Основы самоорганизации управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение самоорганизации как процесс саморазвития. Поставленная цель требует решение следующих задач:
 рассмотреть понятие самоорганизации управленческого труда;
 раскрыть виды самоорганизации;
 создать самоорганизацию в деятельности руководителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА……………………………………………………..5
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда……………………………5
1.2 Виды самоорганизации…………………………………………………….……6
1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей……………………………10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА МОУ "ШОРШЕЛСКАЯ СОШ ИМ.А.Г. НИКОЛАЕВА"………………………………..15
2.1 Характеристика МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………………………………………..15
2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективности работы персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………..16
2.3 Рекомендации по повышению спмоорганизации персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................24

Файлы: 1 файл

курсовая Теория организации.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Коллективная  самоорганизация типична для  общественных отношений. Как явление  социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Например, организация кассы взаимопомощи, в которую люди добровольно вносят небольшие суммы денег для материальной поддержки своих же коллег в экстремальных случаях.

Социальная  самоорганизация – неизбежный процесс как в формальных, так и в неформальных организациях. Она характерна и для одного человека (организация самого себя). Социальная самоорганизация прежде всего должна быть оценена ее инициатором – человеком или коллективом. Эффективность самоорганизации имеет различные виды проявления: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, этическая, экологическая, правовая и т.п. Количественно можно оценить только экономическую, а остальные, не менее важные, – качественно по степени удовлетворения затрагиваемых потребностей и интересов инициатора этой самоорганизации.

   Результатами  социальной самоорганизации могут  быть повышение авторитета, улучшение  здоровья, приобретение неформальных  источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д. [1, c 38].

Эффективность социальной самоорганизации зависит  от набора личностных качеств человека. К качествам, стимулирующим эффективность, относятся: инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность. К качествам, тормозящим эффективность проявления социальной самоорганизации, относятся: застенчивость, забывчивость, пассивность, отсутствие позитивной жизненной цели, низкий уровень образования и воспитания.

 

1.3 Самоорганизация  в деятельности руководителей

 

Основным инструментом становления профессионального  руководителя является потенциал его самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего, обязан организоваться сам. Понятие самоорганизации включает не только осознанные, но и инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробного определения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем наиболее контрастно самоорганизация руководителя проявляется в стиле руководства, которое реализуются руководителем на практике. И это во многом определяет как результат его деятельности, так и результат функционирования всей организации в целом.

Механизм самоорганизации  генетически свойственен любому человеку. Такой механизм является основой обеспечения существования, построения и проведения действий, формирования мировоззрения и осуществления необходимого для человека взаимодействия. Обеспечивая собственное существование, ставя и достигая те или иные цели, каждый сначала самостоятельно организуется и только затем (в силу этой самоорганизации) целенаправленно мобилизует и использует собственные возможности построения взаимодействий с окружающими. Самоорганизация в этом смысле характеризует личность как конструктивно сложившегося, адекватно мыслящего, самообеспечивающегося и целенаправленно развивающегося субъекта, готового к эффективному взаимодействию с окружающими.

Первичная самоорганизация  проявляется уже в неосознанных инстинктах, которые не только обеспечивают функционирование важнейших систем, например организацию дыхания, но и  становятся прообразом разработки и осуществления целенаправленных, осознанных действий. Человек осмысливает инстинктивно осуществляемые эффективные действия и процессы, целенаправленно закладывая их логику в построение и осуществление содержания разрабатываемых процедур. Именно сознание, обеспечивая не только отбор, анализ, повторение, совершенствование, но и выработку принципиально новых процедур поведения личности, определяет необходимость, возможность, открытость и развитие самоорганизации. Оно становится конструктивной основой самоорганизации существования, ресурсом самореализации и инструментом позиционирования личности в обществе [2, c 44].

На этой основе человек последовательно осваивает  и совершенствует процедуры самообеспечения, планирования, разработки и осуществления целенаправленных действий, анализ и оценку результатов, внесение корректив и мобилизацию возможностей. Постепенно у него вырабатывается достаточно четкое представление состава и содержания собственных потребностей, возможностей и процедур удовлетворения первого за счет второго. В этом смысле самоорганизацию можно квалифицировать как целенаправленную и осознанную систематизацию восприятия человека, осуществляемую на основе аналитической деятельности по упорядочению представлений и овладению действиями.

Особое значение самоорганизация приобретает для разработки и осуществления самого разнообразного взаимодействия руководителя в организации. Осознавая себя, свое место в организации и роль организации в целом, он ассоциативно представляет поведение окружающих в той или иной ситуации и вырабатывает на этой основе программу предстоящих действий. Иными словами, руководитель совершенствует самоорганизацию, анализируя поступки и прогнозируя поведение тех, с кем ему предстоит общаться.

Осуществляя руководство  в организации, он широко и разнообразно использует этот подход, ставя себя на место того или иного из своих подчиненных, проецируя, таким образом, собственную самоорганизацию на их поведение. В конечном счете, это приводит к построению определенной модели формирования и взаимодействия самоорганизации руководителя условно представляющейся следующим образом (рис.2) [6, c 378].

   
 

 


Рис. 2. Формирование самоорганизации руководителя

 

Самоорганизация руководителя отражает модель, эталон, "кондуктор" анализа и оценки конкретных действий подчиненных или контрагентов. Такая  модель позволяет адаптировать его  понимание и реакцию на действия окружающих. Эта роль самоорганизации  руководителя приобретает всеобщее значение и развитие в тех достаточно частых ситуациях, когда им реализуется приоритетно-субъективный подход. На практике это означает, что руководитель предлагает подчиненным собирать информацию так, как он это привык делать сам, аналогично анализировать и оценивать ее значение, вырабатывать и реализовывать решения [1, c 45].

Далеко не всегда недостатки и просчеты такого подхода  адекватно оцениваются как самим  руководителем, так и его подчиненными, что приводит к субъективизму, волюнтаризму и в конечном счете к дезорганизации. В связи с реальностью такой  угрозы в условиях сложившегося менталитета отечественного руководителя необходимо четко представлять и конкретно позиционировать место и роль самоорганизации руководителя в системе управления организации. Ее единственной прерогативой и непосредственным исполнителем является собственно руководитель, но ни в коем случае не вся организация в целом.

Разъяснение подхода  к самоорганизации вместе с освоением  комплекса профессиональных знаний должно обеспечиваться в процессе обучения руководителя основам управленческих систем и процедур [13, c 232]. При этом мы подчеркиваем особое значение, придаваемое программам прикладной профессиональной подготовки, развитию и применению ассоциативных основ самоорганизации руководителя. Вместе с тем приведенный выше пример убедительно показывает, что самоорганизация, реализуя ее субъективную составляющую, свойственна не только начальному, но и любому периоду профессиональной деятельности руководителя.

Развитие конструктивной самоорганизации позволяет руководителю быстрее и реальнее проявить себя, оформить и закрепить свой статус, обеспечить прозрачный механизм собственного взаимодействия с другими работниками и организацией в целом. На этапах воспитания, обучения, становления и адаптации работника, данные задачи ставятся и решаются руководством, администрацией, организацией. В последующем модернизация состава и содержания конструктивных составляющих и эмоциональных побуждений в значительной степени переходит к самому руководителю. Адекватное понимание и эффективное осуществление этих процессов требуют четкого представления состава и содержания самоорганизации руководителя [15, c 10].

Сущность самоорганизации  руководителя, раскрывается и детализируется ее содержанием. Здесь скрытые и  уже потому сложные, индивидуальные процессы предстают широким спектром достаточно понятных и конкретных составляющих. Их планирование, освоение, построение и использование во многом определяют содержание профессиональной деятельности, непосредственно осуществляемой руководителем. Ее разнообразие свидетельствует об исключительно широком диапазоне действий самоорганизации руководителя и достаточно индивидуальном подходе к их выбору и применению.

Итак, самоорганизация  руководителя сегодня подразумевает  спектр составляющих, из которого выделяются следующие наиболее важные позиции:

- исследование  и формирование собственных представлений;

- осмысление  и обеспечение удовлетворения  потребностей;

- накопление, систематизация  и развитие необходимых знаний;

- оценка, освоение  и совершенствование деловых  качеств;

- обучение конкретным организационным навыкам и процедурам;

- овладение  культурой взаимоотношений в  организации и обществе;

- достижение  уровня развития личности, адекватной  данной организации;

- получение  и закрепление формального и  неформального статуса.

      В конкретном процессе организации каждая из этих позиций открывает целое направление, в рамках которого формируются и реализуются составляющие самоорганизации руководителя. Представляя собой ее непосредственные проявления, такие составляющие наполняют содержание самоорганизации прикладными ресурсами, применяемыми руководителем во взаимодействии в организации.

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛА МОУ  "ШОРШЕЛСКАЯ СОШ ИМ.А.Г. НИКОЛАЕВА"

 

2.1 Характеристика  МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г.  Николаева"

 

Практическая часть курсового проекта "Самоорганизация как процесс саморазвития" была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева"

Расположение  данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно  приходится пребывать в состоянии саморазвития и самоорганизации.

А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, республики Чувашская, где ведется профильное обучение по трем направлениям - естественнонаучному, физико-математическому и социально-гуманитарному.

В школе постоянно  проходят совещания, семинары, мастер классы как республиканского, так  и всероссийского уровня, часто приходится принимать зарубежных гостей т.к. с. Шоршелы - это родина космонавта А.Г. Николаева.

Кроме того, Шоршелская средняя общеобразовательная школа - "Школа года - 98" (РФ), лауреат республиканского конкурса "Школа года" (3 место в номинации "Школа - хранительница села"), дипломант Всероссийского конкурса "Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях" (октябрь 2006 г.).

В 2007 г. выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн. руб.).

Педагогических  работников 25 из них:

- 3 учителя получили  грант Президента России;

- каждый пятый  учитель работает по авторской  программе;

- 82 % учителей  имеют высшую и первую квалификационные категории.

Ресурсы:

- Информационные: 1 компьютер приходится на 6 учеников; выход в Интернет; мультимедийное  оборудование; сайт школы в Интернете;  мобильный класс.

- Учебно-методические: в рамках ПНПО получено оборудование  и мебель для учебных кабинетов и столовой, интерактивный комплект; произведен ремонт на 2,5 млн. рублей.

 

2.2 Самоорганизация,  как метод повышения эффективности  работы персонала МОУ "Шоршелская  СОШ им. А.Г. Николаева" 

 

Педагог - прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания.

Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и  от его личного благополучия, так и от умения самоорганизовать свой труд [2, c 25].

Со стороны  социума к педагогам в большей  степени, чем представителей других профессий, предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и  материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, поэтому руководитель должен всем своим примером показать, как сотрудники должны уметь самоорганизовать себя.

Цель исследования - выявить, уровень самоорганизации  у сотрудников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".

Задачи:

1. выявить источники  и уровни самоорганизации у  преподавателей МОУ "Шоршелская  СОШ", в составе которых 25

2. определить  методы самоорганизации сотрудников  МОУ "Шоршелская СОШ".

 

Рис. 3. Уровень самоорганизации

1- высокий уровень  самоорганизации;

2- средний уровень  самоорганизации;

3- низкий уровень  самоорганизации.

Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень самоорганизации. Данное исследование показало, что из 25 работников школы у 50% - средний уровень стресса, у 28% - высокий уровень стресса и у 15% - низкий уровень стресса.

Второе, был проведен опрос о том, как самоорганизация влияет на эффективность работы преподавателей высокого, среднего и низкого уровня самоорганизации. В ходе анализа данного опроса было выявлено, что самым популярным ответом, среди преподавателей среднего уровня самоорганизации, на вопрос "Как на вашу работу влияет самоорганизация?" были следующие утверждения:

Информация о работе Основы самоорганизации управленческого труда