Основы самоорганизации управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение самоорганизации как процесс саморазвития. Поставленная цель требует решение следующих задач:
 рассмотреть понятие самоорганизации управленческого труда;
 раскрыть виды самоорганизации;
 создать самоорганизацию в деятельности руководителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА……………………………………………………..5
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда……………………………5
1.2 Виды самоорганизации…………………………………………………….……6
1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей……………………………10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА МОУ "ШОРШЕЛСКАЯ СОШ ИМ.А.Г. НИКОЛАЕВА"………………………………..15
2.1 Характеристика МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………………………………………..15
2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективности работы персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………..16
2.3 Рекомендации по повышению спмоорганизации персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................24

Файлы: 1 файл

курсовая Теория организации.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА……………………………………………………..5

1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда……………………………5

1.2 Виды самоорганизации…………………………………………………….……6

1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей……………………………10

2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА МОУ "ШОРШЕЛСКАЯ СОШ ИМ.А.Г. НИКОЛАЕВА"………………………………..15

2.1 Характеристика МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………………………………………..15

2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективности работы персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………..16

2.3 Рекомендации  по повышению спмоорганизации  персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в век высокой  конкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своем профессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указаний от руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективна не только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация - это процесс саморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.

Актуальность  работы состоит в том, что во все  времена ценились умные и любящие  труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.

Наука о самоорганизации  и самоуправлении человека носит  название самоменеджмент. Сюда же можно  отнести и самодисциплину: умение держать себя в руках, управлять  своим поведением; умение подчинять свои действия определенным требованиям, принципам [9, c 108].

Цель самоорганизации  руководителя - наилучшим образом  использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.

В самом человеке изначально заложено все необходимое  для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться, помогать самому себе справляться с постоянно  возникающими проблемами. Разумная самоорганизация, достижение внутренней гармонии, следование своим жизненным ценностям и интересам (не противоречащим окружающему социуму) дает руководителю следующие преимущества: лучшую организацию личного труда, выполнение работы с меньшими затратами, меньшую загруженность работой, меньше спешки и стресса, меньше ошибок при выполнении своих функций, лучшие результаты труда, рост квалификации, высокую мотивацию труда, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем [7, c 135].

Подсистема саморазвития в системе управления отражает возникновение таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления. Более того, подсистема саморазвития является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, по вертикали - должностное продвижение, по горизонтали - смена профиля работ и рабочего места и вглубь - улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации [8, c 49].

Целью курсовой работы является изучение самоорганизации  как процесс саморазвития. Поставленная цель требует решение следующих  задач:

    • рассмотреть понятие самоорганизации управленческого труда;
    • раскрыть виды самоорганизации;
    • создать самоорганизацию в деятельности руководителей.

 Объектом  исследования является самоорганизация  работников МОУ "Шоршелская  СОШ им.А.Г. Николаева".

      В процессе работы использовались  абстрактно-логический метод, графический метод, метод сравнений.

   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ТРУДА

 

1.1 Понятие  самоорганизации управленческого  труда

 

В каждой организации  имеются регламентирующие документы  на систему управления организации (уставные документы, законодательные  и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом  в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т.е. самоуправление и самоорганизация.

Самоуправление и самоорганизация  свойственны живой и неживой  материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация.

Самоорганизация может рассматриваться  как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит  в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций  в системе. Сущность самоорганизации  как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур [14, c 53].

Самоорганизацию как явление  открытых систем изучает такая наука, как синергетика. Самоорганизация  проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.

Самоуправление  означает делегирование полномочий руководителей организации вниз по иерархической лестнице на уровень  коллектива работников, вплоть до каждого  рабочего места, и соответствующее  принятие этих полномочий низовыми звеньями [9, c 95].

    Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.

Самоорганизация и самоуправление основываются на многовековом человеческом опыте, свидетельствующем о том, что человека трудно заставить хорошо делать что-либо "из-под палки", что только пробуждение внутренней мотивации способно полностью реализовать творческий потенциал работника.

Сокращение  объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентирование управленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника; передача на нижние уровни управления не только части распорядительных функций, но и ответственности за их исполнение; расширение возможностей самоконтроля работника, который в ряде случаев становится единственным способом оценки эффективности и качества труда [11, c 220].

Успешность  самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т.е. качество жизни самого работника. Построение самоуправления стало возможным лишь с началом демократических преобразований в жизни российского общества, появлением в нашей стране понятия "прав человека", создания механизма защиты этих прав. Развитие самоорганизации и самоуправления означает раскрепощение личности человека труда, превращение его из безликого "винтика" в самодействующего и ответственного субъекта производства.

 

   1.2 Виды самоорганизации

 

В зависимости от объекта  управления выделяют техническую, биологическую  и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация  как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Техническая самоорганизация как явление – это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность, вне зависимости от условий функционирования (например, набор дублирующих устройств, средств связи, пожаротушения и т.д.). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация – это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования. Например, в зонах сильного радиоактивного заражения наблюдались изменения внешнего вида некоторых деревьев и животных. Биологи не связывают это с болезнями растений и животных, а предполагают, что это приспособление к новым условиям.

Социальная самоорганизация  как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов  потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей. Социальная ответственность является чертой характера человека, наряду с отзывчивостью, чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. Она может быть врожденной или приобретаемой за счет воспитания и учета моральных норм общества. Таким образом, самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль (рис. 1).

 

 
Рис. 1. Виды самоорганизации

 

Самовоспитание  – это преодоление вредных  или создание новых позитивных качеств  личности или организации за счет собственных сил и ресурсов. Оно  реализуется в действиях по формированию активной деловой политики, самоутверждению своей продукции и себя как личности, внедрению прогрессивных технологий. Самовоспитание предусматривает самовнушение, самодисциплину, лояльность, самоодобрение, самостимулирование, преодоление отрицательных эмоций.

Самообучение  – это самопроизвольное стремление человека или организации к совершенствованию  или получению информации и знаний. Самообучение опирается на потребность  человека в информации, знаниях и  общении, а также на потребности  общества в прибавочном продукте и саморазвитии. Самообучение осуществляется за счет затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов. Оно может проводиться в различных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно. Самообучение также является следствием практики человека, его жизненного опыта, опыта окружающих его людей и организаций.

Самоконтроль  – это оценка внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий, она может относиться к человеку, коллективу или организации. Внутренние ощущения при самоконтроле обычно базируются на моральных ценностях, принятых нормах или традициях, собственных представлениях. Самоконтроль позволяет человеку, коллективу или организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности, убедиться в соответствии или несоответствии работы своим силам и знаниям. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование самого себя, доверительная беседа, внутренний голос. Результаты самоконтроля могут либо полностью совпадать с результатами формального технологического контроля, либо быть завышенными или заниженными. Самоконтроль дает внутреннюю уверенность в правильности или неправильности результатов официального контроля.

Самоорганизация может быть личной и коллективной.

Личная самоорганизация  реализуется:

  • в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.;
  • в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха;
  • в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.

Информация о работе Основы самоорганизации управленческого труда