Понятие технического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Вступивший в силу 1 июля 2003 года Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающий современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего, технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты- правила для добровольного использования, процедуры соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Содержание работы

1.Понятие технического регулирования. 1.1.Общие сведения о ФЗ « О государственном регулировании. Понятие регулирования. 1.2.Принципы технического регулирования. 1.3.Технические регламенты:понятие,виды. 1.4.Порядок разработки и принятия технического регламента. 2.Виды подтверждения соответствия в Российской Федерации. 3.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Метрология и сертификация.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

В техническом регламенте должны быть перечислены все те объекты, на которые  он распространяется. К таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации  объектов, т. е. правила признания  тождественности реального объекта  тем его характеристикам, которые  содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме  того, технический регламент может  содержать следующие данные:

- правила и формы оценки соответствия;

- схемы подтверждения соответствия;

- предельные сроки оценки соответствия  в отношении каждого объекта  технического регулирования;

- терминологию, в которой дается  определение терминам, специфических  для данного технического регламента;

- требования к упаковке, конструкции,  способу исполнения, маркировке  или этикеткам и правилам их  нанесения.

В техническом регламенте должны содержаться  требования только к характеристикам  объектов, но не к конструкции, технологии и методам их разработки, с помощью  которых эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни  и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни  и здоровья животных.

Технический регламент может содержать  специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или  этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются  в зависимости от того, в каких  географических и климатических  зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических  особенностей. К таким требованиям  могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Как минимальный законом предусмотрен б-месячный срок со дня официального опубликования технического регламента до вступления его в силу. Это  сделано для того, чтобы изготовители продукции и контролирующие органы могли подготовиться к исполнению принимаемого Федеральным законом  или постановлением Правительства  Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может  оказаться слишком малым для  выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает два вида технических  регламентов: общие и специальные. Требования общих регламентов обязательны  для применения и соблюдения в  отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают  требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить  общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого  действия. Общие регламенты, оформленные  как Федеральные законы, должны содержать основные нормы, распространяемые на очень широкий круг объектов. Специальные регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

По оценке Федерального агентства  по техническому регулированию и  метрологии количество специальных  технических регламентов составит около 1500, что примерно соответствует  числу видов предпринимательской  деятельности. Общих технических  регламентов будет разработано  не более 10. На начало 2005 г. на стадии обсуждения находятся около 100 проектов технических регламентов.

 

Порядок разработки и принятия технического регламента

       Технический регламент может быть принят Федеральным законом, указом Президента РФ, международными договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, постановлением Правительства РФ.

Проект технического регламента имеет  право разработать любое лицо независимо от вида продукции или  процесса, формы собственности и  юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом  регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность  подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной  базы общество в целом и структуры  государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто  автор тех или иных предложений.

Чтобы исключить возможность проведения через Государственную думу технических  регламентов в целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон  РФ «О техническом регулировании» предусматривает  специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических  регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых  проект не может быть внесен в Государственную  думу. Это, в частности, публикация, уведомления об его разработке в  печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего использования в  электронно-цифровой форме (Интернете). Уведомление должно содержать информацию о продукции, для которой разрабатывается  регламент. Сюда также требуется  внести обоснование необходимости  разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации. Необходимы также сведения о способе ознакомления с проектом регламента и, кроме того, реквизиты разработчика. Обязанность последнего - обеспечить доступность проекта регламента для ознакомления с момента опубликования уведомления. Более того, он должен будет дорабатывать проект технического регламента с учетом полученных замечаний, проводить не менее чем в течение двух месяцев публичное обсуждение проекта.

По существу обсуждение проекта  технического регламента начинается с  момента опубликования уведомления  о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному  лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти  замечания и предложения, принимает  решение об их принятии, частичном  принятии или отклонении. Завершается  этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой  учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена  длительность этого этапа – менее  двух месяцев.

Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией  федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию  уведомления, в котором содержится информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный срок уведомления федеральным  органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта  технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта  с момента оплаты опубликования  уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц  о разрабатываемом техническом  регламенте с момента начала его  разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно  начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом время  от момента опубликования уведомления  о разработке проекта технического регламента до момента опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права законодательной  инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную  думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта  Федерального закона о техническом  регламенте осуществляется при наличии следующих основных документов:

- обоснование необходимости принятия;

- финансово-экономическое обоснование;

- документы, подтверждающие опубликование  уведомления о разработке проекта;

- документы, подтверждающие опубликование  уведомления о завершении публичного  обсуждения проекта;

- перечень полученных в письменной  форме замечаний всех заинтересованных  лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением  документов направляется Государственной  думой в Правительство Российской Федерации.

На проект Федерального закона о  техническом регламенте Правительство  Российской Федерации в течение  месяца направляет в Государственную  думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период времени на подготовку Государственной  думой к принятию закона о техническом  регламенте в первом чтении после  получения отзыва от Правительства  Российской Федерации настоящим  законом не установлен. Принятый в  первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании  федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и  в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту закона о техническом  регламенте после окончания срока  их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта  технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в  Правительство Российской Федерации  не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой  во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации  в течение месяца посылает в Государственную  думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители  федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений  предпринимателей и потребителей. Как  указано в пп. 7 и 8 данной статьи, эти комиссии дважды участвуют непосредственно  в процессе принятия технического регламента - при подготовке закона о техническом  регламенте в первом и во втором чтении. Члены экспертных комиссий имеют возможность готовить свое мнение о разрабатываемом техническом  регламенте на более ранней стадии: разработчик обязан предоставлять  полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц на проект технического регламента по их запросам, и сам проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам с момента опубликования уведомления о его разработке.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или  его отмена рассматривается как  разработка нового технического регламента. Внесение изменений может быть осуществлено принятием Федеральным законом, указом Президента РФ, международным  договором, постановлением правительства.

В исключительных случаях при возникновении  особых обстоятельств (угроза жизни  или здоровью граждан, окружающей среде  и т.д.) Президент РФ вправе издать технический регламент без его  публичного обсуждения.

При принятии технического регламента международным договором применяется  порядок его разработки, предписанный п. 6 ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании».

При необходимости сокращения срока  введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства РФ. При этом проект закона направляется на экспертизу в  соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. При  принятии постановления об издании  технического регламента учитывается  заключение экспертной комиссии.

Отметим, что в последнее время  соответствующими техническими комитетами разработаны проекты группы технических  регламентов, а также составлены и опубликованы методические рекомендации по разработке общих и специальных  технических регламентов Р 50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических  регламентов».

 

       Итак, данный ФЗ « О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопрос стандартизации, сертификации, а также лицензирования стали техническое регулирование и технические регламенты. Введение технических регламентов  в ранг государственного регулирования для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет уровнять состояние отечественной стандартизации с международной. Это происходит за счет рекомендательного характера использования любых стандартов при применении технических регламентов, которые могут использовать их отдельные нормы и положения. Тем самым, стандарты остаются как нормативная база и будут разрабатываться, но никто не сможет использовать их в качестве основного регулятора взаимоотношений между производителем и потребителем.

 

2.Виды подтверждения  соответствия в Российской Федерации.

В последнее десятилетие в практике поставок продукции важную роль стали  играть документы, подтверждающие соответствие поставляемой продукции требованиям, установленным в стандартах и  других нормативных документах. Эти  подтверждающие документы являются результатом процедуры, в которой  участвуют три стороны. Участвующие  стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона - лицо или орган, признаваемая независимой от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участвующие  стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).  Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.          В соответствии с положениями закона "О техническом регулировании" подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

Информация о работе Понятие технического регулирования