Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 00:43, курсовая работа
Таким образом, цель написания данной курсовой работы - рассмотрение системы законодательного регулирования обеспечения качества продукции.
Задачи написания курсовой работы состоят в следующем:
дать ответ на вопрос, что же такое качество и каково его значение в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия;
рассмотреть вопросы комплексного подхода к регулированию обеспечения качества, выяснить, что оно из себя представляет;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………….6
1.1 Значение управления качеством продукции…………….…………….…..6
1.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг ….…………………………………………….…..............11
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………….………….15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ……...…………………………….…..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….35
Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются органом по сертификации.
При добровольной сертификации - схема определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.
Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.
Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству продукции, важное значение имеет состояние средств измерений ее различных параметров. Другими словами, необходимо обеспечение единства измерений для сопоставления их результатов, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств.
Единство измерений обеспечивают государственные метрологические службы и метрологические службы субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями и нормами, установленными нормативными документами, действующими в Республике Беларусь.
Декларирование соответствия отличается от сертификации и применяется только в отношении продукции. Сертификации помимо продукции подлежат еще и товары, работы, услуги. Декларация о соответствии продукции приравнивается к сертификату соответствия, но в отличие от него издается самим изготовителем или импортером. Импортер (продавец) имеет право не принимать декларацию о соответствии, если им получен в добровольном порядке сертификат о соответствии. Воспользоваться же декларированием вместо сертификации нельзя. Таким образом, производитель (импортер) в определенной ситуации может оказаться перед выбором: либо декларирование соответствия, либо добровольная сертификация ввозимого товара.
Следует также отметить, что в связи с проведением дальнейших работ по совершенствованию правил и процедур сертификации продукции в рамках выполнения Плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. при выдаче временных сертификатов соответствия на ввозимые партии товаров с целью их таможенного оформления, предусмотренных пунктом 5.9.18 ТКП 5.1.02, они могут выдаваться во всех случаях на основании заявления (декларации о соответствии) импортера без проведения органом по сертификации отбора образцов для испытаний и идентификации ввозимой партии продукции, находящейся в режиме таможенного оформления. При этом идентификационные признаки продукции указываются во временном сертификате на основании предъявленных заявителем товарно-транспортных документов. Дополнительные документы для подтверждения указанных импортером в декларации о соответствии сведений не требуются.
Все процедуры по выдаче сертификата соответствия для реализации продукции проводятся органом по сертификации после таможенного оформления продукции до начала ее реализации в установленном документами Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь порядке.
Основу законодательной
Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии.
В качестве исходных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин с целью передачи их размера другими средствами измерений применяются эталоны единиц величин.
Все средства измерений подлежат Государственному метрологическому надзору, который представляет собой деятельность органов государственной метрологической службы по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений, используемых в сферах деятельности и для целей, указанных в Законе об измерениях.
В соответствии с Законом об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:
- государственные испытания средств измерений;
- утверждение типа средств измерений;
- метрологическая аттестация средств измерений;
- поверка средств измерений;
- проверка состояния
и использования методик
Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также порядок его проведения устанавливается Комитетом по стандартизации.
Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации, в результате которой устанавливаются метрологические свойства средств измерений и выдается документ с указанием полученных данных. В результате проверки средств измерений определяется и подтверждается их соответствие установленным требованиям. Положительные результаты метрологической аттестации (проверки) удостоверяются клеймением средства измерения, отметкой в паспорте или формуляре либо выдачей свидетельства.
Метрологическому контролю, то есть проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм, подлежат средства измерений, используемые в сферах деятельности, не указанных в ст. 7 Закона об измерениях. Правила и порядок проведения метрологического контроля устанавливаются субъектом хозяйствования.
Национальные эталоны единиц величин служат основой для установления значений эталонов единиц величин и создаются для воспроизведения единиц измерений и обеспечения прослеживаемости результатов измерений до единиц измерений Международной системы единиц.
Для подтверждения метрологических характеристик национальные эталоны единиц величин сличаются с международными эталонами единиц величин или национальными эталонами единиц величин других государств.
Разработка национальных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими программами.
Хранение и применение национальных эталонов единиц величин осуществляются национальным метрологическим институтом, а в случаях, предусмотренных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, – иными юридическими лицами.
Национальные эталоны единиц величин регистрируются в Государственном реестре национальных эталонов единиц величин Республики Беларусь.
Все средства измерений могут использоваться только при условии прохождения метрологического надзора и метрологического контроля и подлежат государственным испытаниям с утверждением их типа.
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и использования средств измерения предусмотрена Законом о стандартизации, Законом о сертификации, Законом об измерениях, Законом о защите прав потребителей, КоАП, УК и иными актами законодательства. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, устанавливающих ответственность, выделяют гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственный надзор за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроля за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь (далее - государственный надзор за стандартами и средствами измерений) осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений - должностными лицами Комитета по стандартизации и подведомственных ему органов.
Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее - государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.
В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.
К основополагающим нормативным актам относятся:
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;
Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
Закон Республики Беларусь «О торговле»;
Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».
В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.
Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».
Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.
Основные задачи государственного надзора:
-предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;
предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:
-контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;
-проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;
-принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.