Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 06:19, контрольная работа
Определение, назначение и цели сертификации. Эволюция взаимоотношений поставщиков и заказчиков в области качества. Сертификация в международной практике.
Задание 2
Подчеркните правильный вариант ответа.
2.1. Рассмотрите суждения:
1. Внутренняя мотивация всегда является наиболее глубоким и действенным способом создания заинтересованности в повышении качества.
2. Материальное стимулирование повышения качества – наименее эффективный в современных условиях способ повышения качества.
а) первое верно, второе неверно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Для
реализации предлагаемого подхода руководству
предприятия необходимо идентифицировать
имеющийся уровень развития предприятия.
Для этого можно воспользоваться любой
схемой развития концепции TQM или ретроспективой
эволюции СМК.
Таблица
Годы XX в. | 50-е | 60-е | 70-80-е | 90-е |
Название (суть) этапа | Соответствие стандарту | Соответствие применению | Соответствие стоимости | Соответствие скрытым потребностям |
Эволюция понятия «качество» | Качество продукта отвечает нормам изготовления | Качество продукта отвечает нуждам рынка. | Качество продукта повышается при одновременном снижении его стоимости. | Качество продукта отвечает скрытым или будущим потребностям |
Недостатки | Не отвечает потребностям рынка. Надежда на то, что качество может быть достигнуто путем инспекций (проверок). | Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии применению. Дорогостоящая проверка качества. | Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии стоимости. | Возможность создания искусственного ненужного спроса. |
Эволюция методологии (методы управления качеством) | Стандартизация. Статистическое управление производством. Контроль. | Исследование
рынка. Межфункциональная |
Формирование областей качества. Внедрение семи шагов и семи методов качества. | Развертывание функций качества. Семь приемов управления и планирования качества. |
Эволюция интеграции предприятия | Интеграция технологической линии (вертикальная интеграция). | Интеграция всех функций предприятия (горизонтальная интеграция). | Интеграция всей иерархии предприятия (вертикальная интеграция). | Интеграция всех процессов на предприятии (горизонтальная интеграция). |
Отмеченные в таблице недостатки формируют несоответствие и, тем самым, обусловливают переход к следующему соответствию. При этом авторы упомянутых работ предостерегают компании, принявшие решение о применении TQM, от ошибок и указывают на причины их возникновения:
- желание пройти в историческом порядке все этапы эволюции концепции. Для этого потребуется слишком много времени: компания потеряет свою конкурентную позицию по отношению к тем компаниям, которые преуспели в этих четырех этапах развития;
- стремление обеспечивать выполнение всех четырех соответствий для каждого продукта. Продукт вкупе с технологией его производства сам по себе находится на определенном этапе развития. Возможно, достаточно только определить, какому соответствию он отвечает и в то же время не идет в разрез с развитием организации как системы;
- мнение о том, что более поздние соответствия выше или лучше. На деле лучшим будет то соответствие, которое в большей степени отвечает целям развития предприятия.
Такая ретроспектива соответствий выводит авторов на будущие соответствия:
- соответствие корпоративной культуре;
- соответствие общественному и глобальному окружению.
Говоря о корпоративной культуре, можно утверждать, что современные компании при принятии решения о создании нового бизнеса или модернизации существующего все чаще исходят из сложившейся в компании корпоративной культуры. Соответствие корпоративной культуре проходит через весь цикл воспроизводства: от конкретного работника к бригаде, подразделению через соответствие стандарту качества, стоимости и, наконец, месту, которое продукт и его качество занимают в корпоративной стратегии.
В обоснование последнего упомянутого соответствия (глобальное окружение) можно сказать, что современные компании вынуждены улучшать условия работы для своих сотрудников и соответствие своих продуктов и производственных процессов условиям окружающей среды. Это соответствие, в центре внимания которого находится рынок, вытекает из соответствия скрытым потребностям окружающей среды, в которой живет потребитель. С учетом будущих соответствий их развитие можно представить как витки спирали "производство-рынок". Представленная в развитии последовательность соответствий смоделирована как диалог, в котором коммуникатором выступает производитель, а реципиентами - потребители товара.
Предметом такого диалога является все более усложняющийся товар, а двумя его наиболее значимыми для обеих сторон характеристиками выступают качество и цена. Диалог, как основная форма коммуникации, все чаще определяется как процесс обмена информацией. При этом обязательными условиями называются единые знаковые системы (как правило, язык) и придание им одинакового смысла или понимания, что по сути своей представляет три уровня восприятия информации: синтаксический, семантический и прагматический.
Но я считаю, что условие едино - существование на всех трех уровнях основного базового знания. Тогда последовательность соответствий отражает, по существу, обмен знаниями о качестве товара и их накопление у производителя и потребителя и является, по нашему мнению, наиболее прогрессивной моделью эволюции концепции TQM. Именно в этой последовательности соответствий возможно дальнейшее прогнозирование эволюции TQM. Так, она может быть дополнена следующими двумя соответствиями:
- в производстве - соответствием научно-техническому прогрессу. Речь идет об упоминавшемся сжатии во времени циклов воспроизводства, которое позволит компании оставаться конкурентоспособной и распространять концентрированное знание в потреблении, подталкивая рынок к следующему соответствию;
- в рынке - соответствием темпам развития общества как исключительно социальной системы. Условия окружающей среды, как общественные, так и глобальные, будут меняться все быстрее, и компании необходимо будет синхронизировать темпы своего развития с темпами развития общества, при этом темпы первого должны быть выше темпов второго.
Построение цепочки соответствий делает совершенно очевидным факт изменения объекта управления для предприятия, более четкого разграничения его двух развивающих противоположностей - внешней (рыночной) и внутренней (производственной).
В
рынке изделие, продукцию, товар
заменяет комплексный процесс
В производстве продукцию заменяет процесс обмена знаниями с потребителем на основе взаимовыгодных с ним отношений. Материальный объект уступает место высоким технологиям и сервису, которые определяют быструю окупаемость инвестиций, снижают зависимость от обеспечения сырьем. Поэтому основным ресурсом предприятия, ценностью и, соответственно, наиболее весомым объектом управления в производстве становятся знания сотрудников и все связанные с их получением возможности, т. е. интеллектуальный потенциал предприятия.
Таким образом, я считаю, что объектом управления предприятия на современном этапе становятся именно знания - продукт обработки информации с целью использования его для развития производителя и потребителя, а основным процессом - обмен знаниями между потребителем и производителем.
Учитывая
сказанное выше и определения, данные
в стандарте ИСО 9000:2000, понятие "качество
предприятия" можно определить как
степень использования знаний производителя
потребителем.
Сертификация в международной практике
Технические барьеры, возникающие многих международных организаций, направленную на создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции дли обеспечения беспрепятственного ее появления на своих рынках.
Крупнейшей международной организацией является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение содержит специальные рекомендации для его участников (около 100 стран) в области стандартизации и сертификации. Страны-участницы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСВ) в своих заключительных актах по итогам встреч в Хельсинки (1975 г.) и Вене (1989 г.) отмечали необходимость сотрудничества в области сертификации и использования ее как средства, способствующего сближению и расширению торговых связей стран.
Ведущее
место в области
Совместно
с ИСО над проблемами сертификации
работает МЭК. Все руководства выпускаются
от имени этих двух организаций (ИСО/МЭК).
МЭК организовал также две
международные системы
Опубликованная в 1985 г. "Белая книга ЕЭС", содержащая график мероприятий, необходимых для обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг и людских ресурсов. С 1984 г. под эгидой МЭК действует система сертификации электротехнических изделий (МЭКСЭ), ранее функционировавшая в рамках СЕЧ (Международной комиссии по сертификации). Эта система направлена на подтверждение безопасности бытовых электроприборов, медицинской техники, кабелей и некоторой другой продукции - на соответствии стандартам МЭК.
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛЛК ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний; ИЛАК занимается издательской деятельностью по вопросам сертификации и тесно сотрудничает с КАСКО, ИСО, ЕЭС, ЕЭК, ООН, ГАТТ.
В целях обеспечения взаимного признания результатов испытаний в 1986 г. был создан орган по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА).
В
1991 г. Генеральная ассамблея
В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕЭС - и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества.
Таблица 1 – Этапы сертификации
Наименование этапа | Содержание этапа | Исполнитель | Окончание этапа |
1. Получение
органом по сертификации |
Анализ декларации-заявки | Организация (заявитель) | Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов |
2. Экспертиза исходных материалов | Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства |
3. Формирование
комиссии по проверке |
Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Оформление приказа о составе комиссии |
4. Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы) | Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Принятие программы проверки производства |
5. Проверка производства | Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Составление акта о результатах проверки производства |
6. Принятие
решения о рекомендации |
Оформление проекта сертификата | Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) | Направление акта
о результатах проверки производства,
проекта сертификата в |
7. Принятие
решения о сертификации |
Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра | Технический центр Регистра | Направление сертификата заявителю |
8. Инспекционный контроль за сертифицированным производством | Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки | Орган по сертификации
(уполномоченный эксперт)
Технический центр Регистра |
Оформление актов проверок |