Планирование и подготовка резерва руководителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть процесс формирования кадрового резерва руководителей.
Для достижения данной цели необходимо сформулировать следующие задачи:
рассмотреть основные принципы и критерии формирования резерва руководителей;
охарактеризовать структуру и стадии формирования списков резерва руководителей;
показать портрет «идеального руководителя»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность планирования и формирования резерва руководителей в организации …………………………………………………5
1.1. Основные принципы и критерии формирования резерва руководителей ……………………………………………………………5
1.2. Структура и стадии формирования списков резерва руководителей……………………………………………………………8
1.3. Разработка портрета «идеального руководителя»………………13
Глава 2. Исследование процесса планирования и формирования кадрового резерва в ОАО «Компания Росинка»……………………………16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Компания Росинка» ……………16
2.2 Анализ профессионального развития работников ………………21
2.3 Процесс формирования кадрового резерва………………………26
Глава 3. Совершенствование процесса формирования кадрового резерва ОАО «Компания Росинка»…………………………………………..33
3.1. Основные выводы по проведенному исследованию……………..33
3.2. Рекомендации по совершенствованию планирования и формирования кадрового резерва……………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….....41
Список использованной литературы………………………………….43
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

 

        Должность можно характеризовать  с точки зрения требований, предъявляемых  ею к человеку. Среди них особое  место занимают профессионально-квалификационные  требования к уровню и профилю  профессиональной подготовки, общему  стажу и стажу работы по  специальности.

        Развитие работников в организации  предполагает использование различных  видов обучения: подготовку, переподготовку  и повышение квалификации.

        Подготовка персонала – это  формирование у работников знаний  и навыков в определённой профессиональной  сфере, т. е. обучение лиц,  ранее не имеющих профессии.

        Переподготовка персонала – обучение  лиц, имеющих определённые профессии,  т. е. получение новых профессий  или специальностей. Одной из  разновидностей переподготовки  кадров является обучение вторым (смежным) профессиям с целью  расширения их профессионального  профиля.

        Повышение квалификации персонала  – это углубление, расширение  и дополнение приобретённой квалификации, т. е. обучение лиц, имеющих  профессию, с целью их профессионального  совершенствования.

        Потребность в переподготовке  и повышении квалификации определяется  с учётом:

        - целей и задач организации  на основе соответствующего положения   о профессиональном развитии  работников;

       - перспектив развития отраслевой  системы управления;

       - предполагаемых изменений в  организационной  структуре и  штатном расписании;

       - результатов анализа количественного  и качественного состава руководителей,  специалистов и служащих;

       - предложений руководителей структурных  подразделений;

       - выявления заинтересованности  самих руководителей, специалистов  и служащих в повышении своей  квалификации;

       - видов, форм, направлений и периодичности  обучения.

             Главными целями повышения квалификации  является:

       - развитие и углубление профессиональных  знаний и практических навыков  работников, приобретение новых  знаний, прежде всего в области  управления;

       - передача информации для улучшения  ориентации работников в рамках  организационной структуры предприятия;

       - формирование и совершенствование  личностных качеств, изменение  внутренних установок и повышение  уровня мотивации к труду;

       - улучшение межличностной коммуникации  и взаимодействия.

         Для повышения эффективности  работы персонала представляется  необходимым формирование единой  системы обучения, которая должна  строиться с учётом следующих  обстоятельств:

         - обучение является неотъемлемой  частью работы с персоналом, а  его результаты – основой для  принятия решений о продвижении  или перемещении работников;

         - содержание обучения должно  основываться на профессионально-квалификационных  требованиях к работникам, на  нормативном порядке замещения  должностей, а также сложившихся  типах карьер;

         - соотношение специальной и общей  подготовки призвано обеспечивать  максимально быструю адаптацию  и конкурентным должностным позициям;

         - формы обучения должны опираться  на нормативно закреплённую систему  (классификацию) должностей (например, базовая подготовка – «на входе», переподготовка – при межгрупповых  переходах, повышение квалификации  – при внутригрупповых переходах).

         Из таблицы 4 видно, что дополнительное профессиональное образование наибольшее количество работников получило в 2011 году – 82 человека.

Таблица 4

Дополнительное  профессиональное образование работников

 

Получили дополнительное профессиональное образование

ИТОГО

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации

Стажировка

 

2009

25

33

18

76

2010

26

36

15

77

% к 2009

104

109,1

83,3

101,3

2011

29

39

14

82

% к 2010

111,5

108,3

93,3

106,5


 

Для повышения квалификации рабочих на предприятии организуются производственно-технические курсы (вторая и третья ступень обучения).

 Курсы организуются:

  • для приобретения производственных навыков и знаний рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;
  • для повышения квалификации (разряда) с низшего до среднего уровня;
  • для повышения квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности.

Обучение на второй ступени осуществляется на производственно-технических курсах и имеет цель повышение квалификации рабочих по освоенной ими профессии  до 3-4 разрядов и овладение одной  из смежных профессий. На второй ступени  могут обучаться рабочие, прошедшие  обучение на предприятии в объеме первой ступени (1-2 разряды) и проработавшие  на предприятии не менее года, принятые со стороны с 2-3 разрядом и проработавшие  на предприятии не менее года.

 Работник, прошедший обучение по второй ступени и получивший 3 разряд, имеет право сдать квалификационную пробу и экзамен на 4 разряд без прохождения обучения в течение 2-х лет.

 Освоение третьей ступени имеет целью повышение квалификации рабочих по освоенной ими профессии до 5-6 разрядов. На третьей ступени могут обучаться рабочие, окончившие вторую ступень обучения по своей профессии, проработавшие по 4 разряду не менее двух лет, а также совмещающие вторую профессию по начальному разряду, окончившие СПТУ по 4 разряду и проработавшие на предприятии не менее двух лет. Обучение заканчивается квалификационным экзаменом.

Обучение рабочих, связанных с  обслуживанием технических объектов, подконтрольных Госгортехнадзору, проводится по согласованию с этим органом.

Приказом по предприятию создается  квалификационная комиссия, председателем  которого назначается главный инженер, членами комиссии: специалист по кадрам, руководители отделов.

Все виды обучения заканчиваются сдачей экзаменов и заполнения протоколов, которые хранятся в архиве. Рабочим, повысившим квалификационный разряд, производится запись в трудовой книжке. Специалистам, прошедшим повышение  квалификации, делается отметка в  личном деле. Общее профессиональное повышение квалификации специалистов проводится с периодичностью не реже одного раза в 5 лет.

Теоретическое обучение осуществляется по программам:

  • разработанным и утвержденным Комитетом Государственного Образования РФ;

           - разработанным специалистами предприятия,  согласованным с отделом кадров  и утвержденным главным инженером.

 

2.3. Процесс формирования кадрового резерва

 

        ОАО  «Компания Росинка» большое внимание  уделяет планированию карьеры,  что создает условия для мотивации  более высокой производительности  труда и удовлетворенности работой.

         Основной принцип компании в  планировании карьеры, - обеспечить  прозрачность и доступность информации  о создании кадрового резерва  предприятия для всех сотрудников.  Таким образом, каждый сотрудник  может самостоятельно оценить  свои возможности и идти по  желаемому пути роста.   Главный  принцип развития сотрудников  заключается в том, что за  своё развитие отвечает сам  сотрудник, непосредственный руководитель  оказывает поддержку, предприятие  в лице отдела кадров отвечает  за процесс организационного  развития в целом.

Развитие сотрудников  ОАО «Компания Росинка» является одной из главных инвестиций в  будущее компании и способствует достижению цели «нужный человек на нужной должности в нужное время». Предприятие практикует активную тренинговую деятельность, она играет важную роль в развитии, однако программы по обучению не должны рассматриваться как единственный метод развития, а лишь как один из методов.

Роль сотрудника в планировании карьеры на предприятии определяется следующими составляющими:

  1. активно занимается собственным развитием;
  2. определяет потребности развития;
  3. оценивает собственное поведение;
  4. берёт инициативу при обсуждении с менеджером всего вышеупомянутого.

В свою очередь  непосредственный руководитель берет  на себя следующую часть:

  1. определяет и расставляет приоритеты в потребностях по обучению и развитию для подчиненных;
  2. составляет ежегодные планы развития и согласовывает их с подчиненными;
  3. оказывает поддержку сотрудникам в повышении результативности и раскрытии их потенциала;
  4. предоставляет обратную связь, выступает в роли коучера для подчинённых.

Отдел кадров принимает непосредственное участие  в процессе и выполняет функции:

  1. оказывает поддержку руководителям и сотрудникам в процессе развития и обучения во всех службах и отделах;
  2. предоставляет необходимые инструменты для развития и обучения;
  3. предлагает альтернативные решения по мере возможности;
  4. оценивает эффективность программ;
  5. постоянно улучшает качество и эффективность программ по обучению и развитию.

В соответствии целями и задачами предприятия потребности  в развитии определяются по результатам:

  1. собеседования и оценки при приёме на работу новых сотрудников;
  2. деятельности новых сотрудников по итогам срока испытания;
  3. ежегодной оценки деятельности (программа «Диалог», одним из ключевых процессов управления персоналом и развитием карьеры персонала, по которой участвующий сотрудник определяет свои индивидуальные цели и бизнес-цели на год, результат выполнения которых оценивается по определенной системе и характеризует уровень развития и подготовки сотрудника к новой ступени карьеры);
  4. дополнительной оценки сотрудников (оценка личностных способностей и качеств сотрудника, оценка потенциала сотрудника, центры оценки и развития, проводимые компанией и др.

Резерв  кадров представляет собой специально 
сформированную группу работников из числа руководителей и специалистов,       соответствующих     по     своим     деловым     качествам, квалификации, требованиям, предъявляемым к руководителям определенного уровня,   прошедших   специальную   управленческую   и   профессиональную подготовку.  Резерв кадров является основным источником для своевременного пополнения руководящих кадров ОАО «Компания Росинка».

    При отборе кандидатов для  включения в резерв кадров  учитываются следующие качественные  характеристики персонала: результаты  и эффективность служебной деятельности, интеллектуальные способности, наличие  профильного высшего образования,  стаж работы по специальности,  в том числе не менее 3 лет  в ОАО «Компания Росинка», возраст  (работник может быть включен  в резерв не позднее, чем  за 3 года до достижения им пенсионного  возраста), организаторские способности,  работоспособность, целеустремленность  и иные личностные качества.

Информация о работе Планирование и подготовка резерва руководителей