Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.
Задачи:
- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
- оценить экономический потенциал предприятия,
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………
1.1 Методология и научно-категориальный аппарат исследований систем управления………………………………………………………………………...
1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем
управления. Исследование функциональных подсистем управления………...
1.3 Процесс управления…………………………………………………………..
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности…………
2.2 Анализ функций управления ……………………………………………….
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………
2.4 Причинно-следственный анализ……………………………………………
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………
3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...
3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение……………
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только отбор, учебу и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
Основные задачи мотивации ОАО «Газпром»:
– формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
–учеба персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
– формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для сотрудников Фонда и их семей организованы отдых и оздоровление на базах отдыха, детских оздоровительных, а также санаториях-профилакториях.
Мотивационная несправедливость характеризуется тем, что, если квалификация работника выше, чем у коллеги, но получают они одинаково, то люди начинают бороться с такой несправедливостью, уменьшая свои усилия.
Удовлетворенность персонала необходимо повышать за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.
2.3 Анализ внутренней и внешней среды
Внешняя среда ОАО «Газпром» - это факторы прямо и косвенно влияющие на организация из вне: потребители, конкуренты, экономика….
Разберем факторы внешней среды (макросреды).
Таблица 4
Факторы внешней среды ОАО «Газпром»
Фактор |
Проявление |
Возможные решения предприятия |
Проблема неплатежей |
Большая дебиторская задолженность |
Выход предприятия из создавшейся ситуации путем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов. |
Наличие высоких налоговых требований. |
Рост отпускной цены предприятия => снижение платежеспособного спроса |
Полное удаление или максимальное снижение ставки. |
Ограничение рекламной деятельности |
Отсутствие возможности размещения рекламы на радио и телевидении. |
Сделать ставку на другие каналы. |
Несоблюдение авторских прав |
Незаконное использование некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и имиджа продукции предприятия при продажи фальсифицированных изделий. |
Отработка механизма выхода предприятия на конечного потребителя через расширение сети розничной фирменной торговли. |
Окончание таблицы 4
Значительная роль государства в хозяйственной деятельности предприятия. |
Минимальные права в сфере принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией. |
Направление по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую продукцию. |
Мировой экономический кризис |
Потеря потребителя, уменьшение поставок сырья за рубеж. |
Сосредоточенность на российском потребителе. |
Значительная роль государства в хозяйственной деятельности предприятия. |
Минимальные права в сфере принятия решений, вязаных с производством, ценообразованием и реализацией. |
Направление по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую продукцию. |
Данные внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие предприятия. На основе данного исследования можно сформулировать таблицу SWOT, где отражаются сильные и слабые стороны, угрозы и возможности.
Таблица 5
Матрица SWOT-анализа
ВОЗМОЖНОСТИ |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
1. Полная монополизация в данной отрасли 2. Мощная поддержка государства 3. Дальнейшее продвижение на мировой рынок
|
1. Наличие возможности
наращивания производства до
максимального использования
мощностей; 3. Высококвалифицированный персонал; 4. Уровень технологии, обеспечивающий минимизацию затрат.
|
УГРОЗЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Потеря больших финансов предприятия в связи с мировым кризисом; 2. Потеря потребителей из за конкурентов; 4. Высокие налоговые требования. |
1. Незначительное использование рыночного подхода к проблемам, связанных с производством, сбытом и стимулированием; 2 .Значительная зависимость от государства. |
В ходе анализа внешней среды можно сделать вывод, что предприятие может и должно искать ещё потребителей как в РФ так и за рубежом, для достижения большей прибыли, газификации всего населения субъектов РФ, что выдвинет предприятие на первые места по добычи и поставке своего продукта. [7, c, 60]
Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.
Таблица 6
Факторы внутренней
среды организации ОАО «
ДОЛЖНОСТЬ |
ФУНКЦИИ |
Администрация |
Планирование мероприятий. Организация работ. Исходная информация для финансового планирования. |
Главный экономист |
Финансовое обеспечение развития стратегии. Финансовый учет и контроль. Многоуровневое бюджетное финансирование. Развитие договорных отношений между поставщиком и покупателем. |
Менеджер по кадрам |
Повышение квалификации сотрудников предприятия, переобучение при необходимости. Развитие у работников инициативы и ответственности. |
Главный бухгалтер |
Подготовить проект бюджета предприятия на будущий год. Рассмотреть и утвердить бюджет предприятия на новый финансовый год. Рассмотреть поступившие из отделов предприятия проектно сметную документацию расходов и доходов и вынести решения о реализации в заданном объеме и динамике. |
2.1 Причинный анализ
Анализ - необходимое условие исследования систем управления. Он предшествует проектировке схемы управления с выявленными свойствами или с учетом корректировки промежуточных результатов. Анализ мягких систем предполагает вычленение из исследуемых объектов устойчивых связей между элементами, обеспечивающих режим внутренней саморегуляции таких систем. Такой анализ становится возможным при установлении причинных зависимостей в объекте исследования, когда выделяются цепочки причин, образующие объект исследования, определяется его логическая структура, выявляется схема взаимосвязи составляющих объект факторов и внутренних элементов, подбираются показатели, через которые просвечиваются характерные для объекта изменения.
Главной целью причинного анализа является выявление цепочки причинно-следственной зависимости между переменными исследуемого процесса.
К основным задачам причинного анализа относят:
– Выявление наиболее характерных для данной проблемной ситуации показателей и определение характера их зависимости друг от друга.
– Построение в группе обратных показателей замкнутых контуров, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить условия равновесия между ключевыми показателями данной системы.
Этапы проведения причинного анализа:
1) Определить индикаторы переменных, т.е. для каждого фактора
необходимо
найти его количественное
2) Определить количественное значение степени причинного воздействия.
3) Построить когнитивную карту или граф.
Важные моменты при осуществлении причинного анализа:
– Характер связи между факторами.
– Характер степени воздействия причины на следствие.
– Изображение данного взаимодействия.
Таблица 7
Матрица проблем организации ОАО «Газпром»
Название проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого |
|||||||
|
Х |
2 |
3 |
- |
- |
1 |
5 |
11 | ||||||
|
1 |
Х |
5 |
- |
- |
3 |
2 |
11 | ||||||
|
- |
- |
Х |
- |
- |
1 |
2 |
3 | ||||||
|
- |
5 |
5 |
Х |
2 |
4 |
2 |
18 | ||||||
|
- |
5 |
2 |
- |
Х |
4 |
1 |
12 | ||||||
|
- |
4 |
3 |
1 |
2 |
Х |
1 |
11 | ||||||
|
- |
2 |
2 |
- |
1 |
1 |
Х |
6 | ||||||
Сумма следствия |
1 |
18 |
20 |
1 |
5 |
14 |
13 |
Рис. 4 Граф проблем объединения
3.Мероприятия по совершенствованию системы управления ОАО «Газпром»
В принципе, явление «монополизм» рассматривается большинством экономистов с негативной точки зрения. Основные доводы в пользу демонополизации сводятся к тому, что отсутствие конкуренции на национальном рынке порождает чрезмерно завышенные цены, и нежелание предприятия-монополиста улучшать качество своей продукции для привлечения покупателей. Рассмотрим монополизм Газпрома с этих позиций.
Газпром не является полностью коммерческой организацией. Контрольный пакет акций Газпрома принадлежит государству, а большая часть акций передана на трастовых основаниях. Но в любой момент (как это показал август), контракт с Вяхиревым может быть расторгнут. Такое положение вынуждает руководство Газпрома поддерживать приемлемые цены, достаточно низкие по мировым меркам. Например, стоимость газа в России – 1,9 рубля за кубометр пропана* (примерно 10 центов), не сопоставима с среднемировыми ценами – 50 – 70 центов за кубометр того же газа. Разумеется, следует отметить, что себестоимость газа в России ниже среднемировой и составляет примерно 80 копеек (4 цента). Но и добыча газа в Северном море обходится в иностранным компаниям не более, чем в 8-12 центов, так что сравнение актуально. Итак, я доказал, что Газпром не завышает цены на национальном и мировом рынках. Теперь о научно-технических достижениях.
Основные задачи в
области научно-технической
– обеспечение энергетической безопасности России;
– удовлетворение потребностей страны в природном газе, расширение газификации;
– укрепление сырьевой базы газовой промышленности;
– обеспечение высокой надежности поставок газа;
– оздоровление экологической обстановки;
– повышение прибыльности и конкурентоспособности РАО Газпром на внутреннем и международном рынках.
Более того, программа развития научно-технического потенциала организации заслуживает самого тщательного изучения и даже вынесена в самостоятельную главу, как отдельный принцип управления.
В итоге, рассмотрев
обе стороны монополизации/
Такая стратегия
развития банковских технологий, которой
придерживается и Газпром, невозможна
без постоянного
Информация о работе Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»