Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа
Большое внимание уделяется практическому приложению математической статистики для решения конкретных производственных задач, особенно при анализе качества процессов.
Введение
1. Понятие о статистических методах качества
2. История развития статистических методов качества
3. Применение и освоение статистических методов
4. Простые статистические методы
4.1 Мозговая атака
4.2 Схема процесса
4.3 Контрольный листок (таблица проверок)
4.4 Временной ряд (линейный график)
4.5 Диаграмма Парето
4.6 Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикава)
4.7 Гистограмма
4.8 Диаграмма разброса(рассеяния)
4.9 Контрольная карта
4.10 Методы Тагучи
Заключение
Список литературы
Рис 4 Временной ряд
4.5 ДИАГРАММА ПАРЕТО
Применяется, когда требуется
представить относительную
Диаграмма Парето - это особая
форма вертикального
Рис 5 Диаграмма Парето
Порядок построения диаграммы Парето:
1. Выберите проблемы, которые необходимо сравнить и расположите их в порядке важности (путем мозговой атаки, используя существующие данные - отчеты).
2. Определите критерий для сравнения единиц измерения (натуральные или стоимостные характеристики).
3. Наметьте период времени для изучения.
4. Сгруппируйте данные по категориям, сравните критерии каждой группы.
5. Перечислите категории слева направо на горизонтальной оси 1 порядке уменьшения значения критерия. В последний столбик включите категории, имеющие наименьшее значение.
4.6 ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ
Диаграмма Исикавы ("рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.
Позволяет представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или "причины" перечисляются на левой стороне (рис.6).
Рис 6 Причинно-следственная диаграмма
Порядок построения причинно-следственной диаграммы:
1. Начинайте процесс с описания выбранной проблемы, а именно:
· ее особенности;
· где она возникает;
· когда проявляется;
· как далеко распространяется.
2. Перечислите причины, необходимые для построения причинно следственной диаграммы одним из следующих способов:
· проведите мозговую атаку, на которой обсудите все возможные причины без предварительной подготовки;
· внимательно проследите все стадии производственного процесса и на контрольных листках укажите возможные причины возникающей проблемы.
3. Постройте действительную причинно-следственную диаграмму.
4. Попытайтесь дать толкование всем взаимосвязям.
Чтобы отыскать основные причины проблемы, ищите причины, которые повторяются. Основные причинные категории нужно записывать в самом общем виде. Используйте как можно меньше слов.
4.7 ГИСТОГРАММА
Применяется, когда требуется
исследовать и представить
Гистограмма, напротив, имеет дело с измеряемыми данными (температура, толщина) и их распределением. Распределение может быть критическим, т.е. иметь максимум. Многие повторяющиеся события дают результаты, которые изменяются во времени.
Гистограмма обнаруживает количество вариаций, которые имеет процесс. Типичная гистограмма может выглядеть так, как показано на рис. 7.
Рис 7 Гистограмма
Количество классов (столбиков на графике) определяется тем, как много взято образцов или сделано наблюдений.
Некоторые процессы по своей
природе искажены (несимметричны), поэтому
не следует ожидать, что каждое распределение
будет иметь форму
Не доверяйте точности данных, если классы внезапно остановились на какой-то точке, например, границе спецификации, хотя перед этим число не уменьшалось.
Если у кривой имеется два пика, это означает, что данные собраны из двух или более различных источников, т.е. смен, машин и т.п.
4.8 ДИАГРАММА РАЗБРОСА (РАССЕЯНИЯ)
Применяется, когда требуется представить, что происходит с одной из переменных величин, если другая переменная изменяется, и проверить предположение о взаимосвязи двух переменных величин.
Диаграмма рассеяния используется
для изучения возможной связи
между двумя переменными
Рис 8 Диаграмма рассеяния
4.9 КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА
Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г.
Первоначально они использовались
для регистрации результатов
измерений требуемых свойств
продукции. Выход параметра за границы
поля допуска свидетельствовал о
необходимости остановки
Это давало информацию о том, когда, кто, на каком оборудовании получал брак в прошлом.
Однако в этом случае решение о корректировке принималось тогда, когда брак уже был получен. Поэтому важно было найти процедуру, которая бы накапливала информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования при принятии решений. Это предложение опубликовал американский статистик И. Пейдж в 1954 г.
Карты, которые используются при принятии решений, называются кумулятивными.
Контрольная карта (рис 9) состоит из центральной линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса.
Рис 9 Контрольная карта
В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.
Результаты измерений
наносят на контрольную карту, и
в зависимости от этого значения
принимают решение о
Сигналом о возможной разладке технологического процесса могут служить:
· выход точки за контрольные пределы (точка 6); (процесс вышел из-под контроля);
· расположение группы последовательных
точек около одной контрольной
границы, но не выход за нее (11, 12, 13, 14),
что свидетельствует о
· сильное рассеяние точек (15, 16, 17, 18, 19, 20) на контрольной карте относительно средней линии, что свидетельствует о снижении точности технологического процесса.
При наличии сигнала о
нарушении производственного
Таким образом, контрольные карты используются для выявления определенной причины, но не случайной. Под определенной причиной следует понимать существование факторов, которые допускают изучение. Разумеется, что таких факторов следует избегать.
Вариация же, обусловленная случайными причинами необходима, она неизбежно встречается в любом процессе, даже если технологическая операция проводится с использованием стандартных методов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозможно технически или экономически нецелесообразно.
Контролироваться должны
естественные колебания между пределами
контроля. Нужно убедиться, что выбран
правильный тип контрольной карты
для определенного типа данных. Данные
должны быть взяты точно той
Существуют два основных типа контрольных карт: для качественных признаков (годен - негоден) и для количественных признаков. Для качественных признаков возможны четыре вида контрольных карт:
· V - карта (число дефектов на единицу продукции)
· С - карта (число дефектов в выборке)
· Р - карта (доля дефектных изделий в выборке)
· NP - карта (число дефектных изделий в выборке)
При этом в первом и третьем случаях объем выборки является переменным, а во втором и четвертом - постоянным.
Таким образом, целями применения контрольных карт могут быть:
1. выявление неуправляемого процесса
2. контроль за управляемым процессом
3. оценивание возможностей процесса
Обычно подлежит изучению следующая переменная величина (параметр процесса) или характеристика:
· известная важная или важнейшая
· предположительная ненадежная
· по которой нужно получить информацию о возможностях процесса
· эксплуатационная, имеющая значение при маркетинге
При этом не следует контролировать все величины одновременно. Контрольные карты стоят денег, поэтому нужно использовать их разумно:
· тщательно выбирать характеристики
· прекращать работу с картами при достижении цели
· продолжать вести карты только тогда, когда процессы и технические требования сдерживают друг друга
Необходимо иметь в
виду, что процесс может быть в
состоянии статистического
Возможности процесса - это
способность функционировать
4.10 МЕТОДЫ ТАГУЧИ
В конце 60-х годов японский
специалист по статистике Тагучи завершил
разработку идей математической статистики
применительно к задачам
Тагучи предложил
Важное отличие методов Тагучи заключается в отношении к основополагающим характеристикам произведенной продукции - качеству и стоимости. Отдавая приоритет экономическому фактору (стоимости), он тем не менее увязывает стоимость и качество в одной характеристике, названной функцией потерь.
При этом одновременно учитываются потери как со стороны потребителя, так и со стороны производителя. Задачей проектирования является удовлетворение обеих сторон.
Тагучи создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал - шум, применяемое в электросвязи, которое стало основным инструментом инжиниринга качества.
Тагучи ввел понятие идеальной функции изделия, определяемой идеальным отношением между сигналами на входе и выходе. Факторы, являющиеся причиной появления отличий реальных характеристик продукции от идеальных, Тагучи называет шумом.
Специалист, использующий методы Тагучи, должен владеть методами предсказания шума в любой области, будь то технологический процесс или маркетинг.
Внешние шумы - это вариации окружающей среды:
· влажность
· пыль
· индивидуальные особенности человека и т. д.
Шумы при хранении и
эксплуатации - это старение, износ
и т. п. Внутренние шумы - это производственные
неполадки, приводящие к различиям
между изделиями даже внутри одной
партии продукции. При перенесении
своего метода из лабораторных в реальные
условия Г. Тагучи использует для
характеристики отношения сигнал -
шум показатель устойчивости, понимаемый
как высокая повторяемость
Заключение
Все большее освоение новой
для нашей страны экономической
среды воспроизводства, т.е. рыночных
отношений, диктует необходимость
постоянного улучшения качества
с использованием для этого всех
возможностей, всех достижений прогресса
в области техники и
Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, тех. обслуживании.
Таким образом, производитель должен контролировать качество продукции и по результатам выборочного контроля судить о состоянии соответствующего технологического процесса. Благодаря этому он своевременно обнаруживает разладку процесса и корректирует его.
Информация о работе Развитие статистических методов в управлении качеством