Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы- изучить теоретические основы премий в области качества.
Данная тема является актуальной так как во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.
Введение 3
1 Понятие и сущность качества
2 Характеристика мировых премий качества 5
2.1 Премия Деминга 7
2.2 Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа 8
2.3 Европейская премия по качеству 10
2.4 Японская премия по качеству 11
2.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества 12
3 Сравнительный анализ мировых премий по качеству 14
4 Критерии и оценка премирования
4.1 Организационные основы конкурсов 17
4.2 Принципы оценки и экспертное заключение 20
4.3 Признание победителей 22
4.4 Объединенная модель премий по качеству 23
Заключение 27
Список используемых источников
Критерии премии М. Болдриджа, используемые для оценки организаций-соискателей, подразделяются на категории: лидерство; стратегическое планирование; ориентация на потребителя и рынок; измерение, анализ и управление на основе знаний; важность человеческих ресурсов; оперативное управление; бизнес-результаты. Система оценки основана на 1000-балльной шкале, каждая категория выражается соответствующей балльной оценкой. Оценка по категориям дается с учетом используемого подхода, его внедрения и полученных результатов.
Процесс
экспертной оценки кандидатов включает
конкурс отчетов по критериям
премии и последующее обследование
на местах.
С появлением премии М. Болдриджа зародился
новый подход к внедрению принципов TQM
в деятельность организаций и совершенствованию
бизнеса. Критерии премии М. Болдриджа
стали основой для многих национальных
конкурсов качества во всем мире.
2.3 Европейская
премия по качеству
Понимая возрастающую роль качества в достижении конкурентоспособности на мировом рынке, 14 ведущих европейских компаний («Бош», «Нестле», «Оливетти», «Рено», «Филипс», «Фольксваген», «Электролюкс» и др.) под эгидой Еврокомиссии в 1988 г. образовали Европейский фонд управления качеством (EFQM*). Европейская премия по качеству официально учреждена в 1992 г. Ее цель — способствовать эффективному развитию и внедрению всеобщего управления на основе качества в компаниях Европы. На начало 2004 г. более 20 стран-партнеров, в числе которых Россия, учредили национальные премии по качеству на базе европейской премии.
Критерии модели Европейской премии по качеству (модели совершенства EFQM) разделены на две группы: возможности и результаты. Группа «возможности» включает следующие категории: лидерство, политика и стратегия, люди, партнерство и ресурсы, процессы организации. Группа «результаты» объединяет категории: удовлетворение потребителей, удовлетворение персонала, влияние на общество, ключевые результаты деятельности. Каждая из двух групп оценивается из максимума в 500 баллов. Эксперты рассматривают категории модели, руководствуясь системой RADAR* (результаты — подход — внедрение — оценка и анализ).
Этапы экспертной оценки Европейской премии аналогичны премии М. Болдриджа. В конце 2001 г. специалисты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества «Уровни совершенства EFQM», включающую следующие ступени:
Каждая
ступень — это конкурс
2.4 Японская
премия по качеству
Японская премия по качеству разработана на базе критериев премии М. Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. С 1996 г. японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.
Японская премия по качеству вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению, с учетом мирового опыта применения систем контроля и управления качеством. Японскую премию часто противопоставляют премии Деминга. Концепции этих премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе на премию Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии по качеству не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.
Модель Японской премии по качеству построена на взаимосвязи восьми основных категорий: лидерство и принятие решений, социальная ответственность в управлении, понимание клиентов и рынка и работа с ними, разработка и реализация стратегии, обучение и развитие персонала, процесс создания ценностей, информационный менеджмент, результаты работы.
Процедура
определения победителей
2.5 Премии
Правительства Российской
Российская премия по качеству учреждена Правительством Российской Федерации в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством». Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Организационно-
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой. Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.
При
оценке категорий из группы «возможности»
экспертами учитываются совершенство
подхода, его полнота, а также
оценка и пересмотр подхода (эталонного
сопоставления). Для категорий группы
«результаты» оцениваются достижения
и полнота охвата. Конкурс также предполагает
экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее
обследование на местах.
3 Сравнительный
анализ мировых премий по качеству
Таблица 1 - Обобщенная информация о пяти мировых премиях по качеству.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Наименование | Премия Деминга | Национальная премия качества Малколма Болдриджа | Европейская премия качества | Японская премия качества | Российская премия качества |
Год учреждения | 1951 | 1987 | 1992 | 1995 | 1996 |
Цель | Дать оценку и признание организациям, разрабаты- вающим и применяющим методы управления качеством в масштабах компании. | Повысить конкуренто-
способность американских компаний
через: - совершенствование текущей деятельности; - облегчение поиска и обмена информацией и опытом между компаниями США; - создание инструментов для управления, планирования, оценки деятельности и обучения организации. |
Создать в Европе систему, аналогичную премии Болдриджа в США и премии Деминга в Японии, которая смогла бы помочь европейским организациям в повышении их конкуренто- способности на мировом рынке за счет улучшения методов управления и качества деятельности. | Повысить конкуренто-
способность японских компаний, стимулируя
внедрение современные |
Способствовать повышению конкуренто- способности российской экономики, поощряя российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых лидерами мировой экономики, и распространить их опыт среди отечественных предприятий. |
Организатор | Японский союз ученых и инженеров | Национальный институт стандартов и технологии, | Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM) | Японский центр производительности для социально-экономического развития | ПравительствоРФ Госстандарт РФ, ВНИИ Сертификации |
Продолжение
таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модель | Модель премии Деминг | Критерии Болдриджа | Модель совершенствования EFQM | Модель ЯПК на базе критериев Болдриджа | Адаптированная модель EFQM |
Число и наименование критериев | (6) 1. Политика в области управления и ее реализация 2. Разработка новой продукции и инновация процессов 3. Поддержание и улучшение качества 4. Система менеджмента 5. Анализ информации и применение новых технологий 6. Развитие человеческих ресурсов |
(7) 1. Лидерство 2. Стратегическое планирование 3. Ориентация на потребителя и рынок 4. Измерение, Анализ и Управление на основе знаний 5. Важность человеческих ресурсов 6. Оперативное управление 7. Бизнес-результаты |
(9) 1. Лидерство 2. Политика и стратегия 3. Люди 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы организацией 6. Удовлетворение потребителей 7. Удовлетворение персонала 8. Влияние на общество 9. Ключевые результаты деятельности |
(8) 1. Лидерство и принятие решений 2. Социальная ответственность в управлении 3. Понимание клиентов и рынка и работа с ними 4. Разработка и реализация стратегии 5. Обучение и развитие персонала 6. Процесс создания ценностей 7. Информационный менеджмент 8. Результаты работы |
(9) 1. Лидирующая роль руководства 2. Политика и стратегия организации в области качества 3. Персонал 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы, осуществляемые организацией 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) 7. Удовлетворен- ность персона 8. Влияние организации на общество 9. Результаты работы организации |
Система оценки | Эффективность Совместимость Непрерывность Тщательность |
Подход Внедрение Результаты |
Результаты Подход Внедрение Оценка и Анализ |
Подход Внедрение Результаты |
Возможности: - совершенство подхода - полнота подхода - оценка и пересмотр подхода Результаты: - достижения - полнота охвата |
Продолжение
таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Категория для малого бизнеса | Нет | с 1988 | с 1997 | с 1996 | с 2002 |
Категория для некоммерческих организаций | Нет | с 1999 | с 1996 | с 2003 | Нет |
Бенчмаркинг | Нет | с 1991 | с 1992 | с 1996 | Нет |
Лауреаты | Хитачи, Ниссан, Тойота, Мицубиси, Фуджи-Ксерокс, НЭК и др. | Ксерокс, Моторола, Боинг, АйБиМ, Кадиллак, ФедЭкс, Риц-Карлтон Хотел и др. | Сименс, Бош, Нокиа, Вольво, Йелоу Пайджес, ТНТ и др. | НЭК, Рико, Фуджи-Ксерокс, АйБиМ Джапан, Пионер и др. | "Нарзан",
"Северсталь", "Ивтелеком", Московский
технологический университет ( |
4 Критерии и оценка премирования
4.2 Организационные
основы конкурсов
Премии по качеству, как правило, учреждаются с целью развития принципов качества для бизнеса, определения основных требований к построению конкурентоспособной организации, обмена информацией о лучшей деловой практике и бизнес-стратегиях. Премии по качеству инициируются преимущественно на государственном уровне и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.
Организаторы
конкурсов качества присуждают премии
в различных номинациях: для крупных
промышленных предприятий, малых и
средних компаний, отдельных бизнес-единиц,
организаций сервиса и