Основные методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных методов управления качества, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения повышения качества и поставленных целей в организации.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные методы управления качества;
2. провести классификацию основных методов управления качества;
3. выявить международный опыт в управления качеством.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления качеством 5
1.1 Понятие и сущность качества продукции 5
1.2 Методологические аспекты в управлении качеством 8
2 Классификация методов управления качеством 10
2.1 Технико-методологические аспекты в управления качеством 11
2.2 Экономико-социальные методы в управлении качеством 16
3 Международный опыт в управлении качеством продукции 22
3.1 Японский опыт в управлении качеством 22
3.2 Европейский опыт в управлении качеством 28
3.3 Российский опыт управления качеством 32
Заключение 37
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ Филимонова Марина.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

К У  Р С О В А Я   Р А  Б О Т А

по дисциплине «Управление качеством»

на тему: «Основные методы управления качеством»

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: 

                                                                         Студентка 3 курса, группы МБ-092

                                                                         Специальности: Менеджмент                                             

                                                                         Проверил:

                                                                         Ф.И.О. научного руководителя

                                                                         Пьянов А.И.

                                                                          Оценка «___________________» 

                                                                           «______» ______________20__ г.

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                              3

1 Теоретические  основы управления качеством                                             5

1.1 Понятие и сущность качества продукции                                        5

1.2 Методологические аспекты  в управлении качеством                     8

2 Классификация методов управления качеством                                    10

2.1 Технико-методологические аспекты в управления качеством   11

2.2 Экономико-социальные методы в управлении качеством         16

3 Международный опыт в управлении качеством продукции                  22

         3.1 Японский опыт в управлении качеством                                     22

3.2  Европейский  опыт в управлении качеством                              28

3.3  Российский опыт управления качеством                                    32

Заключение                                                                                                   37

Список используемых источников                                                              39

Приложение                                                                                                  40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения  творческого потенциала и практического  опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных  предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые  могут применяться в каждой из них.

Тема курсовой работы, взятая мною на рассмотрение, звучит следующим образом: « Основные методы управления качеством». На мой  взгляд, эта тема является весьма актуальной в наше время, так как методы управления качеством – это неотъемлемая часть современного менеджмента. В  «Словаре иностранных слов», менеджмент переводится на русский язык, как «управление производством» и как «совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».

 Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблемы, возникающие на предприятиях в новых рыночных условиях, не представляется возможным решать без современного профессионального менеджмента и методов управления качества.

Целью данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных методов управления качества, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения повышения качества и поставленных целей в организации.

В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи: 
1.  Изучить основные методы управления качества; 
2.  провести классификацию основных методов управления качества; 
3.  выявить международный опыт в управления качеством.

Методологической  и теоретической основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных менеджеров, экономистов, изучавших методы управления качества продукции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 
1.1 Понятие и сущность качества продукции

 

Качество –  совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

С философских  позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта.

Качество –  это совокупность свойств, обусловливающих  пригодность продукции для удовлетворения определенных потребностей. Оно формируется  на различных этапах производства и  характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины  и определения»:      «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Основное место  в оценке качества продукции или  услуг отводится потребителю, а  стандарты (в т.ч. международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.  
Качество продукции может быть оценено тремя способами:

1. По собственной  методике компании. Методика может  основываться на статистике возвратов,  гарантийного ремонта, записях  в книге жалоб и предложений и других параметрах внешних и внутренних оценок продукции;

2. По отношению  к качеству некоторого образца,  принятого за эталон, например, изделие  или процесс «А» лучше, чем  «Б» (метод «бенчмаркинг»). При  этом оценка качества имеет  также относительный характер, например, лучше выставочного образца, ниже общепринятого качества в данной отрасли и т.д. Данный способ оценки требует от специалистов постоянного внимания к текущим параметрам образца, принятого за эталон. Способ является очень опасным, т.к. приоритеты потребительского спроса не везде являются одинаковыми;

3. По отношению  к международному или национальному  стандарту. Способ является весьма  эффективным при полной проработанности  стандартов, форм отчетности и  системы профессионального аудита  на ключевые элементы, составляющие либо саму продукцию, либо на процессы и комплектующие, формирующие продукцию. [6, с. 54]

В последнее  время наши предприятия по мере продвижения  своей продукции на рынки сбыта  все чаще и чаще сталкиваются с  жесткими требованиями к качеству.

Качество —  емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости  от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность  своей продукции или услуг. Основой  конкурентоспособности является качество. И хотя кроме качества в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, по результатам опросов качество занимает 70% «весомости» всех показателей конкурентоспособности.

Для обеспечения  необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством.

Дело в том, что каждому предприятию для  успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск запланированного объема продукции, соблюсти установленные сроки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обеспечить требуемый уровень качества. Трудность одновременного достижения этих целей заключается в том, что на практике они, как правило, противоречат друг другу.

Как правило, чаще всего приходится идти на компромиссы, находить оптимальные решения между  объемами, сроками выпуска, себестоимостью и качеством продукции. При этом каждый раз приходится решать, какие  из этих целей (объемы, сроки выпуска, себестоимость или качество) важнее или, иначе говоря, выстраивать систему приоритетов в деятельности предприятия.

Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурентоспособность  предприятий, а это, в свою очередь, положительно влияет на развитие экономики в целом. Поэтому качество продукции - это не просто частная проблема отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения.

Но быть конкурентоспособным  не означает выпускать продукцию только самого высокого качества. Уровень качества может быть разным, рассчитанным на определенные слои населения.

Следует добавить также, что в настоящее время  в мировой практике широко распространена такая норма взаимоотношений  между поставщиками и заказчиками, когда заказчик, прежде чем заказывать продукцию, проверяет, как у поставщика организована работа по качеству, и по результатам проверки решает вопрос о возможности заключения контракта - «вмешательства во внутренние дела».

Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск качественной продукции диктуется необходимостью ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами на основе специальных законов.

 

1.2 Методы управления качеством

 

При управлении качеством используются четыре типа методов:

  • экономические методы – это методы обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать изделия, удовлетворяющие потребности и запросы. К этим методам относятся:
  • правила ценообразования;
  • условия кредитования;
  • экономические санкции за не соблюдение требований стандартов и технических условий;
  • правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию некачественной продукции;
  • стимулирование – этот метод предусматривает поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции. К этим методам относятся:
  • создание систем премирования за высокое качество продукции;
  • установление надбавок к заработной плате;
  • взыскание за причиненный ущерб от не качественности продукции и т.д.
  • организационно распределительные методы – это методы осуществляющие посредствам обязательных директив, приказов и распоряжений руководителя, это установление управления качеством продукции согласно требованиям нормативной документации (стандарты, сертификаты);
  • воспитательные методы – методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников или работников производственного процесса, побуждающих их к высококачественному труду и выполнения специальных функций по управлению качества. Основным методом является моральное поощрение работника за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки.

Выбор методов  управления качеством продукции и поиск их наиболее выгодного сочетания – это один из самых творческих моментов создания систем управления качеством, т.к. они воздействуют на людей прямо участвующих в процессе создания и изготовления товаров (изделий), т.е. на мобилизации человеческого фактора.

 

 2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Информация о работе Основные методы управления качеством