Понятие технического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Вступивший в силу 1 июля 2003 года Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающий современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего, технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты- правила для добровольного использования, процедуры соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Содержание работы

1.Понятие технического регулирования. 1.1.Общие сведения о ФЗ « О государственном регулировании. Понятие регулирования. 1.2.Принципы технического регулирования. 1.3.Технические регламенты:понятие,виды. 1.4.Порядок разработки и принятия технического регламента. 2.Виды подтверждения соответствия в Российской Федерации. 3.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Метрология и сертификация.docx

— 55.87 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

1.Понятие технического  регулирования.       1.1.Общие сведения о ФЗ « О государственном регулировании. Понятие регулирования.         1.2.Принципы технического регулирования.     1.3.Технические регламенты:понятие,виды.     1.4.Порядок разработки и принятия технического регламента.                            2.Виды подтверждения соответствия в Российской Федерации.                                3.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие технического  регулирования.

Вступивший в силу 1 июля 2003 года Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающий современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего, технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют  собой обязательные правила, вводимые  Федеральными  законами, национальные стандарты- правила для добровольного использования, процедуры соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Федеральный закон Российской Федерации « О техническом  регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни  и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности  страны. Формирование в стране комплекса  технических регламентов в первую очередь, направлено на защиту национальных научно- технических разработок и использование результатов научно- технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Общие сведения о  ФЗ « О техническом регулировании»

Главная цель ФЗ « О техническом  регулировании»- создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном  правовом поле появились новые нормы, которые  существенно меняют экономическую  жизнь страны. Этот закон можно  назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов  «О стандартизации»  и « О сертификации продукции  услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество  действующего законодательства , включая до 50 Федеральных законов и более 60 тысяч нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения, постановления Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, Сан ПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и многое другое..Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. И такая замена должна происходить постепенно.

Не менее важной целью принятия ФЗ РФ « О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации(ВТО) и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции и услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким- либо группам товаропроизводителей. Гармонизация  национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологической продукции на мировые рынки ,позволяет организовать кооперацию в её производстве субподрядчика из развитых стран.

Наглядным примером технического регулирования является решение  Международной организации гражданской  авиации о вступлении в силу с 1 апреля 2002 года конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных  линиях Евросоюза. Экономические последствия для российских авиакомпаний ,использующих на международных рейсах отечественные самолёты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

Концепция закона « О техническом  регулировании» предусматривает ,что  все обязательные требования к продукции  и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые  определяются  Федеральными законами и постановлениями Правительства  Российской Федерации. Технические  регламенты  должны содержать минимальные  требования для обеспечения безопасности продукции и услуг  и сфера  применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов , обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и  государственный контроль( надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов. В качестве основных нормативных элементов технического регулирования , мировая практика определяет технические регламенты, международные , национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий, контроль и надзор.

В полную же силу Федеральный  закон РФ « О техническом регулировании» начнет работать после введения технических  регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

Определение регулирования.

Техническое регулирование  является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических документов для реализации целей социально- экономической политики государства. В рамках государственного регулирования проходит принуждение индивидов  или организаций  к соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

В организации экономического сотрудничества и развития( ОЭСР) под  государственным регулированием понимается разнообразное множество инструментов, с помощью которых государство  устанавливает требования к предприятиям и гражданам. Такое регулирование  включает  законы, формальные и не формальные предписания и вспомогательные  правила, устанавливаемее государством, а также  негосударственными организациями или организациями саморегулирования ,которым государство делегировало регуляторные полномочия.

В статье 2 ФЗ « О техническом  регулировании» дается следующее определение: технического регулирование- это правовое регулирование отношений в области  установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг  и правовое регулирование отношений  в области оценки соответствия. Упростив этот термин, можно пояснить, что  техническое регулирование-это обязательные условия нефинансового характера  для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции , процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

Принципы технического регулирования.

На законе « О техническом  регулировании» отрабатывается новый  формат государственного регулирования  экономики в целом. Основной принцип  технического регулирования – законодательный  уровень всех ограничений, которые существуют в отношении предпринимательской деятельности. Поэтому, декларирование в законе принципов технического регулирования  влечет необходимость их реализации при организации технического регулирования , разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

1.Принцип « применения  единых правил установления требований» означает, что требования формулируются единообразно, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности юридического статуса разработчика технического регламента ли стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

2.Принцип « соответствие  технического регулирования уровню  развития национальной экономики,  развития материально- технической  базы, а также уровню научно-технического  развития» показывает , что требования  закладываемые в технические  регламенты и национальные стандарты,  должны быть выполнимы  с  учетом достигнутого уровня развития  отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

3.Принцип « независимость  органов по аккредитации, органов  по сертификации от изготовителей,  продавцов, исполнителей и приобретателей»  декларирует то, что органы по  аккредитации и сертификации  не должны быть связаны ни  с изготовителем(продавцом, исполнителем), ни с приобретателями никакими  договорными обязательствами за  исключением тех, которые предусмотрены  действующими правилами.

Персонал этих органов  должен быть защищен от попыток незаконного  давления или других воздействий, которые  могли бы повлиять на принимаемые  решения. Руководители этих организаций  должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными  в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4.Принцип «единой системы  и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров,  должна  осуществляться в единой системе , а терминология , правила и процедуры  аккредитации, применяемые в системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в руководствах  ИСО и МЭК , международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5.Принцип « единство  правил  и методов исследований (испытаний) и измерений при  проведении процедур обязательной  оценки соответствия» устанавливает  единство правил, относящихся к  организации испытаний и измерений  ,применяемой документации, общих,  т. е.  независимых от физической  или химическом природы контролируемых  параметров , критериев соответствия  оцениваемых объектов установленным  требованиям.

6. Принцип «единство применения  требований технических регламентов  независимо от видов и особенностей  сделок» декларирует обязательность  требований технических регламентов  независимо от того, на основе  каких договорных обязательств  поставляется продукция, оказывается  услуга или выполняется работа.

7.Принцип о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации запрещает возможность создания преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

8.Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган  госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько  точно выполняются его решения.

9.Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию вводит запрет на возможность одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

10.Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

 

  Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия            Согласно статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических регламентов  направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также  на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным  последствиям для пользователей  продукции.

Согласно п. 2 статьи 6 технические  регламенты включают только те требования, которые обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических регламентов  в каких-либо иных целях попросту не допускается. Соблюдение прочих технических  норм, напрямую не связанных с упомянутыми  в статье закона вопросами, становится факультативными делом.

Технические регламенты должны устанавливать  минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В узком  смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с  возможностью нанесения ущерба, в  широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования технических регламентов  не должны быть завышенными по отношению  к тем, которые надлежащим образом  обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может  обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению  предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов  вполне могут возникнуть решения, которые  поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного  права. Наши законы должны защищать, а  не разорять отечественных предпринимателей.

Информация о работе Понятие технического регулирования