Отечественные системы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:21, реферат

Описание работы

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или не успех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. Причем второй постепенно выходит на первое место.

Файлы: 1 файл

упр качеством.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

8)   изучение материалов эксплуатации и увеличение моторесурса двигателей производилось непрерывно до снятия данной конструкции с производства;

9)   работа по обеспечению высокой надежности совместно со смежными предприятиями проводилась как в процессе создания первых образцов, так и при массовом выпуске двигателей;

10)   после запуска в массовое производство стабильность качества двигателя с увеличенным моторесурсом обеспечивалась установленным технологическим моторесурсом, который строго поддерживался комплексом организационно-технических мероприятий, в том числе системой бездефектного труда, неуклонным повышением уровня НОТ и производства, систематическим повышением квалификации и знаний ИТР и обслуживающего персонала.

При ОТК были созданы рекламационно-исследовательские  бюро и сеть опорных эксплуатационных пунктов завода в районах наибольшей концентрации машин. Основная задача –  анализ претензий потребителей, инструктаж и оказание помощи по эксплуатации и ремонту двигателей.

Внедрение системы НОРМ позволило  значительно снизить затраты  на техническое обслуживание и ремонт двигателей, существенно увеличить  моторесурс двигателей. Инициатива Ярославского завода по повышению моторесурса  была одобрена, а опыт завода был  рекомендован для распространения  на машиностроительных предприятиях.

5. Система  НОТПУ (научная организация труда,  производства и управления)

Система научной организации  труда, производства и управления (НОТПУ) была разработана в ПО моторостроения г.Рыбинска. Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями  работ системы НОТПУ являлись:

  • совершенствование внутризаводского планирования при использовании в серийном производстве непрерывного оперативно-календарного планирования;
  • организацию работ по повышению качества продукции (внедрение системы бездефектного изготовления продукции и количественной оценки работы цехов и отделов предприятия);
  • повышение культуры производства и создание благоприятных условий труда;
  • специализация и концентрация вспомогательных производств;
  • улучшение социально-бытовых условий трудящихся.

6. Система  КС УКП (комплексная система  управления качеством продукции)

В начале 70-х годов специалисты  Госстандарта в сотрудничестве с  организациями различных министерств  и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта  предприятий в управлении качеством  продукции.

Результатом проведенных  исследований стало создание единых принципов построения комплексной  системы управления качеством продукции  предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП  решались следующие задачи:

  • создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
  • повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
  • улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
  • своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
  • планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
  • обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т. е. запланированного, заданного уровня качества.

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Объектами управления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

  • состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;
  • качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;
  • качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;
  • качество организации и управления производством;
  • качество процессов производства и ритмичность работы;
  • хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование и т.п.);
  • качество управления персоналом.

Внедрение КС УКП на отечественных  предприятиях имело большой положительный  опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что  при практическом использовании  методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать  конкурентоспособную продукцию. Среди  недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;
  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;
  • формальное отношение к организации систем УКП;
  • поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
  • громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
  • недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
  • выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
  • работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе “на план” и “за качество”;
  • недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
  • забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;
  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;
  • неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;
  • неполное взаимоувязывание системы УКП с другими системами управления;
  • в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;
  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистические методы контроля качества

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. 
          Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. 
Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов.

Статистические методы по степени  трудности можно подразделить на 3 категории:

1) Элементарный статистический  метод включает так называемые 7

«принципов»:

- Карта Парето;

- Причинно-следственный анализ;

- Группировка данных по общим признакам;

- Контрольный лист;

- Гистограмма. Метод гистограмм является эффективным инструментов обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов.

Гистограмма- это графический метод  представления данных , сгруппированных  на частоте попадания в определенный интервал;

- Диаграмма разброса (анализ корреляции через определение медианы);

- График и контрольная карта. Контрольные карты графически отражают динамику процесса, т.е. изменение показателей во времени. На карте отмечен диапазон неизбежного рассеивания, который лежит в пределах верхней и нижней границ. С помощью этого метода можно оперативно проследить начало дрейфа параметров по какому либо показателю качества в ходе технологического процесса для того чтобы проводить предупредительные меры и не допускать брака готовой продукции.

Эти принципы должны применяться всеми  без исключения – от главы фирмы  до простого рабочего. Ими пользуются не только в производственном отделе, но и в таких отделах, как отделы планирования, маркетинга, материально- технического снабжения.

2) Промежуточный статистический  метод включает:

- Теорию выборочных исследований;

- Статистический выборочный контроль;

- Различные методы проведения статистических оценок и определения критериев;

- Метод применения сенсорных проверок;

- Метод расчета экспериментов.

Эти методы рассчитаны на инженеров  и специалистов в области управления качеством.

3) Передовой (с использованием  ЭВМ) статистический метод включает:

- Передовые методы расчета экспериментов;

- Многофакторный анализ;

- Различные методы исследования операций.

Этому методу обучается ограниченное количество инженеров и техников, поскольку он применяется при  проведении очень сложных анализов процесса и качества.

 

Основная проблема, связанная с  применением статистических методов  в промышленности, это ложные данные и данные, не соответствующие фактам. 
Различные данные и факты предоставляются в двух случаях. Первый случай касается искусно созданных или неверно подготовленных данных, а второй касается неверных данных, подготовленных без применения статистических методов.

Применение статистических методов, включая наиболее сложные, должно стать  распространенным явлением. Также не следует забывать об эффективности  простых методов, без овладения  которыми применение более сложных  методов не представляется возможным.

Технический прогресс нельзя отделить от применения статистических методов, обеспечивающих повышение качества выпускаемой продукции, повышение  надежности и снижение расходов на качество.

Статистические методы контроля качества продукции

В отраслях промышленности статистические методы применяются для проведения анализа качества продукции и  процесса. Анализом качества является анализ, посредством которого с помощью  данных и статистических методов  определяется отношение между точными  и замененными качественными  характеристиками. Анализом процесса является анализ, позволяющий уяснить  связь между причинными факторами  и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т.д. Контроль процесса предусматривает  выявление причинных факторов, влияющих на бесперебойное функционирование производственного процесса. Качество, стоимость и производительность являются результатами процесса контроля.

Статистические методы контроля качества продукции в настоящее время  приобретают все большее признание  и распространение в промышленности. 
Научные методы статистического контроля качества продукции используются в следующих отраслях: в машиностроении, в легкой промышленности, в области коммунальных услуг.

Информация о работе Отечественные системы управления качеством продукции