Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.
Задачи:
- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
- оценить экономический потенциал предприятия,

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………
1.1 Методология и научно-категориальный аппарат исследований систем управления………………………………………………………………………...
1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем
управления. Исследование функциональных подсистем управления………...
1.3 Процесс управления…………………………………………………………..
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности…………
2.2 Анализ функций управления ……………………………………………….
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………
2.4 Причинно-следственный анализ……………………………………………
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………
3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...
3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение……………

Файлы: 1 файл

наебалово финальное.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

Понятие мотивации  тесно связано с проблемой  управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только отбор, учебу и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.

Основные задачи мотивации ОАО «Газпром»:

– формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

–учеба персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

– формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для сотрудников  Фонда и их семей организованы отдых и оздоровление на базах  отдыха, детских оздоровительных, а также санаториях-профилакториях.

Мотивационная несправедливость характеризуется тем, что, если квалификация работника выше, чем у коллеги, но получают они одинаково, то люди начинают бороться с такой несправедливостью, уменьшая свои усилия.

Удовлетворенность персонала необходимо повышать за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.

 

2.3 Анализ внутренней и внешней среды

 

Внешняя среда  ОАО «Газпром» - это факторы прямо и косвенно влияющие на организация из вне: потребители, конкуренты, экономика….

Разберем факторы  внешней среды (макросреды).

 

 

 

 

Таблица 4

 

Факторы внешней  среды ОАО «Газпром»

 

Фактор

Проявление

Возможные решения  предприятия

Проблема неплатежей

Большая дебиторская  задолженность

Выход предприятия из создавшейся ситуации путем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов.

Наличие высоких  налоговых требований.

Рост отпускной  цены предприятия => снижение платежеспособного  спроса

Полное удаление или максимальное снижение ставки.

Ограничение рекламной  деятельности

Отсутствие  возможности размещения рекламы  на радио и телевидении.

Сделать ставку на другие каналы.

Несоблюдение  авторских прав

Незаконное  использование некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и имиджа продукции предприятия при продажи фальсифицированных изделий.

Отработка механизма  выхода предприятия на конечного  потребителя через расширение сети розничной фирменной торговли.


 

 

 

 

Окончание таблицы 4

 

Значительная  роль государства в хозяйственной деятельности предприятия.

Минимальные права  в сфере принятия решений, вязаных  с производством, ценообразованием и реализацией.

Направление по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим  регулировать цены на выпускаемую продукцию.

Мировой экономический  кризис

Потеря потребителя, уменьшение поставок сырья за рубеж.

Сосредоточенность на российском потребителе.

Значительная  роль государства в хозяйственной  деятельности предприятия.

Минимальные права  в сфере принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией.

Направление по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим  регулировать цены на выпускаемую продукцию.


 

Данные внешние  факторы оказывают значительное влияние на развитие предприятия. На основе данного исследования можно сформулировать таблицу SWOT, где отражаются сильные и слабые стороны, угрозы и возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Матрица SWOT-анализа

 

ВОЗМОЖНОСТИ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Полная монополизация в данной отрасли

2. Мощная поддержка  государства

3. Дальнейшее  продвижение на мировой рынок

 

 

1. Наличие возможности  наращивания производства до  максимального  использования  мощностей;                        

3. Высококвалифицированный  персонал;

4. Уровень   технологии, обеспечивающий минимизацию  затрат.

 

УГРОЗЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Потеря больших  финансов предприятия в связи  с мировым кризисом;

2. Потеря потребителей  из за конкурентов;

4. Высокие налоговые  требования.

1. Незначительное  использование рыночного подхода к проблемам, связанных  с производством, сбытом и стимулированием;

2 .Значительная  зависимость от государства.


 

В ходе анализа  внешней среды можно сделать  вывод, что предприятие может  и должно искать ещё потребителей как в РФ так и за рубежом, для достижения большей прибыли, газификации всего населения субъектов РФ, что выдвинет предприятие на первые места по добычи и поставке своего продукта. [7, c, 60]

Высшим органом  управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа. 

 

 

 

 

Таблица 6

Факторы внутренней среды организации ОАО «Газпром»

 

ДОЛЖНОСТЬ

ФУНКЦИИ

Администрация

Планирование  мероприятий.

Организация работ.

Исходная информация для финансового планирования.

Главный экономист

Финансовое  обеспечение развития стратегии.

Финансовый  учет и контроль.

Многоуровневое  бюджетное финансирование.

Развитие договорных отношений между поставщиком и покупателем.

Менеджер по кадрам

Повышение квалификации сотрудников предприятия, переобучение при необходимости.

Развитие у  работников инициативы и ответственности.

Главный бухгалтер

Подготовить проект бюджета предприятия на будущий год.

Рассмотреть и  утвердить бюджет предприятия на новый финансовый год.

Рассмотреть поступившие  из отделов предприятия проектно сметную документацию расходов и  доходов и вынести решения  о реализации в заданном объеме и  динамике.


 

 

 

 

 

2.1 Причинный анализ

Анализ - необходимое  условие исследования систем управления. Он предшествует проектировке схемы  управления с выявленными свойствами или  с учетом корректировки промежуточных  результатов. Анализ  мягких систем предполагает вычленение из исследуемых объектов устойчивых связей между элементами, обеспечивающих режим внутренней саморегуляции таких систем. Такой анализ становится возможным при установлении причинных зависимостей в объекте исследования, когда выделяются цепочки причин, образующие объект исследования, определяется его логическая структура, выявляется схема взаимосвязи составляющих объект факторов и внутренних элементов,  подбираются показатели, через которые просвечиваются характерные для объекта изменения.

Главной целью  причинного анализа является выявление цепочки причинно-следственной зависимости между переменными исследуемого процесса.

К основным задачам  причинного анализа относят:

– Выявление наиболее характерных для данной проблемной ситуации показателей и определение характера их зависимости друг от друга.

– Построение в группе обратных показателей замкнутых контуров, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить условия равновесия между ключевыми показателями данной системы.

Этапы проведения причинного анализа:

1)     Определить индикаторы переменных, т.е. для каждого фактора    

    необходимо  найти его количественное выражение.

2) Определить количественное значение степени причинного воздействия.

3) Построить когнитивную карту или граф.

Важные моменты  при осуществлении причинного анализа:

– Характер связи между факторами.

– Характер степени воздействия причины на следствие.

– Изображение данного взаимодействия.

Таблица 7

Матрица проблем  организации ОАО «Газпром»

Название проблемы



1

2

3

4

5

6

7

Итого

  1. Недостаток финансирования

 

Х

 

2

 

3

 

-

 

-

 

1

 

5

 

11

  1. Низкая работоспособность

 

1

 

Х

 

5

 

-

 

-

 

3

 

2

 

11

  1. Невыполнение плана вовремя

 

-

 

-

 

Х

 

-

 

-

 

1

 

2

 

3

  1. Низкая квалификация сотрудников

 

-

 

5

 

5

 

Х

 

2

 

4

 

2

 

18

  1. Отсутствие командной работы

 

-

 

5

 

2

 

-

 

Х

 

4

 

1

 

12

  1. Низкая мобильность

 

-

 

4

 

3

 

1

 

2

 

Х

 

1

 

11

  1. Низкая з/п

 

-

 

2

 

2

 

-

 

1

 

1

 

Х

 

6

Сумма следствия

1

18

20

1

5

14

13

 





 




 


 

Рис. 4 Граф проблем  объединения

3.Мероприятия по совершенствованию системы  управления ОАО «Газпром»

 

В принципе, явление «монополизм» рассматривается большинством экономистов с негативной точки зрения. Основные доводы в пользу демонополизации сводятся к тому, что отсутствие конкуренции на национальном рынке порождает чрезмерно завышенные цены, и нежелание предприятия-монополиста улучшать качество своей продукции для привлечения покупателей. Рассмотрим монополизм Газпрома с этих позиций.

Газпром не является полностью  коммерческой организацией. Контрольный  пакет акций Газпрома принадлежит  государству, а большая часть  акций передана на трастовых основаниях. Но в любой момент (как это показал август), контракт с Вяхиревым может быть расторгнут. Такое положение вынуждает руководство Газпрома поддерживать приемлемые цены, достаточно низкие по мировым меркам. Например, стоимость газа в России – 1,9 рубля за кубометр пропана* (примерно 10 центов), не сопоставима с среднемировыми ценами – 50 – 70 центов за кубометр того же газа. Разумеется, следует отметить, что себестоимость газа в России ниже среднемировой и составляет примерно 80 копеек (4 цента). Но и добыча газа в Северном море обходится в иностранным компаниям не более, чем в 8-12 центов, так что сравнение актуально. Итак, я доказал, что Газпром не завышает цены на национальном и мировом рынках. Теперь о научно-технических достижениях.

Основные задачи в  области научно-технической политики сформулированы в одобренной Правлением РАО Газпром Концепции, которая  была разработана ведущими учеными  и специалистами. Она предусматривает  достижение следующих целей:

– обеспечение энергетической безопасности России;

– удовлетворение потребностей страны в природном газе, расширение газификации;

– укрепление сырьевой базы газовой промышленности;

– обеспечение высокой надежности поставок газа;

– оздоровление экологической обстановки;

– повышение прибыльности и конкурентоспособности РАО Газпром на внутреннем и международном рынках.

Более того, программа  развития научно-технического потенциала организации заслуживает самого тщательного изучения и даже вынесена в самостоятельную главу, как  отдельный принцип управления.

В итоге, рассмотрев обе стороны монополизации/демонополизации  можно с уверенностью сказать: монополизм Газпрома пришелся к месту в такой  непредсказуемой стране, как Россия и позволил достичь высоких результатов  в газодобывающей отрасли.

Такая стратегия  развития банковских технологий, которой  придерживается и Газпром, невозможна без постоянного совершенствования единой информационной системы предприятия (ЕИСП), поскольку реализация продукта или услуги всегда сопровождается некоторым набором операций по переработке информации. Сама по себе информатизация технологий не может создать новых и услуг. Ее задачами являются:

Информация о работе Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»