Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа
Рассматривая развитие идеи по обеспечению качества в мировой науке, вклад в нее выдающихся специалистов по качеству, необходимо обратиться к отечественному опыту.
В данной контрольной работе рассмотрим идеи по обеспечению качества в зарубежных и отечественных разработках управления качеством, а также рассмотрим эволюцию развития менеджмента качества
Введение_______________________________________________ стр.3
1.Эволюция управления качеством._______________________стр.4
2. Зарубежные модели управления.________________________стр.10
2.1. У. Шухарт.__________________________________________ стр.10
2.2. У.Э. Деминг._________________________________________стр.10
2.3. Джозеф М. Джуран.___________________________________стр.15
2.4. Каору Исикава._______________________________________стр.16
2.5. Генити Тагути._______________________________________стр.18
2.6. Филипп Кросби.______________________________________стр.19
2.7. Арманд В. Фейгенбаум.________________________________стр.22
2.8.Дж. Ван Эттингер и Дж. Ситтиг._________________________стр.23
3.Отечественные концепции управления качеством.________стр.24
3.1.Саратовская система бездефектного изготовления продукции.___________________________________________________стр.24
3.2.Львовская система бездефектного труда.__________________стр.25
3.3 Горьковская система «Качество , надежность, ресурс с первых изделий».____________________________________________________ стр.25
3.4.Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса.__________________________________________________стр.26
3.5. Комплексная система управления качеством продукции.____стр.27
3.6. Единая система государственного управления качеством продукции._________________________________________________стр.30
Заключение_____________________________________________ стр.32
Список используемой литературы._________________________ стр.33
Система
БИП предусматривала не только материальное,
но и моральное стимулирование за высокое
качество работы исполнителей. Работникам,
в течение длительного времени имеющим
высокий ККТ, присваивались почетные звания
«Мастер золотые руки», «Отличник качества».
Таким работникам решением специальной
комиссии предприятия могло быть предоставлено
право личного клеймения продукции без
предъявления ОТК.
3.2.Львовская система бездефектного труда.
Развитием системы БИП стала львовская Система бездефектного труда (СБТ), разработанная в 1970-х гг.
В
системе СБТ принцип оценки качества
труда, применяемый в системе БИП для рабочих,
распространен на инженерно-технических
работников и служащих. При этом в основу
стимулирования был положен коэффициент
качества труда (ККТ
(СБТ)). Размер материального вознаграждения
(или штрафа) определялся в зависимости
от ККТ (СБТ) на основе разработанных шкал.
3.3 Горьковская система «Качество , надежность, ресурс с первых изделий».
Система КАНАРСПИ бала разработана на Горьковском авиационном заводе.
КАНАРСПИ
использовала основные принципы БИП и
СБТ, но являлась дальнейшим развитием
этих систем, так как объектом управления
в системе было не только качество изделия,
качество труда одного работника, но и
качество работы всего коллектива. Главное
в системе - тщательная отработка элементов
изделия и технологического процесса
при подготовке и производстве продукции.
Система предусматривала проведение испытаний
элементов конструкции и элементов технологического
процесса и последующую доработку изделия
и технологического процесса по результатам
испытаний. На предприятии создавались
службы надежности, координирующие работы
по повышению надежности выпускаемой
продукции, сбору и обработке материалов
по отказам изделий в производстве и эксплуатации.
3.4.Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса.
Система научной организации работ по повышению моторесурса (НОРМ) была разработана на Ярославском моторном заводе. Главным элементом этой системы была организация анализа причин, ограничивающих ресурс двигателя, с последующей разработкой и внедрением мер, направленных на устранение этих причин.
Система определяла последовательность и содержание работ повышения моторесурса при определении его фактического значения, разработке и проверке инженерных рекомендаций по обеспечению, планируемого уровня моторесурса, разработке и реализации комплексного плана конструкторских и технологических мер по освоению двигателя с новым увеличенным ресурсом.
Эти работы проводились на основе результатов испытаний двигателей на заводе-изготовителе, систематического изучения работы двигателей в течение всего срока службы в различных эксплуатационных условиях у потребителей, анализе материалов ремонтных заводов. Для обеспечения этой работы на предприятии были созданы специальные подразделения:
1.Эксплуатационно-
2.Рекламационно-
3.Специальные группы надежности в технологических структурах занимающихся организацией и координацией проводимых работ по повышению надежности выпускаемой продукции.
3.5. Комплексная система управления качеством продукции.
Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) базируется на научно-методических разработках сотрудников ВНИИС (в то время — ВНИИ стандартизации), которые проводились в конце 1960-х гг. при поддержке Госстандарта СССР.
Разработки ученых были проверены в широкомасштабном производственном эксперименте на Украине в Львовской области. На основе результатов, полученных в ходе промышленного эксперимента, опыт по созданию комплексных систем управления качеством продукции был рекомендован к широкому внедрению.
КС УКП аккумулировала в себе позитивный опыт предшествующих систем: саратовской БИП, горьковской КАНАРСПИ, ярославской НОРМ и др., а также использовала и зарубежные разработки, известные отечественным специалистам.
В основу КС УКП были положены принципы общей теории управления и разработанная к тому времени национальная концепция управления качеством продукции. КС УКП базировалась на принципах системно-комплексного подхода, основанного на стандартизации.
КС У КП отличалась следующими характеристиками:
1. Была сформулирована главная цель системы — обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов;
2. Все действия в рамках системы были сгруппированы в специальные функции;
3.Предусматривалась многоуровневая организация управления (на уровнях предприятия, службы, цеха, участка, рабочего места);
4.Стандарты предприятия были использованы в качестве организационно-технической основы системы;
5.При создании системы, ее внедрении и развитии использовались во взаимосвязи общая теория управления, методы системного подхода и проблемно-целевого управления, меры материального и морального стимулирования повышения качества продукции.
Основными направлениями достижения главной цели системы были:
1.Создание и освоение новых высококачественных видов продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
2.Повышение удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства;
3.Улучшение показателей качества путем модернизации выпускаемой
продукции;
4.Своевременное снятие с производства или замена морально стареющей продукции;
5.Обеспечение выпуска изделий в строгом соответствии с требованиями нормативных документов;
6.Внедрение в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта;
7.Совершенствование и развитие форм и методов управления качеством продукции.
КС УКП была первой системой управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты. Это чрезвычайно важное, принципиальное достижение отечественных специалистов в совершенствовании методов управления качеством продукции. Утвержденные к началу разработки КС УКП стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) первого поколения узаконили применение такого документа, как стандарт предприятия (СТП), который впоследствии стал основным документом по стандартизации систем менеджмента качества и продолжает оставаться таковым на многих российских предприятия.
С конца 1970-х гг. в промышленности СССР в соответствии с решением ЦК КПСС работа по созданию па предприятиях комплексных систем управления качеством продукции велась очень активно. В нее включились тысячи предприятий.
Общее научно-методическое руководство разработкой и внедрением КС УКП на предприятиях страны осуществляли Госстандарт СССР и его головная научно-исследовательская организация ВНИИС. Госстандарт утверждал и издавал нормативные и методические документы (государственные стандарты, рекомендации, методические указания, инструкции и др.), устанавливающие общие для всех отраслей положения по построению и функционированию систем, по организации разработки и внедрения, осуществлял контроль, вел работу по пропаганде и распространению передового опыта.
С 1980-х гг. стали появляться первые результаты внедрения КС УКП на отечественных предприятиях: номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции чаще обновлялись, повышалась ее надежность, улучшались эстетические показатели продукции. Сервисное обслуживание стало признаваться как существенный и необходимый элемент удовлетворения запросов потребителя. Одновременно обнаруживались недостатки, большинство из которых было связано с компанейским подходом, стремлением руководителей предприятие не заниматься работой в области управления качеством, а быстро отрапортовать начальству. В связи с этим КС УКП на ряде предприятий внедрялась формально и соответственно не была эффективна.
3.6. Единая система государственного управления качеством продукции.
В 1978г. Госстандартом были приняты Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП). Это свидетельствовало о том, что в стране системы управления качеством получили дальнейшее развитие, вышли на более высокий уровень (отраслевой, региональный, государственный) на базе разработки программ «качество», стали включаться в народно-хозяйственные планы. Для осуществления единой технико-экономической политики в области повышения качества на предприятиях, в объединениях, в отраслях разрабатывались и внедрялись системы управления качеством, учитывающие положении Единой системы (ЕСГУКП).
Главной целью ЕСГУКП было планомерное обеспечение всемирного использования научно-технических, производственных и социально- экономических возможностей для достижения постоянных высоких темпов улучшения качества всех видов продукции в интересах повышения эффективности общественного производства и экспорта. ЕСГУКП представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих координированные действия органов управления для достижения главной цели системы. Данная система была реализована на всех уровнях управления (межотраслевом, отраслевом, объединениях или предприятиях), а также в территориальном разрезе и на всех стадиях жизненного цикла продукции. Система ЕСГУКП была направлена на обеспечение единства и взаимосвязи технических, экономических, социальных и организационных подсистем, обеспечивающих повышение качества продукции. В рамках Единой системы реализовывался большой круг специальных функций управления — от прогнозирования потребностей, планирования повышения качества продукции, организации разработки, подготовки и обеспечения производства всеми видами ресурсов до стимулирования повышении качества продукции и государственного надзора за ее внедрением.
Между тем эффективная реализация этой системы предполагала централизованное управление и планирование, что в условиях перехода к рыночной экономике практически потеряло свою актуальность.
В 1986г. институтам Госстандарта и его организациям в административном порядке было запрещено заниматься проблематикой управления качеством и оказанием предприятиям какой-либо помощи в разработке, внедрении и совершенствовании комплексных систем управления качеством продукции. Таким образом, отечественные разработки и накопленный опыт управления были практически отвергнуты. Начавшийся процесс широкого движения за улучшение качества отечественной продукции на основе прогрессивной передовой методики стал затухать и в начале 1990-х гг. практически прекратился.
Парадокс
заключается в том, что именно
в этот период ИСО разработала, и
опубликовало стандарты по управлению
качеством ИСО серии 9000. причем инициатива
разработки стандартов принадлежала СССР.
Заключение
В последние десятилетия качество стало одной из наиболее важных идей в области менеджмента. Разнообразие потребителей, требований к продукции, услугам, персоналу и методам менеджмента обусловило необходимость наполнения понятия «качества» новым содержанием. На смену традиционных представлений школ бизнеса о том, что успех компании заключается в быстром и дешевом производстве продукции и представлении услуг пришли новые принципы, которые провозгласили: делать продукцию качественно – наилучший способ делать ее быстрее и дешевле; все, что делается для улучшения качества в любом подразделении организации, повышает качество организации в целом.
За простой сутью скрывается кропотливая работа по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса.
Каждый
из рассмотренных в этой работе вкратце
аспектов управления заслуживает право
на жизнь, т. к. без него изучение данной
темы будет неполным. Нельзя говорить,
что какой-либо ракурс преобладает, а другой
«не имеет к делу никакого отношения»
– это в корне неверно. Говорить о познании
науки управления качеством можно
только после изучения всех разделов учебной
дисциплины в совокупности. Выпадение
какого-либо элемента, даже если он на
первый взгляд кажется незначительным,
делает невозможным обозрение полной,
завершенной картины науки.
Информация о работе Отечественные концепции управления качеством