Основные функции менеджмента и их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:56, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..............2
1. Процесс и управление организацией………………………........4
2. Составляющие процесса управления……………………...........6
3. Сущность и содержание функций менеджмента……………….8
4. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь…………14
Заключение………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………..24

Файлы: 1 файл

Катя.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

 Постоянный контроль  целей и результатов их достижения  позволяет уточнить промежуточные  цели, порядок их важности и  характер выработанной стратегии.  Таким образом, цели и стратегии  их достижения тесным образом  взаимосвязаны, корректировка или  уточнение одной из данных  категорий сразу же непосредственно  отражается на другой. В процессе  управления осуществляется постоянный  процесс их согласования, определения  взаимного соответствия.

   Стратегия управления  разрабатывается на длительный  период, но может разрабатываться  и на текущий период при  коренных поворотах в хозяйственной  политике. Стратегия управления  свойственна как крупным, так  и малым предприятиям, любым формам  хозяйствования.

При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует  процесс управления по всем его стадиям  и основным функциям.

 Содержание функции  организации управления предполагает  формирование и обоснование набора  видов работ, необходимых для  выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду  деятельности: компетенции, т.е. возможностей  или границ действий и принятия  решений; полномочий, т.е. прав  на принятие решений; ответственности,  т.е. меры и формы ответственности  и санкций за последствия принятых  решений. На базе этих данных  устанавливаются перечень и профессиональный  состав персонала и создается  система информационного обеспечения.  При этом формируются уровни  управления, подразделения или звенья  по уровням управления и система  связей между ними. Звено системы  управления рассматривается как  обособленный элемент по критерию  специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

По таким критериям  различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический  отдал), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между  звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых  важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

   Мотивация как  основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения  себя и других людей к деятельности  через формирование мотивов поведения  для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.

В качестве мотивов могут  выступать причастность к крупной  компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие  человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как  многогранен сам человек и  общественные отношения, которые оказывают  на него воздействие.

 Мотивационный подход  к поведенческой деятельности  является центральной функцией  менеджмента. Менеджер воздействует  на другого человека через  его реальные цели, жизненные  установки и ожидания, создавая  эффективную мотивацию производственной  деятельности работника. В качестве  примера можно указать особенности  мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

 Мотивация через потребности  отражает процесс их возвышения  от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение,  самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на  удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к  самоуправлению. Для удовлетворения  высших потребностей предварительно  должны быть удовлетворены первичные  потребности, и необходима высокая  производственная и управленческая  культура.

 Стимулирование - основная  функция, связанная с процессом  активизации деятельности людей  и коллективов путем использования  стимулов, рычагов и способов  формирования интересов и мотивов  деятельности. Отсюда следует, что  функция стимулирования основывается  на процессах мотивации, преобразуя  их в стимулы, воздействующие  на поведение и деятельность  преимущественно коллективов и  фирм.

   Наиболее действенно  в настоящее время экономическое  стимулирование работников. Самый  чувствительный стимул, применяемый  к работнику - размер заработной  платы и своевременность ее  выплаты. Размер заработной платы  сопоставляется с прожиточным  минимумом с учетом цен на  формирование потребительской корзины  и другими показателями и служит  критерием уровня жизни населения.  О недейственности экономических  стимулов в период спада производства  и кризиса, переживаемого экономикой  России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв  в доходах ( в 36 раз) между  богатыми и бедными.

      Контроль  как основная функция менеджмента  объединяет виды управленческой  деятельности, связанные с формированием  информации о состоянии и функционировании  объекта управления (учет), изучением  информации о процессах и результатах  деятельности (анализ), работой по  диагностике и оценке процессов  развития и достижения целей,  эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем  и причин их возникновения, что и  является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует  отметить, что все рассмотренные  стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после  ее завершения, а система организации  контрольной деятельности зависит  от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции  контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев  оценки и показателей, измеряющих отдельные  стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого  персонала, способного к такой работе.

 Выполнение функции  контроля требует высокой профессиональной  подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля  должен быть организованным и  доброжелательным, что может дать  больший эффект, чем жесткий контроль  и жесткие санкции, хотя последнее  во многом определяется видом  работ, самостоятельностью выполнения  и другими ситуационными факторами.  Во всяком случае менеджеры  отвечают за эффективность своих  решений материально, административно,  морально, т.е. своим престижем  и карьерой.

 Функцию контроля, исходя  из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи  менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено  природой экономической деятельности  менеджеров, которые осуществляют  процесс управления этой деятельностью  и через деятельность людей  в соответствии с объективным  характером воспроизводственных  процессов и с учетом субъективных  факторов внешней и внутренней  среды, влияющих на это развитие.

4. Основных функции менеджмента  и их взаимосвязь.

Функция организации.

 Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определение порядка  и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей  и средств для достижения поставленных  организацией целей. 

   Цель планирования - это разрешить неопределенность. Тем не менее, сколь бы важным  ни было планирование - это только  начало. Организация, имеющая большое  количество разных планов и  не имеющая цельной схемы структуры  претворения их в жизнь, обречена  на неуспех. Дело в том, что  функции планирования и организации  тесно связаны между собой.  В некотором смысле планирование  и организация объединяются. Планирование  готовит сцену для того, чтобы  реализовать цели организации,  а организация как функция  управления создает рабочую структуру,  главным компонентом которой выступают люди.

 Поскольку концепция  организации состоит в сведении  воедино всех специалистов фирмы,  задача состоит в том, чтобы  определить миссию, роль, ответственность,  подотчетность для каждого из  них. 

Процесс организации структурирует  работу и формирует подразделения  исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация  смогла выполнить свои планы и  тем самым достичь своих целей.

   Как видно, вне  зависимости от типов и масштабов  деятельности каждая фирма должна  быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

- определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

- определение видов деятельности по достижению этих целей;

- поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен сделать, сроки выполнения работы и кто им руководит;

- единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации;

- размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

 Так, высшие руководители  управляют не более чем десятью  подчиненными, тогда как руководители  низшего уровня управления могут  руководить гораздо большим числом  сотрудников. В связи с этим  можно выделить два важных  фактора, определяющих нормы управляемости  (количество сотрудников, которыми  может управлять один менеджер), - это время и частота. То  есть, сколько времени нужно менеджеру  проводить с каждым сотрудником  и как часто. Естественно, что  этот критерий во многом зависит  от умения менеджера общаться  с подчиненными, сложности решаемых  задач, интереса и вовлечённости  в трудовой процесс. 

Таким образом, организация - это вторая функция управления. Из всего множества значений термина "организация" в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

-организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

- организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

 

 

 Функция мотивации.

   Поведение человека  всегда мотивированно. Он может  трудиться усердно, с воодушевлением  и энтузиазмом, а может уклоняться  от работы. Поведение личности  может иметь и любые другие  проявления. Во всех случаях следует  искать мотив поведения. 

   Мотивация - это  процесс побуждения себя и  других к деятельности для  достижения личностных целей  и целей организации. 

Традиционный подход основывается на вере в то, что сотрудники - всего  лишь ресурсы, активы, которыми должны заставить эффективно работать.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта  знания и навыки, хочет применить  свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень  удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает  цель организации своими целями.

   Стремление человека  реализовать себя в своем деле  бесспорно. Так уж он устроен.  Там, где управление и организация  труда предоставляют сотрудникам  такие возможности, их труд  будет высокоэффективным, а мотивы  к труду - высокими. Значит мотивировать  сотрудников - это затронуть их  важные интересы, дать им шанс  реализоваться в процессе трудовой  деятельности.

 В связи с тем,  что существуют различные пути  мотивации, менеджер должен:

  а) во-первых, установить  набор критериев (принципов), которые  наиболее сильно влияют на  поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют  личную философию, которая представляет  собой основополагающее поведение.  Разработав личную философию,  менеджеры могут создать такую  рабочую среду окружения, которая  будет способствовать мотивации  сотрудников. Данная окружающая  среда, или организационный климат, окажет существенное влияние  на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников, которые значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;

Информация о работе Основные функции менеджмента и их взаимосвязь