Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:07, курсовая работа
Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, требует системного подхода.
Введение…………………………………………………………...…....…….….3
1. Премия правительства РФ в области качества
2. Ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ в борьбе за международные премии в области качества…………………………........…….5
3. Российские премии в области качества………………………………………9
4.Европейские премии в области качества………………………………….…10 5. Мировые премии в области качества (виды, структура конкурсов, история развития)…... ……………………………………………….…….……12
6. Организация конкурсов качества……………………………………………21
Заключение…………………………………………….……….……….…..……23
Список используемой литературы…………………………….….…………..24
Конкурс на соискание премий Правительства РФ в области качества уже стал основой при организации проведения региональных конкурсов, модели которых часто гармонизированы с моделью российской премии, и число таких конкурсов растет.
Министерство образования Российской Федерации, разрабатывая конкурс 2000 г. "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", также гармонизировало ее критерии с критериями российской премией по качеству. По результатам проведения конкурсов на соискание премий Правительства РФ в области качества была определена необходимость внесения некоторых усовершенствований в его организацию. Кроме того, необходимо также учесть изменения, произошедшие в модели европейской премии в 1999 г.
Порядок проведения национального конкурса и критерии модели российской премии ежегодно актуализируются на основе отечественного и зарубежного опыта. Работа по названным направлениям уже проводится Техническим секретариатом Совета по присуждению премий, что позволит поддержать уровень и авторитет российской премии и содействовать в реализации целей учреждения премий.(1)
4. Мировые премии в области качества.
(виды, структура конкурсов, история развития)
Каждый второй четверг ноября
отмечается Всемирный день качества. Как
правило, в этот день во многих странах
чествуют победителей конкурсов качества.
Какие преимущества получает компания
от участия в конкурсах?
Премии качества вышли за рамки
обычного конкурса и рассматриваются
как инструмент управления и совершенствования
бизнеса. Критерии и модели премий находятся
в авангарде современных методов управления.
Принципы, декларируемые организаторами
конкурсов на соискание премий в области
качества, становятся принципами ведения
бизнеса и концептуальной основой для
национальной политики в области качества.(3)
Премии Деминга, национальной премии качества Малколма Болдриджа, Европейской и Японской премий качества, а также премии Правительства Российской Федерации в области качества – основные премии в области качества
Для начала обратимся к структуре конкурсов на премии качества.
Структура конкурсов:
Структура конкурсов на соискание
премий качества приблизительно одинакова
и включает следующие основные этапы:
1. подготовка отчета
о деятельности компании и ее достижениях
в области улучшения качества;
2. анализ и оценка
отчетов экспертами премии
3. определение лучших
компаний по итогам оценки отчетов;
4. обследование и
оценка лучших компаний на местах;
5. определение победителей конкурса;
6. оглашение результатов
и награждение победителей.
Эксперты премий оценивают, во-первых,
используемые конкурсантом подходы, методы.
Во-вторых, как эти подходы внедряются.
И, наконец, как заявленные инициативы
влияют на получаемые результаты. Так,
эксперты премии качества рассматривают
отчеты по самооценке, руководствуясь
следующими показателями: совершенство
подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр
подхода, достижения и полнота охвата.
Один из важнейших элементов оценочного
процесса, благодаря которому многие организации
принимают решение об участии в конкурсе
- экспертное заключение. Это независимый
отчет, в котором оценивается текущее
состояние компании, анализируются достигнутые
результаты, указываются области, где
необходимы первоочередные улучшения,
даются рекомендации по совершенствованию
деятельности. Кроме того, экспертное
заключение содержит балльную оценку
по каждой категории, которая позволяет
конкурсанту сопоставить свой уровень
с эталонным и с уровнем победителей, а
также проследить динамику улучшений
относительно прошлых показателей.(2)
К числу наиболее известных
мировых премий в области качества,
модели которых широко используются
как инструменты
Национальная Премия Качества
Малколма Болдриджа
20 августа 1987 года президент
Рональд Рейган подписал Закон
100-107, учреждающий Премию Качества
Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National
Quality Award), названную в честь министра
торговли США, трагически
Этот закон объявил
войну низкому качеству с целью
защитить американские компании от давления
со стороны конкурентов и
Идея национальной награды за качество сполна оправдала надежды своих создателей, и сегодня премия Болдриджа играет жизненно важную роль для американского бизнеса. Идея улучшения бизнеса на основе Критериев Болдриджа пробудила интерес к качеству в США. Многие компании даже оказывают давление на своих поставщиков для того, чтобы те уделяли особое внимание качеству. Например, компания Globe Metallurgical, получившая премию Болдриджа в 1990 году, частично мотивировала участие в конкурсе желанием добиться первой позиции в рейтинге качества Форда. В свою очередь, целью компании Wallace Company, также завоевавшей премию в 1990 г., было выполнение требований, предъявляемых к качеству ее партнером - компанией Hoechst Celanese.
За годы своего существования
Премия Болдриджа выросла из конкурса
в принципиально новый подход
к управлению организацией. Критерии
Болдрижда декларируют
Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа
вручается по трем основным категориям:
промышленное производство, сфера услуг,
малый бизнес. В 1999 году к этим трем базовым
категориям были добавлены категории
для некоммерческого сектора: образование,
здравоохранение. В числе 46 компаний,
получивших Премию Болдриджа, - Xerox, Motorola,
Boeing, IBM, Cadillac Motor, FedEx. Дважды лауреатами
становились Solectron Corp. и сеть отелей Ritz-Carlton
Hotel. В категориях образования и здравоохранения
первые премии получили Chugach School District (Alaska);
Pearl River School District (New York); University of Wisconsin-Stout
(Wisconsin).
Премия Деминга
Приз Демиига за качество
(премия Деминга) был учрежден в 1951 г.
в честь большого вклада Эдварда
Деминга в развитие качества в
Японии. К этому времени контроль
качества широко применялся в японской
промышленности, а в некоторых
компаниях даже трансформировался
во Всеобщий Контроль Качества компании
(Company Wide Quality Control — CWQC), базирующийся на
статистическом контроле качества (SQC).
Компании, которые награждались призом
Деминга за качество, достигали наибольших
успехов именно за счет эффективного
внедрения CWQC и были признанными
лидерами не только японской, но и мировой
промышленности. Приз Деминга присуждался
также отдельным лицам или
группам, внесшим значительный вклад
в развитие и популяризацию контроля
качества.(1)
Подача заявлений на получение
приза Деминга похожа на экзамен. Претендент
выдержит экзамен только в том случае,
если спроектированное и примененное
им управление качеством в наибольшей
степени соответствует именно его типу
и размеру бизнеса, давая наибольший эффект
в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались
только японские компании и наиболее отличившиеся
люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом
по присуждению приза Деминга было принято
решение о присуждении приза Деминга и
для зарубежных компаний, для чего был
учрежден специальный приз Японского
Комитета — приз Деминга для зарубежных
компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies
— DAPOC), условия присуждения которого были
объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях,
предъявляемых этим призом, говорит тот
факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только
две зарубежные компании были отмечены
призом Деминга. Одной из них стала компания
Florida Power & Light в США, которая получила
DAPOC в 1989 г. за свою программу качества
под названием "Процесс улучшения качества"
(Quality Improvement Process), практическое применение
которой началось в этой компании в 1981
г.
Как отмечалось Японским Комитетом
по присуждению приза Деминга, эта программа
представляет собой "никогда не заканчивающее
путешествие в качество, базирующееся
на принципах удовлетворения потребителя,
цикла Деминга PDCA, управления только на
основании фактов и уважении людей".
Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой
в г.Тайпей (Тайвань), производящая всевозможную
электронную продукцию и насчитывающая
около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена
приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное
практическое применение Всеобщего Контроля
Качества среди зарубежных компаний.
Программа Всеобщего Контроля Качества, начатая этой компанией в 1985 г., включала: политику; организацию и ее управление; образование и распространение знаний; сбор, распространение и использование информации о качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее.
Программа, по мнению Комитета по присуждению приза Деминга, в наибольшей степени соответствовала на период начала 1990-х годов японской идеологии CWQC.
Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co.
В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:
- премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов; - премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
- премия Деминга для подразделений
(The Deming Application Prize for Devision), отличившихся
в применении статистических методов
и CWQC;
- персональная премия Деминга
отдельным лицам или группам (The Deming Prize
for Individual Person), внесшим выдающийся вклад
в изучение и/ или распространение CWQC,
используя статистические методы или
изучение и/ или распространение статистических
методов для CWQC;
- премия Деминга для зарубежных
компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies),
внесших выдающийся вклад в развитие и
применение CWQC.
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются 48 показателей, объединенные в шесть ключевых моментов в деятельности претендента:
- политика и цели;
-организация и администрирование;
- образование и распространение знаний; -выполнение;
- результаты
-дальнейшие планы
Премии качества
как стратегия
Большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Популярность премий качества
как моделей совершенствования
неуклонно растет. В США со дня
вручения первой премии Болдриджа в
1988 г. разошлось более 2 млн копий
"Руководства" по применению критериев
Болдриджа. По данным Европейского фонда
управления качеством, модель совершенствования
EFQM используют более 20 тыс. различных
компаний Европы - в их числе 15 из 25 крупнейших
компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний
ЕС, входящих в 50 ведущих компаний мира.
(4)
Организация конкурсов качества.
Участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.
Участие в конкурсе на соискание премии качества:
Использование премии качества как инструмента управления:
Как видите, больше преимуществ дает использование премий качества в роли инструмента управления. И во многих странах модели премий действительно заняли достойное место в арсенале менеджеров. Однако в России модель и критерии национальной премии стали инструментом совершенствования пока для небольшого числа компаний. Российская премия качества остается для организаций лишь наградой в одном из многочисленных конкурсов, со всеми плюсами и минусами, присущими подобным мероприятиям. Потенциал самооценки на базе критериев модели практически не реализуется, практика эталонного сопоставления с лучшими в своей области компаниями, компаниями-лауреатами премии, конкурентами прививается плохо в силу "комплекса засекреченности" отечественного бизнеса. Тем не менее возможности совершенствования, которые открывают модели премий качества, можно с успехом использовать для построения конкурентоспособной организации в России уже сегодня - важно лишь знать о существовании этих возможностей и взять их на вооружение раньше конкурентов.