 2010 года. 

Критерием отбора заявок на участие в конкурсе является регистрация организации-заявителя в Ленинградской области.  Конкурс на соискание Премии проводится до 5 октября 2010 года с момента объявления его в средствах массовой информации Ленинградской области и Санкт-Петербурга. 

По итогам конкурса присуждается не более четырех Премий по номинациям "Промышленные организации" и "Организации сферы услуг".  
В качестве Премии организациям - лауреатам вручается приз с изображением эмблемы Премии и диплом лауреата. Остальные организации, подтвердившие свои достижения в области качества продукции и услуг в процессе обследования на местах, награждаются дипломами. 

Организации - лауреаты премии получают право использовать в документации и рекламных материалах звание "Лауреат  премии Правительства Ленинградской области по качеству" и изображение эмблемы Премии с указанием года получения Премии.  
Решение конкурсной комиссии о присуждении Премии и дипломов публикуется в средствах массовой информации Ленинградской области и Санкт-Петербурга.  
Положением о Премии организационно-техническое обеспечение проведения конкурса и деятельности конкурсной комиссии возложено на федеральное государственное учреждение "Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург" (ФГУ "Тест-С.-Петербург") Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 

 

  1. Международные премии по качеству.

2.1 Премия Деминга - Deming Application Prize — DAP (Япония).

 

Приз Демиига  за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества. 

Подача заявлений  на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен  только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством  в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний, для чего был учрежден специальный приз Японского Комитета — приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies — DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания Florida Power & Light в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием "Процесс улучшения качества" (Quality Improvement Process), практическое применение которой началось в этой компании в 1981 г. 

Как отмечалось Японским Комитетом по присуждению  приза Деминга, эта программа представляет собой "никогда не заканчивающее путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, цикла Деминга PDCA, управления только на основании фактов и уважении людей". Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой в г.Тайпей (Тайвань), производящая всевозможную электронную продукцию и насчитывающая около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное практическое применение Всеобщего Контроля Качества среди зарубежных компаний. 

Программа Всеобщего  Контроля Качества, начатая этой компанией  в 1985 г., включала: политику; организацию  и ее управление; образование и  распространение знаний; сбор, распространение  и использование информации о  качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее.

Эта программа, по мнению Комитета по присуждению  приза Деминга, в наибольшей степени  соответствовала на период начала 1990-х  годов японской идеологии CWQC. Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co. 

В настоящее  время Японский Комитет по присуждению  премий Деминга присуждает пять следующих  премий:

  • премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов; 
  • премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов; 
  • премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;  
    персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC; 
  • премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

 

Критериями  оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:

    • политика и цели;
    • организация и администрирование;
    • образование и распространение знаний;
    • выполение;
    • результаты;
    • дальнейшие планы.

 
Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рисунке: 

2.2 Национальная награда за качество Мэлкома Болдриджа - Malcom Baldrige National Quality Award — MBNQA (США).

 

Национальная  премия (награда) качества М. Болдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control — ASQC). Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Болдриджа (Malcom Baldrige), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа трем категориям компаний:

  • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
  • образование,
  • здравоохранение.

 

Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в  каждой категории. Национальная премия М. Болдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны. 

Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается  группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов — examiners board), состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство  и университеты.

Процедура рассмотрения претендентов, считающих себя достойными получить национальную премию М. Болдриджа, приведена на рисунке №1 ( рисунок можете  увидеть в разделе «Приложение»). 

От компаний, претендующих на премию, требуется  представить документацию на свою Систему  Качества. Компании, прошедшие первую стадию рассмотрения, подлежат более  тщательному рассмотрению на последующих  стадиях. Анализ претендентов на премию М. Болдриджа проводится в соответствии со следующими семью критериями. Для каждого критерия в скобках приводится его вес в процентах (данные на 1994 г.):

  1. Руководство (10 %). Оцениваются успехи высшего руководства (top management) в создании культуры качества внутри компании. 
  2. Информация и анализ (7,0 %). Оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и как эта информация используется для улучшения качества и в планировании качества работы. 
  3. Стратегия планирования качества (6 %). Оцениваются успехи компании в интеграции требовании потребителя для улучшения качества работы компании. 
  4. Человеческие ресурсы (15 %). Ревизорами изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу по улучшению качества и как их знания и опыт используются компанией. 
  5. Уверенность в качестве товаров и услуг (14 %), обеспечиваемая соответствующим управлением качеством процесса, которое и должно создавать уверенность в качестве товаров и услуг. Оцениваются деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и цель компании в постоянных улучшениях. 
  6. Результаты качества (18 %). Изучаются успехи компании в работе по качеству и его улучшению, оцениваемые соответствующими количественными показателями качества и подтвержденные результатами измерений. 
  7. Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30 %). Анализируется вопрос о том, насколько хорошо компания определяет требования потребителей своей продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются. 

 

Все эти семь критериев составляют важнейшую часть работы любой организации в области качества, делая при этом основной упор на предупреждающие (превентивные) действия и непрерывное улучшение. 

Приведенный в  скобках процентный вес каждого  критерия соответствует тому максимальному числу очков, которое могут дать эксперты, участвующие в рассмотрении претендентов на премию М. Болдриджа. Так, 10 % веса критерия "Руководство" соответствует максимум 100 очкам, которые могут быть даны ревизорами при оценке работы претендента, в то время как удовлетворенность потребителей оценивается максимальным числом очков, равным 300 (рис. 3). 

Рассмотрение  включает в себя изучение представленных претендентами документов на премию М. Болдриджа и ознакомление группы ревизоров с работой компании непосредственно в самой компании и за ее пределами у потребителей. Ревизоры ищут, например, доказательства того, что высшее руководство широко использует "ценности" качества в повседневном управлении; являются ли продукты или услуги претендента, по крайней мере, такими же хорошими, как у конкурентов, или лучше; обучены ли сотрудники компании статистическим методам и методам совершенствования качества; работает ли компания с поставщиками по улучшению качества; удовлетворены ли потребители. Придавая большое значение вопросу удовлетворения потребителя, модель оценки МВА (как и модель оценки ДАР) предусматривает развертку этой оцениваемой категории 1-го уровня на 2-м уровне.

Развертка 1-го уровня и примеры статей (категорий) при развертке 2-го уровня в модели оценки МВА (1991 г.) рисунок №2 (смотрите в разделе «Приложение»).

Все претенденты  получают письменный отчет о результатах  работы группы ревизоров с обязательным указанием сильных и слабых сторон управления качеством у претендента  и с предложениями этой группы по улучшению деятельности компании в области качества. 

Процесс прохождения  конкурса может потребовать много  усилий как для рабочих, так и  для администрации при существенных затратах компании. Однако участие  в конкурсе мотивирует работу компании по улучшению качества. В результате некоторые из участвующих в конкурсе компаний делают гигантские шаги в улучшении качества и конкурентоспособности своей продукции. 

Каждая компания, претендующая на награду, а не только победители, может впоследствии изучить оценку и комментарии, как и в случае с DAP. Обратной связью будет то, что точка зрения экспертов (ревизоров) действительно очень важна в непрерывном процессе улучшения качества. 

Первая премия М. Болдриджа была присуждена в 1988 г. В группу производственных компаний, получивших премию, вошла компания Motorola с примерно 99 000 служащими, известная всеми миру своими коммуникационными системами и полупроводниковыми приборами. Целью компании, как заявил ее руководитель Роберт Гэлвин на церемонии присуждения премии, является "нуль дефектов во всем, что мы делаем". Для достижения этой цели компания создала свой центр обучения и потратила более 170 млн. дол. США на подготовку своих рабочих по программе улучшения качества в течение 1983-1987 гг.

Информация о работе Международные премии по качеству