Отечественные концепции управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая развитие идеи по обеспечению качества в мировой науке, вклад в нее выдающихся специалистов по качеству, необходимо обратиться к отечественному опыту.
В данной контрольной работе рассмотрим идеи по обеспечению качества в зарубежных и отечественных разработках управления качеством, а также рассмотрим эволюцию развития менеджмента качества

Содержание работы

Введение_______________________________________________ стр.3
1.Эволюция управления качеством._______________________стр.4
2. Зарубежные модели управления.________________________стр.10
2.1. У. Шухарт.__________________________________________ стр.10
2.2. У.Э. Деминг._________________________________________стр.10
2.3. Джозеф М. Джуран.___________________________________стр.15
2.4. Каору Исикава._______________________________________стр.16
2.5. Генити Тагути._______________________________________стр.18
2.6. Филипп Кросби.______________________________________стр.19
2.7. Арманд В. Фейгенбаум.________________________________стр.22
2.8.Дж. Ван Эттингер и Дж. Ситтиг._________________________стр.23
3.Отечественные концепции управления качеством.________стр.24
3.1.Саратовская система бездефектного изготовления продукции.___________________________________________________стр.24
3.2.Львовская система бездефектного труда.__________________стр.25
3.3 Горьковская система «Качество , надежность, ресурс с первых изделий».____________________________________________________ стр.25
3.4.Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса.__________________________________________________стр.26
3.5. Комплексная система управления качеством продукции.____стр.27
3.6. Единая система государственного управления качеством продукции._________________________________________________стр.30
Заключение_____________________________________________ стр.32
Список используемой литературы._________________________ стр.33

Файлы: 1 файл

Исторические аспекты управления качество1.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

     Шухартом разработана концепция производственного контроля. Практическим результатом этой концепции стала разработка карт статистического контроля качества (контрольных карт Шухарта).

       У. Шухартом также было предложено использование статистических методов для управления затратами на качество. Новаторские идеи по использованию статистических методов для снижения затрат на качество позволили многим специалистам считать его основоположником экономического подхода к управлению качеством.

     2.2. У.Э. Деминг.

     Работы  Шухарта оказали большое влияние на У. Э. Деминга (1901-1993) - всемирно известного ученого в области математической статистики и менеджмента. Творчески развив и обогатив идеи У. Шухарта, Э. Деминг впервые разработал программу менеджмента качества. В программу менеджмента качества Э. Деминга вошли следующие разделы:

     I. «14 принципов».

     II. «7 смертельных болезней».

     III. «Трудности и фальстарты».

     IV. «Цепная реакция».

     V. «Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга) ».

     I. «14 принципов» - основа философии качества по Э. Демингу; фактически на них в настоящее время строится концепция TQM.

     Четырнадцать  принципов Э. Деминга

     1.Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги, стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

     2.Применяйте новую философию предпринимательства (философию качества), чтобы добиться стабильности деятельности предприятия.

     3. Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле и нет зависимости качества от него. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.

     4.Прекратите попытки строить долговременную стратегию бизнеса на основе демпинговых цен. Сведите к минимуму совокупные затраты и старайтесь иметь одного поставщика для каждого из комплектующих. Работа с таким поставщиком должна строиться на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности.

      5.Постояно  и неизменно совершенствуйте систему производства и о6служивания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

      6.Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. Используйте современные методы тренировки и повторной тренировки непосредственно на рабочих местах и при выполнении производственных заданий.

      7.Создайте систему эффективного руководства. Проверки и инспекции должны быть направлены на то, чтобы помочь людям лучше выполнять их работу.

     8.Используйте эффективные методы общения между людьми, которые ликвидируют атмосферу страха и недоверия на предприятиях.

     9.Уничтожайте  разобщенность подразделений вашего предприятия друг от друга. Работники должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем, как при производстве, так и при эксплуатации продуктов и услуг.

     10.Прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мо6илизации масс», призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности.

     11.Прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких норм затрат. Нормы выработки, стимулирующая оплата и сдельная работа - демонстрация неспособности понять, что такое хорошее управление и обеспечить его, а работа администрации заключается в том, чтобы заменить нормы выработки компетентным и разумным руководством. Чтобы управлять, нужно быть лидером, чтобы быть лидером, нужно понимать суть работы, за которую ответственны вы и ваши подчиненные: кто является потребителем и как мы можем лучше его обслужить.

     12.Устраняйте все препятствия, которые лишают работников предприятия права гордиться своей работой.

     13.Разработайте всеобщую программу повышения квалификации и создайте для каждого из сотрудников условия для самосовершенствования.

     14.Ясно  определите обязательства высшего уровня руководства предприятия по постоянному улучшению качества продукции и услуг.

     II. «7 смертельных болезней». В разделе рассматриваются факторы, мешающие успешной реализации программы менеджмента качества на предприятие.

     К ним относятся следующие общие недостатки, которые могут быть присущи многим компаниям:

     1)Планирование  не ориентирует производство на товары и услуги, пользующиеся спросом на рынке и способствующие сохранению бизнеса и обеспечению рабочих мест;

     2)Ориентация предпринимателя на краткосрочные прибыли, а не на долгосрочные цели развития и сохранения бизнеса;

     3)Оценка ра6оты сотрудников по формальным показателям, аттестация, ежегодный пересмотр норм;

     4)Высокий уровень кадровых перестановок в высшем руководстве и других структурных подразделениях предприятиях, ежегодные изменения в производственной программе и деятельности предприятия;

     5)Управление на основе только имеющихся цифр, без должного внимания к отсутствующим или не возможным к учету показателям:

     6)Сверхвысокие социальные затраты;

     7)Сверхвысокие затраты из-за возврата продукции.

     III. «Трудности и фальстарты». В разделе рассматриваются две категории факторов: трудности, препятствующие внедрению менеджмента качества на предприятии, которые приводят к тому, что реальные результаты внедрения не совпадают с ожидаемыми, и фальстарты, которые приводят к тому, что работу по внедрению практически приходится начинать сначала.

     К трудностям относятся: ожидание результатов от деятельности, в области повышения качества в кратчайшие сроки; позиция, согласно которой механизация, автоматизация и компьютеризация помогут совершить прорыв в области качества продукции; пренебрежение действиями, необходимыми для успешного выполнения программы повышения качества.

     Фальстарты  возникают постоянно, когда стараются  как можно быстрее достигнуть успеха (например, при внедрении только одной части программы менеджмента качества; при внедрении системы и недостаточной ясности взаимосвязи 14 пунктов программы менеджмента или недооценке этой взаимосвязи; при внедрении системы менеджмента качества начали с неправильных шагов).

     IV. «Цепная реакция». Цель раздела — показать руководству и персоналу предприятия взаимосвязь качества труда, эффективности производства и стабильности положения работников предприятия. Эта взаимосвязь представлена в виде диаграммы, в которой показано, что повышение качества, в конечном счете приводит к сохранению рабочих мест, что улучшает мотивацию работников и, в свою очередь, приводит к дальнейшему повышению качества.

     V. «Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга) » приобрел широкую известность в менеджменте качества. Именно по циклу Деминга осуществляется управление и обеспечение требуемого качества, и дальнейшее его улучшение.

     Цикл  Деминга (PDCA) включается четыре этапа работ в области менеджмента качества:

    • Планирование -P
    • Выполнение работ - D
    • Проверка результатов - C
    • Корректирующие действия - A
 

     С именем Э. Деминга в определенной степени связаны возрождение и развитие экономики Японии. В конце 1940-х гг. экономика Японии находилась в кризисном состоянии. Производимые японскими предприятиями товары отличались дешевизной и низким качеством. Однако в руководстве нескольких крупных компаний в 1948-1949 гг. обратили внимание на то, что повышение качества естественно и неизбежно вызывает повышение производительности.

     Методы  статистического контроля качества, проповедуемые Э. Демингом, были быстро и с энтузиазмом восприняты японскими инженерами, особенно на уровне производственных предприятий.

     Японское  правительство высоко оценило вклад  Э. Деминга в развитие промышленности Японии. В 1960г. император Японии наградил его орденом Священного Сокровища второй степени — наиболее почетной для иностранцев японской императорской наградой.

     В 1951г. в Японии была учреждена премия им. Деминга, за качество и надежность продукции для японских предприятий, которая выплачивалась из доходов от издания его книги, основанной на лекциях, прочитанных в 1950г. Премия им. Деминга стала одной из наивысших наград в промышленности страны. Многие компании и специалисты стремятся получить эту почитаемую награду в области качества. Сегодня Э. Деминга за его вклад в японское качество считают национальным героем Японии.

     Э. Деминг получил и другие многочисленные награды, включая медаль Шухарта от Американского общества по качеству в 1956г. и награду Самуэля Уилкса от Американской ассоциации статистики  в 1983г. В том же году он был избран в Национальную инженерную академию Соединеных Штатов и стал почетным доктором различных американских университетов. 

     2.3. Джозеф М. Джуран.

     Среди американских специалистов, приглашенных для чтения лекций и консалтинга в Японию, также был известный американский специалист в области управления качеством Джозеф М. Джуран (род. 1904).

      Дж. Джуран первым обосновал необходимость  перехода от контроля качества к управлению качеством. Дж. Джураном разработана знаменитая спираль качества, (спираль Джурана) вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством ставшая прообразом многих появившихся позже моделей управления качеством.

     Дж. Джуран - автор концепции AQI (Annual Quality Imргovement), концепции ежегодного улучшения качества. В философии менеджмента качества непрерывное улучшение подразумевает,  что на смену политике стабильности приходит политика изменений. В концепции AQI основное внимание сосредоточено на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах. Этот ученый впервые сформулировал подход к обеспечению качества, классифицировав затраты на о6еспечение качества выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты па оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и издержки из-за внешних отказов. В 1979 Дж. Джуран организовал в США Институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов.

      2.4. Каору Исикава.

      Каору Исикава (1915-1990) - известный японский ученый в области управления качеством, с именем которого также связывают возрождение и развитие японской экономики.

     К. Исикава сформулировал  основные представления  о роли менеджмента качества в японской экономике:

     1.Инженеры, которые дают оценку на основании экспериментальных данных, должны знать статистические методы наизусть.

     2.Природные ресурсы Японии ограничены, и она должна импортировать сырье и продовольствие, а значит, расширять экспорт. Проходят времена выпуска экспортных товаров с низкой себестоимостью и низким качеством. Япония должна приложить максимум усилий для выпуска высококачественной продукции ценой минимальных затрат.

     3.В японском обществе и японской экономике существуют диспропорции, которые могут быть устранены путем изучения методов менеджмента качества. Менеджмент качества позволит оживить экономику и осуществить перестройку сознания руководителей фирм и предприятий.

     К. Исикава ввел в мировую практику новый оригинальный практический метод анализа причинно-следственных связей, получивший название диаграммы Исикавы («Рыбья кость Исикавы») и вошедший в состав семи инструментов контроля качества.

     К. Исикава - автор японского варианта концепции управления качеством, в основе которой: всеобщее участие работников в управление качеством, введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества, непрерывное обучение кадров, широкое внедрение статистических методов контроля.

Информация о работе Отечественные концепции управления качеством