Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:45, реферат
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех градаций.
В случае, когда оцениваемая продукция:
- превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец – она не уступает мировому уровню;
- уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу – она не превосходит мировой уровень.
В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из трех градаций.
Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления.
По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.
В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.
В заключение, в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции.
3) Понятие и
характеристика жизненного
Понятие управления жизненным циклом продукции (ЖЦП) связано с концепцией CALS, которая изначально позиционировалась как задача компьютерной поддержки процесса поставок (Computer Aided Logistic Support) и трансформировалась в настоящее время в более глобальную проблему непрерывного развития и поддержки жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life cycle Support).
По определению, приведенному в стандарте ISO 9004-1, ЖЦП – это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции, до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции. http://erpnews.ru/doc2953.html
Период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006)
Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:
1) поступление товара в широкую продажу, выход его на рынок;
2) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса;
3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж;
4) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса;
5) резкий спад объема продаж, снижение прибыли. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005)
Для фазы внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой фазе предприятие часто несет убытки из-за незначительного производства и начальных больших затрат на маркетинг.
Фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Происходит значительное увеличение продаж и прибыльности, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или несколько понижаются.
На фазе зрелости и насыщения наблюдается падение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению.
На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно оживление спроса и продаж на определенное (обычно непродолжительное) время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка.
На разных фазах цикла используются различные стратегии маркетинга. Процессам создания продукта и выхода с ним на рынок предшествует разработка концепции жизненного цикла, которая позволяет определить возможности и перспективы жизни товара на рынке. (Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000) http://yas.yuna.ru/
4) Характеристика жизненного цикла продукции в соответствии с международными стандартами. Петля качества
В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и
разработка технических
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11.Утилизация после испытания.
Перечисленные этапы представляются в литературе по менеджменту в виде “петли качества” .
Таким образом, обеспечение качества продукции- это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.
Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
5) Особенности формирование группы аналогов
Аналог — продукция
Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые значения классификационных показателей, характеризующих данный вид продукции.
В качестве аналогов используются промышленно освоенные образцы продукции аналогичного назначения и области применения, период освоения которых в производстве близок по времени к моменту оценки.
При оценке выпускаемой продукции не допускается в качестве аналогов использовать рекламные или экспериментальные образцы продукции, не освоенные производством.
При отборе аналогов в качестве основных источников информации об отечественных и, в особенности, зарубежных образцах продукции данного вида используются промышленные каталоги и проспекты. Однако следует учитывать то, что в них, довольно часто отсутствует указание даты публикации этого источника, что затрудняет определение срока промышленного освоения описанного в данном источнике информации объекта техники.
Для установления действительного времени начала промышленного выпуска конкретного образца техники нужно воспользоваться отраслевыми журналами, имеющими разделы, в которых рекламируются новинки техники, относящиеся к данной отрасли.
Поскольку реклама одного образца
новой продукции может
После отбора аналогов для каждого из них устанавливаются значения всех оценочных показателей, вошедших в выбранную для сравнения номенклатуру показателей. Погрешность в значениях каждого показателя принимается одинаковой для всех аналогов.
При отсутствии значений некоторых показателей у отдельных аналогов допускается их вычисление интерполяционными или экстраполяционными методами
Интерполяция (экстраполяция) осуществляется по имеющимся значениям показателей аналогов.
Интерполяция (экстраполяция) может быть осуществлена, в том случае, когда имеется информация о нескольких сменяющих один другой во времени образцах продукции одного вида одной фирмы-производителя данных образцов продукции.
В этом случае, если известны значения части показателей последнего по времени освоения в производстве образца продукции данной фирмы, но не известны значения другой части показателей этого образца, которые желательно использовать для оценки технического уровня, то значения последних могут быть вычислены путем экстраполяции значений аналогичных показателей более ранних по времени освоения в производстве образцов продукции данного вида той же фирмы.
Кроме того, при отборе аналогов желательно ориентироваться на образцы продукции данного вида, созданные и освоенные в производстве ведущими в данной отрасли отечественными и зарубежными фирмами, причем на те из них, которые пользуются устойчивым спросом на мировом рынке.
Это обусловлено не только тем, что именно эти образцы продукции, как правило, воплощают в себе последние достижения науки и техники (в силу чего они конкурентоспособны на мировом рынке), но и тем, что информация о показателях таких: образцов является наиболее достоверной, так как ведущие фирмы заботятся о собственной репутации.
После отбора группы объектов-аналогов, и установления значений всех их показателей, входящих в выбранную для сравнения номенклатуру показателей, приводят все показатели объектов-аналогов к единой системе единиц измерения и приступают к выделению базовых образцов.
6) Методы оценки уровня качества
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.
Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и \ или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.
Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методом. Расчетные методы позволяют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.
Экспертный – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определение коэффициентов весомости при расчете комплексных показателей качества и др. Результатом экспертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точности измерительного метода зависит от точности используемых средств измерений.
Органолептический метод – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом – означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродовольственного товара при помощи органов чувств человека.
При контроле и оценке
качества пищевых продуктов
Определяющие характеристики качества некоторых непродовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, текстура различных материалов и проч. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.
Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достаточно достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной революции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются программы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительности и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это дает возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.