Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы- изучить теоретические основы премий в области качества.
Данная тема является актуальной так как во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.
Введение 3
1 Понятие и сущность качества
2 Характеристика мировых премий качества 5
2.1 Премия Деминга 7
2.2 Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа 8
2.3 Европейская премия по качеству 10
2.4 Японская премия по качеству 11
2.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества 12
3 Сравнительный анализ мировых премий по качеству 14
4 Критерии и оценка премирования
4.1 Организационные основы конкурсов 17
4.2 Принципы оценки и экспертное заключение 20
4.3 Признание победителей 22
4.4 Объединенная модель премий по качеству 23
Заключение 27
Список используемых источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие
и сущность качества
2 Характеристика
мировых премий качества
2.1 Премия
Деминга
2.2 Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа 8
2.3 Европейская
премия по качеству
2.4 Японская
премия по качеству
2.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества 12
3 Сравнительный
анализ мировых премий по
4 Критерии и оценка премирования
4.1 Организационные
основы конкурсов
4.2 Принципы
оценки и экспертное заключение
4.3 Признание
победителей
4.4 Объединенная
модель премий по качеству
Заключение
Список
используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы Мировые премии по качеству.
Цель работы- изучить теоретические основы премий в области качества.
Данная тема является актуальной так как во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.
Во-первых, это признание лучших продуктов. Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.
Для достижения поставленной цели в работе предложено использовать следующую структуру . В первом разделе целесообразно изучить понятие сущность качества .Во втором разделе необходимо рассмотреть характеристики наиболее известных и признанных во всем мире премии таких как
В третьем разделе проведём
сравнительный анализ мировых
премий по качеству. В четвёртом
разделе данной курсовой
Данная тема достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной литературе в работах таких авторов как О. В. Аристов;
Л.Е .Басовский;
В. Ю. Огвоздин; Kay C. Tan.
1 Понятие
и сущность качества
Качество продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность — способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя. Качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания потребителя. Таким образом, в одном из аспектов качество — это совокупность свойств. Свойствами может обладать любой предмет или явление, которое мы можем встретить в жизни. Поэтому, применительно к термину «качество».
Аспекты качества:
Под объектами в теории управления качеством понимаются различные составляющие бизнеса. Объектами качества могут быть, например:
Для
оценки качества необходимо разрабатывать
показатели качества, т.е. выделить измеримые
свойства продукции, важные для потребителя.
Сегодня многие компании, осознавая
важность фактора качества в конкурентной
борьбе как на внутреннем, так и на мировом
рынке, разрабатывают собственные программы
улучшения качества. Национальные премии
в области качества — это механизм, использование
которого помогает компаниям понять и
принять философию качества. Успех премий
выражается в улучшении показателей деятельности
и повышении конкурентоспособности компаний.
Этот факт привлек внимание к премиям
со стороны бизнес-сообщества. Во многих
странах были учреждены собственные программы
качества на базе ведущих мировых премий
2 Характеристика мировых премий качества
2.1 Премия
Деминга
В 1951 г. Советом директоров Японского союза ученых и инженеров в знак благодарности доктору Эдварду Демингу за развитие идей качества в Японии была учреждена премия его имени. Основная задача, которую поставили перед собой организаторы премии Деминга, — распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии управления качеством в масштабах всей компании (CWQC), поощряя организации, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества.
Система
оценки организаций — соискателей
премии Деминга в последние годы
была подвержена серьезным изменениям,
чтобы соответствовать
Базовые категории формируют модель премии. В рамках шести базовых категорий (политика в области управления и ее реализация; разработка новой продукции и инновация процессов; поддержание и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов) оцениваются эффективность, совместимость, непрерывность и тщательность деятельности. Организационная оценка по сумме шести категорий рассчитывается максимума из 100 баллов.
Уникальная
практика раскрывает особенности подходов
каждой организации. Оценивается эффективность,
воспроизводимость и
Роль высшего руководства является субъективным критерием, оценка проводится по результатам личной беседы руководителя с экспертом и отражает глубину понимания руководителем смысла деятельности по развитию и внедрению политики в области качества, его энтузиазм и целеустремленность.
Порядок оценки предполагает экспертизу Отчета о практике TQM* компании конкурсанта и последующее обследование на местах организаций, предоставивших лучшие отчеты. С учетом результатов оценки по всем трем критериям выносится заключение о присуждении премии. В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:
2.2 Национальная
премия по качеству Малкольма
Болдриджа
В 1987 г. Конгресс США учредил ежегодную национальную награду за качество с целью улучшить системы управления качеством в американских компаниях и повысить их конкурентоспособность. Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:
Премия М. Бэлдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Национальная премия М. Бэлдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Бэлдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.
Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Бэлдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов - examiners board), состоящего примерно из 150 .экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты. Процедура рассмотрения претендентов, считающих себя достойными получить национальную премию М. Бэлдриджа Ключевые принципы премии М. Болдриджа: лидерство, ориентация на потребителя, индивидуальное обучение и обучение организации, ценность работников и партнеров, оперативность, инновации и развитие, управление на основе фактов, социальная ответственность, нацеленность в будущее, на результат и создание ценностей, системный взгляд. Эти принципы формируют структуру совершенствования и являются базой для критериев премии.