Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:45, реферат
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Все методы органолептической оценки согласно общепринятой международной классификации подразделяются на аналитические и потребительские.
К аналитическим относят три вида методов: различительные, описательные и методы с использованием шкал и категорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые результаты оценок, как правило, достаточно надежны, количество ошибок невелико.
К потребительским методам относят методы, при использовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обычно выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.
Однако органолептические методы имеют и существенные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.
Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. Этот метод наиболее распространен при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.
Достоинство метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов измерений; недостатки – в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрешающими, что также повышает стоимость испытаний.
Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.
Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей.
Ценность этого метода
состоит в возможности
Социологические оценки имеют большое значение в управлении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.
Измерительные, органолептические, расчетные, социологические и экспертные методы используют и при определении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.
Регистрационный метод - который основан на регистрации и подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом). Регистрационным методом могут определяться такие показатели как безотказность, патентно - правовые, стандартизация, унификация. Вычислительный метод - основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.
Дифференциальный метод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.
Выбор номенклатуры единичных показателей для оценки качества оцениваемого изделия проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т. д.
Значения единичных
потребительских показателей
где К.— значение оценки i-го показателя качества товара;
Р: — значение i -го показателя качества оцениваемого товара;
Р.. — базовое значение i -го показателя.
В случае линейной зависимости между значениями оценки и значениями потребительских показателей пользуются следующей формулой:
где q. — значение оценки г-го относительного показателя качества.
Дифференциальный метод оценки уровня потребительских показателей качества применяется на этапах планирования, проектирования, обращения и эксплуатации товаров. Его достоинством является то, что исключается необходимость определения коэффициента весомости оцениваемого показателя качества, а недостатками — сравнительная форма фиксации значения оценки ("лучше" — "хуже") и возможность суждения о качестве товара в целом лишь в тех случаях, когда значения всех единичных показателей качества оцениваемого товара выше или низке соответствующих базовых значений показателей.
Комплексный метод - метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:
Выявление групп потребителей,
для которых предназначена
Выбор номенклатуры показателей
качества представляет собой построение
сложной иерархической
На первом уровне выделяют свойства социального назначения функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем – единичные свойства.
Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использовании методов квалиметрии в учебных целях, для оценок используют только наиболее важные единичные свойства.
Определение значений показателей единичных свойств. Осуществляют измерительным, сенсорным, расчетным, регистрационным, социологическим, экспертным методами.
Расчет коэффициентов весомости (значимости) показателей свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности показателей каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Для определения весомости показателей чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последовательных и попарных сопоставлений и др.
Важнейшее требование – сумма коэффициентов весомости показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять 1, 10 или 100.
При определении коэффициентов весомости методом рангов каждый из экспертов определяет ранг каждого свойства, т. е. место этого свойства среди других свойств на каждом уровне иерархии.
Коэффициенты весомости каждого показателя (mi), рассчитывают как отношение суммы рангов, присвоенных ему всеми экспертами, к общей сумме рангов всех содержащихся в выбранной номенклатуре показателей качества:
Mi=∑aij/∑∑aij
aij- ранг i-го показателя качества;
n– количество показателей качества
r- количество экспертов.
Согласованность мнений
экспертов может быть оценена
с помощью коэффициентов
Выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества. Для объективности оценок большое значение имеет правильный выбор базовых показателей. Базовые показатели могут представлять собой значение показателей товаров, реально существующих, наиболее предпочитаемых той или иной группой потребителей, или гипотетических. Их выбор зависит от целей оценки.
Расчет комплексных показателей качества осуществляют по формулам средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.
Таким образом, показатель уровня качества, рассчитываемый в виде среднего взвешенного показателя, позволяет с помощью одной формулы учесть все выбранные для оценки показатели свойств товара.
Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.
Этот метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.
Следует иметь в виду, что с введением стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. и изменением содержания термина «качество» возникли новые проблемы, связанные с оценкой качества. Качество должно обеспечивать удовлетворение требований (потребностей) различных заинтересованных сторон.
В стандарте ИСО 9000:2000 (п. 3.3.7) содержится понятие «заинтересованная сторона». Это лицо или группа физических или юридических лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации – потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество. При этом группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.
В результате качество одного и того же объекта, который оценивали разные заинтересованные стороны, может получать разные, подчас противоречивые, оценки.
Обобщенный показатель - заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.
Qоб применяется, когда
надо выразить сложное
.
В случае большого разброса значений qi рекомендуется использовать другую формулу:
.
Допустим, Qоб = 1,25. Это означает, что надежность нашего изделия на 25% выше надежности аналога.
Интегральный показатель применяется чаще всего для оценки сложных экономических показателей, например, эффективности изделия (в зарубежных литературных источниках понятие «эффективность» часто подменяют понятием «производительность»). Обычно под эффективностью изделия понимают отношение суммарного полезного эффекта W от работы изделия к сумме затрат на его создание и эксплуатацию K0 + S: