Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы- изучить теоретические основы премий в области качества.
Данная тема является актуальной так как во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.
Введение 3
1 Понятие и сущность качества
2 Характеристика мировых премий качества 5
2.1 Премия Деминга 7
2.2 Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа 8
2.3 Европейская премия по качеству 10
2.4 Японская премия по качеству 11
2.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества 12
3 Сравнительный анализ мировых премий по качеству 14
4 Критерии и оценка премирования
4.1 Организационные основы конкурсов 17
4.2 Принципы оценки и экспертное заключение 20
4.3 Признание победителей 22
4.4 Объединенная модель премий по качеству 23
Заключение 27
Список используемых источников
Таблица 3 - Рейтинг критериев каждой премии и суммарный рейтинг в масштабах объединенной модели
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Критерий | ПД | НПКМБ | ЕПК | ЯПК | РПК | Рейтинг | |||
1. Лидерство и приверженность качеству | 4 | 9 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
2. Политика и стратегия | 1 | 6 | 5 | 7 | 3 | 4 | |||
3. Использование ресурсов и информации | 2 | 5 | 8 | 7 | 6 | 8 | |||
4. Разработка продуктов и услуг | 4 | - | 10 | - | 10 | 10 | |||
5. Взаимоотношения с партнерами | - | - | 11 | 9 | 11 | 11 | |||
6. Управление процессами | 4 | 1 | 8 | 3 | 9 | 5 | |||
7. Важность персонала |
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
8. Важность потребителей | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
9. Влияние на общество и социальная ответственность | - | 4 | 6 | 6 | 6 | 7 | |||
10. Финансовые результаты | - | 7 | 4 | 5 | 5 | 6 | |||
11. Качество продуктов и услуг | 4 | 7 | 6 | - | 6 | 9 |
ПД - Премия Деминга
НПКМБ - Национальная премия качества
Малколма Болдриджа
ЕПК - Европейская премия качества
ЯПК - Японская премия качества
РПК - Российская премия качества
Как видно из таблицы 2 и таблицы 3, максимальное влияние на деятельность и развитие современной организации оказывают критерии «Важность потребителей» и «Важность персонала». Значительно ниже других оценен критерий «Взаимоотношения с партнерами». Акцент на потребителя, удовлетворение его требований и ожиданий — неотъемлемый и главный фактор успеха в конкурентной борьбе. Мировые премии по качеству еще раз подтверждают этот факт. Удовлетворение персонала — не менее важный элемент в обеспечении качества деятельности организации, особенно в рамках концепции внутреннего потребителя, когда каждый работник является потребителем результатов предыдущего процесса.
Меньшая значимость взаимоотношений с партнерами (поставщиками) может быть обусловлена тем, что поставщики все еще воспринимаются как внешний компонент по отношению к организации. Хотя на качество деятельности и качество конечных продуктов и услуг непосредственное воздействие оказывают материалы, детали, полуфабрикаты, предоставляемые поставщиками. Сегодня основное внимание уделяется способностям организации гарантировать соответствие закупаемых материалов установленным спецификациям и требованиям производственного процесса.
Все
премии уделяют сравнительно равное
внимание как потенциалу (или возможностям)
компании, так и достигнутым результатам
(см. таблицу 2). Небольшой приоритет в четырех
из пяти конкурсов отдан оценке возможностей.
Это говорит о том, что организации, ориентированные
только на результат (финансовый, производственный),
не могут рассчитывать на успех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной курсовой работы можно сделать вывод о том ,что мировые премии в области качества играют важную роль в развитии современного бизнеса, формируют философии качества и принципы совершенствования организаций. Национальные премии по качеству повышают репутацию стран-учредительниц на мировом рынке. Преимущества премий по качеству должны быть очевидны всем заинтересованным сторонам:
Движение
мировых премий по качеству еще молодо.
Многим конкурсам нет и 10 лет. Некоторые
страны только разрабатывают модели совершенствования.
Премии Правительства Российской Федерации
в области качества могут стать, на наш
взгляд, важным этапом в повышении качества
и, следовательно, конкурентоспособности
российского бизнеса.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Как мы уже отмечали, для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.
Популярность
премий качества как моделей совершенствования
неуклонно растет. В США со дня вручения
первой премии Болдриджа в 1988 г. разошлось
более 2 миллиона копий "Руководства"
по применению критериев Болдриджа. По
данным Европейского фонда управления
качеством, модель совершенствования
EFQM используют более 20 тыс. различных
компаний Европы - в их числе 15 из 25 крупнейших
компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний ЕС,
входящих в 50 ведущих компаний мира. Как
видите, больше преимуществ дает использование
премий качества в роли инструмента управления.
И во многих странах модели премий действительно
заняли достойное место в арсенале менеджеров.
Однако в России модель и критерии национальной
премии стали инструментом совершенствования
пока для небольшого числа компаний. Российская
премия качества остается для организаций
лишь наградой в одном из многочисленных
конкурсов, со всеми плюсами и минусами,
присущими подобным мероприятиям. Потенциал
самооценки на базе критериев модели практически
не реализуется, практика эталонного сопоставления
с лучшими в своей области компаниями,
компаниями-лауреатами премии, конкурентами
прививается плохо в силу "комплекса
засекреченности" отечественного бизнеса.
Тем не менее возможности совершенствования,
которые открывают модели премий качества,
можно с успехом использовать для построения
конкурентоспособной организации в России
уже сегодня - важно лишь знать о существовании
этих возможностей и взять их на вооружение
раньше конкурентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аристов О.В. Управление качеством.М.:ИНФРА ,2010
2 Вахрушев
В. Принципы японского
3 Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998. - 354 с.
4 Гиссин В.И. Управление качеством. - М.: МарТ, 2003.
5 Конти
Т. Почему не полностью используется
потенциал самооценки? // Методы менеджмента
качества — 2003. — № 3.
6 Мазур И.И. Управление качеством. - М.: Высшая школа, 2005
13 Адлер Ю., Щепетова С. Нужна ли нам система экономики качества? Неужели да? // Стандарты и качество. - 2007. - № 12.-С. 68-70.
14 Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. От затрат на качество - к управлению затратами // Методы менеджмента качества. - 2008.
-№4.-С. 12-17.
15 Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Экономика качества как система // Методы менеджмента качества. - 2009. - № 5. - С. 4-9.
16 Адлер Ю., Щепетова Премии по качеству // Стандарты и качество. - 2005. - № 5. - С. 60-64.
17 Визит качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 34 -2008 г.с.23
18 Курицын А.Н, Управление в Японии. Организация и методы. - М.: Наука, 2004.
19 Качалов В. А. 41-й конгресс ЕОК: Зарубежный опыт развития методов менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2007. — № 10—11.
20 Руководство для организаций-участников конкурса 2004 года // Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. — Госстандарт России, 2003.-С. 84-99, 210-213.
21 Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. – 2007. - №1. – с. 14-22.//Сертификация.-1995.- №1.- с.10.
22 www.standart.ru
23 www.demig.ru
24. http://quality.eup.ru
25. http://lib.sstu.ru/