Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:21, реферат
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй постепенно выходит на первое место.
Отечественные системы управления качеством продукции
Качество товара, его эксплуатационная
безопасность и надежность, дизайн,
уровень послепродажного
В начале нашего столетия в
связи с возрастанием сложности
продукции проблема обеспечения
качества значительно обострилась.
Уже нельзя было ограничиться проведением
только технического контроля, требовались
какие-то дополнительные меры. В 20-х
годах начали разрабатываться и
внедряться статистические методы контроля,
появились специальные
1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции)
Первые успешные попытки
организации планомерной
Внедрению БИП предшествовала
сложившаяся система контроля, когда
рабочие, мастера, руководители предприятия
отвечали за выполнение производственной
программы и, фактически, не отвечали
за качество продукции. Ответственность
за качество продукции была возложена
на ОТК. В результате работники производственного
аппарата передавали детали, узлы, изделия
в другой цех с недоделками, дефектами.
При таком положении работники
ОТК предприятии затрачивали
время на выявление и устранение
дефектов. Получилось так, что одни
производят некачественную продукцию,
а другие ликвидируют допущенный
ими брак, поэтому продукция
Кроме того, нередко брак и дефекты возникали из-за конструкторов, состояния НТД и организации производства. Стимулирование проводилось в основном по количественным показателям изготовления продукции.
Данная система представляла
комплекс взаимосвязанных, организационных,
экономических, воспитательных мероприятий,
которые создавали
В ее основу были положены следующие принципы:
Порядок предъявления продукции ОТК регламентировался рядом документов, в частности «Инструкцией», составленной ОТК и утвержденной директором предприятия, которая запрещала исполнителю предъявлять ОТК узлы и изделия с отклонением от НТД.
Если работники ОТК
обнаруживали дефект в предъявленной
партии продукции, то они прекращали
дальнейший осмотр и возвращали всю
партию для исправления и устранения
дефектов. Вторичное предъявление этих
изделий производилось только по
письменному разрешению начальника
цеха. При повторном отклонении продукции
начальник цеха обязан был представить
директору предприятия
Анализ рекламаций с места
эксплуатации продукции рассматривался
лично директором предприятия, после
чего им издавался специальный приказ
с изложением конкретных необходимых
организационно-технических
Главной особенностью и новизной
системы БИП стало то, что она
позволила проводить
Для оценки результатов работы предприятия, цехов и отдельных исполнителей, а также морального и материального стимулирования работников, за повышение качества продукции были предусмотрены следующие основные показатели:
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск новых форм и методов управления качеством продукции.
2. Система
СБТ (система бездефектного
На передовых предприятиях
Львовской области был
В СБТ основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда» – количественное выражение качества труда исполнителей . Эффективность труда работников оценивалась ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принималась за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, нарушение установленной технологии, выдача неправильной информации и т.п.), классифицировались и каждому из них соответствовал заранее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производилась уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.
Система бездефектного труда распространилась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др. Она повышает коллективную ответственность, дисциплину работников, заинтересованность в повышении качества труда, что обеспечивает рост эффективности производства и повышение качества продукции.
3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)
Примером научного подхода к управлению качеством стала созданная в 1958 г. на предприятиях тогда Горьковской области система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Саратовская система была направлена на управление качеством на стадии изготовления продукции, система же КАНАРСПИ – на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства.
Работа по улучшению качества
изделий в данной системе не заканчивалась
запуском их в серийное производство.
Информация о работе изделий в
различных эксплуатационных условиях
помогала вносить различные изменения
в их конструкцию, повышать их надежность,
качество. Сбором, анализом и обобщением
этой информации занимались созданные
на предприятиях специальные службы
надежности. Они совместно с другими
специализированными службами предприятий
участвовали в выработке
Система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате чего значительно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надежность, увеличился ресурс изделий.
4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса)
Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе. Эта система обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. В ее основе лежит планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов, лимитирующих его уровень.
Работы системы НОРМ имеют следующее содержание:
1) оптимальный моторесурс двигателей
и потенциальные его возможности закладывались
при создании конструкции и технологической
подготовке производства, поэтому при
отделе главного конструктора создавалось
эксплуатационно-
2) ЭИБ организовывало творческую связь с автохозяйствами и ремонтными базами, благодаря чему обеспечивался сбор информации о работе двигателей как сразу после выпуска первых промышленных партий, так и при переходе на массовое производство. Для организации помощи ремонтным предприятием был создан эксплуатационно-ремонтный отдел (ЭРО), который переносил на ремонтные организации современные методы ремонта с использованием технологического опыта завода;
3) анализировались собственные производственные данные, показания периодических испытаний, а также сведения о достижениях передовых отечественных и зарубежных предприятий и фирм;
4) по результатам анализа внешней и внутренней информации уточнялись достигнутый срок службы отдельных деталей и моторесурс двигателя в целом и намечался оптимальный уровень моторесурса двигателя на очередной период;
5) разработанными методами ускоренных и других видов испытаний в опытной эксплуатации проверялась эффективность конструкторских и технологических решений;
6) проводилась работа по совершенствованию испытательной и контрольно-измерительной базы, позволяющей всесторонне испытать двигатели в условиях, наиболее близких к условиям эксплуатации;
7) достигнутый моторесурс устанавливался испытаниями образцов двигателей и подтверждался последующей эксплуатацией;
Информация о работе Отечественные системы управления качеством продукции