Регулирование качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной курсовой работы - рассмотрение системы законодательного регулирования обеспечения качества продукции.
Задачи написания курсовой работы состоят в следующем:
дать ответ на вопрос, что же такое качество и каково его значение в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия;
рассмотреть вопросы комплексного подхода к регулированию обеспечения качества, выяснить, что оно из себя представляет;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………….6
1.1 Значение управления качеством продукции…………….…………….…..6
1.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг ….…………………………………………….…..............11
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………….………….15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ……...…………………………….…..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….35

Файлы: 1 файл

Регулирование качества продукции- курсовая доработанная.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Координирующим государственным органом в области стандартизации, метрологии и сертификации является Государственный комитет по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Комитет по стандартизации).

В соответствии с п. 4 Положения о Государственном комитете по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июня  2006 г. № 981 , с послед, изм. главными задачами Комитета по стандартизации являются:

- реализация в Республике Беларусь  единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление регулирования и управления в этой сфере;

- обеспечение защиты интересов  государства и потребителей в  вопросах установления и соблюдения  обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- обеспечение функционирования  и развития государственной системы  стандартизации и технического  нормирования, в том числе в  интересах обороны страны, ее  гармонизация с международными  системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;

- обеспечение функционирования  и развития государственной системы  классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь;

-организация и обеспечение функционирования  системы единства измерений в  республике, совершенствование и  развитие государственной метрологической  службы;

-обеспечение функционирования и совершенствование национальной системы сертификации Республики Беларусь, организация и проведение работ по сертификации производимой в республике и импортируемой товары, работы, услуги, персонала, систем качества, систем управления окружающей средой;

-обеспечение функционирования  и совершенствование системы  аккредитации поверочных и испытательных  лабораторий и органов по сертификации;

-организация и координация работ  по международному сотрудничеству  Республики Беларусь в области  стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь [3].

С 01.03.2013 вступили в действие;

 ТКП 5.1.18-2012 (03220) Национальная система  подтверждения соответствия Республики  Беларусь. Сертификация систем менеджмента  безопасности пищевых продуктов  на соответствие требованиям СТБ ИСО 22000-2006. Основные положения;

ТКП 5.2.19-2012 (03220) Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек. Основные положения.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:

-государственные стандарты Республики  Беларусь (далее -государственные стандарты);

- государственные строительные  нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);

-государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

- отраслевые нормативные документы  по стандартизации;

- стандарты предприятий и других  субъектов хозяйствования;

- технические условия.

Выбор методов управления качеством товаров, работ, услуг и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов  в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления товаров, работ, услуг, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

 

1.2 Основные понятия, показатели и методы определения  качества  товаров, работ, услуг

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества товаров, работ, услуг, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения товаров, работ, услуг, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду.

В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики товаров, работ, услуг, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товаров, работ, услуг требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид товаров, работ, услуг, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и так далее [14, с. 95].

Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товаров, работ, услуг. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, работ, услуг осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии,  предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товаров, работ, услуг на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, — в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества товаров, работ, услуг.

По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.

По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

При определении уровня качества товаров, работ, услуг следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции, работ, услуг обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта.

Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно «отец научного управления» обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество товаров, работ, услуг.

С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества товаров, работ, услуг. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством [15, с. 68].

Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).

При использовании процессного подхода в управлении предприятия применяются следующие методы: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация и другое.

По аналогии с этими функциями, процесс управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции, работ, услуг. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам – поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства товаров, работ, услуг с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества товаров, работ, услуг и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия и руководство предприятия принимает необходимые решения.

Заключительный этап в управлении качеством – реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик товаров, работ, услуг и улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий [12, c. 81].

После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.

Таким образом, концепция управления качеством может быть сформулирована следующим образом. Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.

 

 

2   ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ  СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

 

Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.

Принятый в 2004 году Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" (далее – Закон о трандартизации) основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия

Информация о работе Регулирование качества продукции