Принцип TQM «взаимовыгодные отношения с поставщиками"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности реализации принципа TQM «Взаимовыгодные отношения с поставщиками».
Задачи, поставленные для достижения цели:
проследить формирование принципов Всеобщего управления качеством;
определение различных видов связей с поставщиками;
проследить историю формирования данного принципа;
описать средства и методы реализации принципа;
сделать вывод о проделанной работе.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

При заключении договоров с иностранными поставщиками в договоре особо указывается, законодательство какой страны будет использовано для урегулирования возможных в  будущем споров между сторонами.

Сегодня законодательство РФ в отношении регулирования торговли сформировано практически полностью. Конечно же, имеющиеся на сегодняшний день неточности в законодательных актах, затрудняют работу торговых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История формирования принципа

 

 

    1.  История развития систем управления качеством

 

 

Важным следствием эволюции становится постепенная трансформация  отношений «продавец-покупатель»  в отношения «поставщик-потребитель». Это означает переход от локальных  актов купли-продажи между контрагентами  к построению долгосрочных отношений, когда взаимная ответственность не ограничивается гражданско-правовыми отношениями в рамках одной сделки. Отметим, что данная тенденция обосновывается и положениями современной институциональной теории, согласно которой отношения «поставщики – потребители» приходят на смену отношениям «продавцы – покупатели», поскольку в настоящее время взаимоотношения сторон не могут ограничиваться единичными актами купли-продажи. В противном случае они должны приравниваться к деятельности индивидуальных лиц, что не согласуется с действиями предприятия, как субъекта, строящего свою работу на принципах стратегического планирования и основывающегося на длительных производственных циклах [10].

Вопрос о  выборе поставщика крайне важен, можно  сказать, что в определенной степени он является ключевым для процесса закупок. В частности, в известной работе «Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов» под редакцией профессора В.И. Сергеева говорится, что «успех компании-покупателя в обеспечении потребителя качественной продукцией или услугами зависит от того, насколько четко выбранные поставщики выполняют свои функции».

Современный взгляд на отношения с поставщиками предполагает активное управление массивом поставщиков (существуют и применяются такие  концепции, как воспитание поставщиков, интеграция поставщиков и др.), развитие взаимовыгодного партнерства, основанного на системном подходе и тщательном анализе рыночной ситуации.

Основная идея отношений заключается в том, что поставщик должен стать надежным партнером предприятия. Такой подход, предусматривающий вовлечение партнеров в определение потребности в закупках, разработку стратегии предприятия, оценивание, признание и вознаграждение усилий поставщиков и партнеров закреплен требованиями ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Кроме того, указанный стандарт предполагает такие действия предприятия-потребителя, как оптимизация количества поставщиков, стимулирование поставщиков к выполнению программы постоянного улучшения, сотрудничество с поставщиками при валидации их процессов и др. [11].

Так, до 1975 г. снабжение  было ориентировано на выполнение заказа, поэтому основными целевыми показателями были наличие и цена ресурса. В 1975-85 гг. на смену данному подходу пришла концепция интегрированного материально-технического снабжения, где уже основными характеристиками выступали цена и качество. В период с 1985-95 гг. главенствовал подход управления поставками, основанный на определении общих издержек на владение ресурсом, сроках вывода продукта на рынок и обеспечении гибкости снабжения. Основными методами и концепциями выступали аутсорсинг и решение «производить или покупать», заблаговременное определение финансовых затруднений у поставщиков, концепция организации поставок «Just in time – точно в срок». Начиная с 1995 г., теория и практика закупочной деятельности отражает переход к этапу внешнего управления ресурсами, предусматривающему оценку эффективности на основании показателей стоимости предприятия и его способности к изменениям. В части методов и концепций Вагнером выделяются такие подходы, как управление сетями и кооперативными объединениями, создание команд, действующих совместно, управление поставщиками и электронное снабжение [12].

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских  отношений выделено пять этапов.

Таблица 2 –Взаимоотношения «поставщик-потребитель»

Этап

Взаимоотношения «поставщик-потребитель»

1

2

  1. 1905г.: система Фредерика Тейлора

Ф.Тейлор предложил  строить взаимоотношения с поставщиками и потребителями на основе требований, установленных в технических условиях изделия, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

  1. 1924г.: Статистическое управление качеством

Стали более  сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

  1. 1950г.: Концепция Всеобщего   контроля качества (TQC - Total Quality Control)

Системы взаимоотношений  поставщик - потребитель начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей  стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

  1. 1970-80-е гг.: Концепция Всеобщего менеджмента качества (TQM - Total Quality Management)

Во взаимоотношения  поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.


 

Окончание таблицы 2

1

2

  1. 1990-е гг

Усилилось влияние  общества на предприятия, а предприятия  стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению  стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.


 

Из таблицы 2 видно, что взаимоотношения между поставщиком и потребителем пережили большие изменения. На начальном этапе за основу принимались требования, установленные в технических условиях изделия, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). На втором этапе отношения поставщик - потребитель стали сложными, а проверки тщательнее. На третьем этапе системы взаимоотношений поставщик - потребитель начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. На четвертом этапе стандарты серии ИСО 9000 не предъявляют никаких требований к современности поставок. На пятом этапе появление стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции [13].

 

    1. Изменение требований к поставщикам в стандартах ИСО 9000

 

 

Стандарты ИСО  серии 9000 формулируют четкие требования к системам качества и правилам их оценки. Их положения широко используются в практике договорных отношений как на национальном, так и на международном уровне. Оформляя контракт на закупку продукции, потребитель все чаще выдвигает требование - ознакомиться с системой качества изготовителя, помня о том, что наличие соответствующей системы гарантирует стабильность показателей продукции.

С другой стороны  рекомендации, содержащиеся в стандарте  ИСО 9000, дают возможность отобрать необходимые  элементы или выбрать ту или иную модель системы, исходя из условий контракта или потребностей производства. Широта выбора предоставляет для изготовителей и проектировщиков, включая разработчиков систем качества, возможности для раскрытия своего творческого потенциала.

В таблице 3 рассмотрено  как изменялись требования, предъявляемые к поставщикам с 1994 года по настоящее время.

Таблица 3 - Изменения  требований, предъявляемые к поставщикам

Требования

Версия 1994 г.

Версия 2000 г.

Версия 2008 г.

Версия 2011 г.

1

2

3

4

5

1. Поставщик  должен разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состояний систему качества как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям.

ИСО 9001-1994 п.4.2.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.4.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.4.1

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.4.1

2. Поставщик  должен разработать и поддерживать  в рабочем состоянии документированные процедуры, обеспечивающие

ИСО 9001-1994 п.4.3.1

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.3.4

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.3.4


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

проведение  анализа контракта и координацию  этой работы.

       

3. Поставщик  должен установить и поддерживать  в рабочем состоянии процедуру  управления всеми документами  и данными.

ИСО 9001-1994 п.4.4.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.4.2

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.4.2

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.4.2

4. Поставщик  должен обеспечить, чтобы приобретаемая  им продукция соответствовала  установленным требованиям.

ИСО 9001-1994 п.4.5.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.4.3

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.4.3

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.4.3

5. Поставщик должен выбирать субподрядчиков на основе их способности удовлетворять требования контракта на субподряд, включая требования к качеству. Поставщик должен определять и вести регистрацию удовлетворяющих его субподрядчиков.

ИСО 9001-1994 п.4.5.2

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.4.1

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.4.1

6. Поставщик  должен определить и спланировать

ИСО 9001-1994 п.4.8.1

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2008

ГОСТ ISO 9001-2011


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

производственные  процессы и, если необходимо, процессы монтажа, непосредственно влияющие на качество продукции.

   

п.7.5.1, п.7.5.2

п.7.5.1, п.7.5.2

7. Поставщик  должен обеспечить, чтобы входящая  продукция не использовалась  и не запускалась в производство  до того, как она подвергнется  контролю или какой-либо проверке  на соответствие установленным требованиям.

ИСО 9001-1994 п.4.9.1.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.4.3

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.7.4.3

ГОСТ ISO 9001-2011 п.7.4.3

8. Поставщик  должен проводить окончательный  контроль и испытания в соответствии  с программой качества или документированными процедурами с целью доказательства соответствия готовой продукции установленным требованиям.

ИСО 9001-1994 п.4.9.3

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.4.3

   

9. Поставщик  должен 

ИСО 9001-1994 п.4.12

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.8.3.1

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 п.8.3

ГОСТ ISO 9001-2011 п.8.3

10. Поставщик  должен разрабатывать,

ИСО 9001-1994 п.4.13

ГОСТ Р ИСО 9001-2000

ГОСТ Р ИСО 9001-2008

ГОСТ ISO 9001-2011


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

документально оформлять и поддерживать в рабочем  состоянии процедуры, обеспечивающие корректирующие воздействия.

 

п.8.5.2

п.8.5.2

п.8.5.2

11. Поставщик  должен устанавливать, документально  оформлять и поддерживать в  рабочем состоянии процедуры,  обеспечивающие погрузочно-разгрузочные  работы, хранение, упаковку и поставку  продукции.

ИСО 9001-1994 п.4.14

ГОСТ Р ИСО 9001-2000 п.7.5.4

   

12. Поставщик  должен устанавливать и поддерживать  в рабочем состоянии процедуры  идентификации, сбора, индексирования, заполнения, хранения, ведения и  изъятия зарегистрированных данных  о качестве.

ИСО 9001-1994 п.4.15

     

13. Поставщик  должен осуществлять внутренние проверки

ИСО 9001-1994 п.4.16

     

Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

качества с  целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным  мероприятиям и определения эффективности системы качества

       

14. Поставщик  должен разрабатывать и поддерживать  в рабочем состоянии процедуры  определения потребностей в подготовке  и обеспечении подготовки всего  персонала, выполняющего работы, влияющие на качество в период  производства и монтажа.

ИСО 9001-1994 п.4.17

     

15. В случае  необходимости поставщик должен  разрабатывать процедуры, обеспечивающие  выбор статистических методов, необходимых для

ИСО 9001-1994 п.4.18

     

Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

проверки возможности  технологического процесса и приемлемости характеристик продукции.

       

Информация о работе Принцип TQM «взаимовыгодные отношения с поставщиками"