Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ организации государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ООО «Равис» и выработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Исследовать нормативно-правовую базу и законодательно закрепленную процедуру государственной сертификации продуктов животного происхождения.
. Проанализировать организацию проведения государственной сертификации продуктов животного происхождения на примере ОО «Равис»
. Сформулировать актуальные проблемы и практические рекомендации по совершенствованию государственной сертификации продуктов животного происхождении.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ…………………………………………………..5
1.1 Понятие сертификации……………………………………………………….5
1.2 Закон РФ « О сертификации продукции и услуг»………………………….7
1.3 Федеральный закон « О техническом регулировании»…………………...11
2 ФОРМЫ СЕРТИФИКАЦИИ……………………………………………….14
2.1 Добровольная и обязательная сертификация……………………………...14
2.2 Декларированная сертификация……………………………………………17
2.3 Порядок проведения сертификации………………………………………..17
3 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «РАВИС»…21
3.1 Организация проведения сертификации продукции……………………...21
3.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»……………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…34
Сертификат соответствия оформляется на конкретное наименование продукции. В обоснованных случаях сертификат может быть оформлен на отдельную группу однородной продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований. Возможность объединения нескольких наименований однородной продукции в одном сертификате определяется Органом по сертификации, исходя из наличия единого нормативного документа (ГОСТа) на эту продукцию; идентичности рецептуры, однородности используемого сырья, одной сортности продукции, идентичного способа изготовления, а также других факторов, влияющих на безопасность готовой продукции. При этом допускается проведение испытаний по сокращенной номенклатуре показателей, если анализ однородной группы продукции позволяет распространить результаты испытаний продукции одних наименований на продукцию других наименований, объединенную в конкретную сертифицируемую группу однородной продукции. При оформлении сертификата на несколько наименований однородной продукции, в случае, если не хватает места в бланках сертификата, оформляется приложение к сертификату соответствия, в котором приводится перечень не более 10 наименований однородной продукции. Приложение заверяется органом по сертификации. На бланке сертификата делается запись о том, что без приложения данный сертификат соответствия недействителен.
При внесении изменений
в техническую документацию и
технологический процесс
Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-93 на основании лицензии, выданной органом по сертификации, согласно Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.05.95 г. №12. При этом соблюдаются следующие общие требования: - знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка); при невозможности маркировки первичной тары, знак соответствия может наносится на этикетки, ярлыки и т.п., допускается маркировка знаком соответствия невозвратной тары (упаковки), а в случае невозможности этого, в исключительных случаях знаком соответствия может маркироваться техническая документация. Способ маркировки знаком соответствия указывается в сертификате соответствия. При необходимости специфика применения знака соответствия, способ и место маркировки устанавливается в Порядках сертификации однородных групп продукции. Для продукции с установленным сроком годности маркирование знаком соответствия имеет смысл и осуществляется только при указании этого срока, и означает, что действие знака ограничивается указанным сроком годности. Информация о сертификации этих товаров, в том числе и импортируемых, должна быть представлена в виде сведений в технической и сопроводительной документации, удостоверений о качестве по каждому наименованию товара, заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика), содержащих указание учетного и регистрационного номера сертификата, срока его действия и наименования органа, выдавшего сертификат, и его реквизитов. Заявитель обеспечивает необходимые условия хранения и использования упаковочных средств, маркированных знаком соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией ООО «Равис» (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о состоянии сертифицированной продукции, производства, системы качества, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака соответствия, с целью подтверждения того, что продукция и производственные факторы ее производства в течение времени действия сертификата продолжают соответствовать установленным требованиям. Способы проведения и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации при проведении сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются в договоре по инспекционному контролю, либо в решении о выдаче сертификата и согласовании с заявителем. В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать: отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе в аккредитованной лаборатории; получение от заявителя информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период; получение информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей; получение информации о способах применения знака соответствия и т.п.
Получение информации от ООО «Равис» и проверка на месте состояния производства и (или) системы качества; проверка на месте правильности применения знака соответствия; другие действия учитывающие специфику продукции и способы ее производства. Результаты инспекционного контроля оформляются актом (или отчетом), в котором дается оценка результатов испытаний образцов (проб), и других проверок, и делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт (отчет) хранится в органе по сертификации, в течение срока действия сертификата, а его копии направляются руководству ООО «Равис» и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контроля, в случае нарушения требований нормативных документов, орган по сертификации может приостановить действие сертификата соответствия или приостановить право применять Знак соответствия. Информация о приостановке действия или аннулировании сертификата соответствия доводится Органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей и всех заинтересованных участников Системы сертификации. Аннулирование сертификата соответствия действует с момента исключения продукции из государственного Реестра Системы сертификации ГОСТ РФ. Проведение внеплановых проверок возможны в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции. Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов соответствия. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию продукции, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия, не менее, чем срок действия сертификата.
Таким образом, процедура сертификации в ООО «Равис» представляет собой процесс подачи заявителя комплект документов на каждую партию производимой продукции с обязательным приложением заключения ветеринарно - санитарной службы. Так как сертификат качества требуется на каждую партию товара, то заключение ветеринарного эксперта необходимо предоставлять на каждую партию продукцию, подготовленную на реализацию. В связи с этим представляется целесообразным в целях предотвращения попыток сговора ветеринарного эксперта с компаниями проходящими государственную сертификацию, обеспечить участие различных ветеринарных экспертов при работе с предприятием.
2.2 Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»
В ходе анализа нормативно-правового регулирования государственной сертификации качества продукции животного происхождения и процедуры ее реализации был выявлен ряд проблемы и выработаны практические рекомендации по их разрешению.
Во-первых, все продукты, подлежащие сертификации, проходят проверку на безопасность в ходе обязательной сертификации по параметрам, предусмотренным «Медико-биологическими требованиями к качеству сырья и продукции». Тем не менее установить подобную замену в рамках обычных исследований при проведении обязательной сертификации не представляется возможным. Однако в практике при определении качества и сертификации мясного продукта нередко возникает необходимость не только установления типа и сорта продукта, но и проведения идентификации его реального состава. Целью подобной идентификации является определение и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.
В мировой практике для
выяснения состава компонентов
пищевых продуктов опробовано использование
методов электрофореза и
Широкое применение точных,
но усредняющих методов
В России на настоящий момент узаконен в положениях ГОСТ Р59372-92 метод гистологического анализа только по отношению к мясному сырью. В то же время расширение потока разнообразных мясопродуктов на потребительском рынке, часто имеющих нетрадиционный или же не предусмотренный технологическими документами состав, настоятельно требует подведения юридического основания для широкого внедрения гистологического метода идентификации реального состава мясопродуктов в виде соответствующего государственного стандарта Возросшие за последние годы технические возможности гистолога позволяют проводить подобные исследования на достаточно высоком уровне. В связи с этим представляется целесообразным узаконить применение метода гистологического анализа не только по отношению к мясному сырью, но и мясопродуктам, в том числе и куриного мяса. Во-вторых, Госветинспекция и Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области никак не могут прийти к консенсусу по поводу сертификации мяса и мясной продукции. Первая считает, что согласно Федеральному закону «О ветеринарии» для такого товара требуется только ветеринарный сертификат. Вторая руководствуется «своими» законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». А посему обязует поставщиков и производителей мясной продукции получать еще гигиенические сертификаты.
ООО «Равис», на всякий случай, работает с той и с другой, стараясь избегать проблем с контролирующими службами. Заключить соглашения с ветеринарной службой по этим вопросам пока не получается и ООО «Равис», так же как и другие предприниматели из-за этого вынуждены бегать по кругу. В целях совершенствования процедуры государственной сертификации продукции животного происхождения целесообразно разработать и утвердить Соглашение между Госветинспекцией и Центром Госсанэпиднадзора Челябинской области. Кроме того, наличие обширной разрозненной базы нормативных актов, регулирующих государственную сертификацию качества продукции животного происхождения, приводит к различным толкованиям ее субъектами государственной сертификации, что ставит предпринимателей в затруднительное положение. В связи с этим необходимо провести мониторинг законодательства о государственной сертификации качества продукции животного происхождения и выпустить методические рекомендации для субъектов и объектов государственной сертификации качества продукции животного происхождения по ее проведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Гарантом выпуска высококачественной продукции является ее сертификация. Сертификация как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется убедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификации позволяет вовлекать в нее большое число разнообразных объектов. Этим объясняется широкий размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация - это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя - фактор повышения конкурентоспособности продукции, а значит и гарантия успеха.
В настоящее время принято более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие к негативным последствиям в деятельности по сертификации.
Процедура государственной сертификации продукции животного происхождения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов Российской Федерации международных договоров. Кроме того, действует целый рад подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру сертификации продукции животного происхождения.
Анализ практики организации государственной сертификации продукции животного происхождения, проведенный на примере ОО «Равис» позволил выявить ряд проблем. Во-первых, широкий круг нормативно-правовых актов, в том числе приказов различных министерств и ведомств, приводит к различному толкованию отдельных процедур сертификации. В связи с этим необходимо провести мониторинг законодательства о государственной сертификации качества продукции животного происхождения и выпустить методические рекомендации для п субъектов и объектов государственной сертификации качества продукции животного происхождения по ее проведению. Во-вторых, в настоящее время при проведении государственной сертификации законодательно закреплен метод гистологического анализа только в отношении мясного сырья. При этом мясопродукты, которое получили в настоящее время на рынке широкое распространение он в Российской Федерации не применяется, в отличие от сложившейся мировой практики. Для решения данной проблемы представляется целесообразным узаконить применение метода гистологического анализа не только по отношению к мясному сырью, но и мясопродуктам, в том числе и куриного мяса. В-третьих, Госветинспекция и Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области никак не могут прийти к консенсусу по поводу сертификации мяса и мясной продукции. Первая считает, что согласно Федеральному закону «О ветеринарии» для такого товара требуется только ветеринарный сертификат. Вторая руководствуется «своими» законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов». А посему обязует поставщиков и производителей мясной продукции получать еще гигиенические сертификаты.
Для решения данной проблемы необходимо законодательно закрепить единые требования при получения сертификата на мясо и мясную продукцию, а также подписать Соглашение по этому вопросу между Госветинспекцией и Центром Госсанэпиднадзора Челябинской области. Также можно порекомендовать сформировать Единые методические рекомендации по проведению сертификации продукции животного происхождения.
Информация о работе Проблемы и рекомендации по совершенствованию сертификации продукции ООО «Равис»