Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.
Задачи:
- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
- оценить экономический потенциал предприятия,

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………
1.1 Методология и научно-категориальный аппарат исследований систем управления………………………………………………………………………...
1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем
управления. Исследование функциональных подсистем управления………...
1.3 Процесс управления…………………………………………………………..
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности…………
2.2 Анализ функций управления ……………………………………………….
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………
2.4 Причинно-следственный анализ……………………………………………
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………
3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...
3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение……………

Файлы: 1 файл

наебалово финальное.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

К общенаучным методам  исследования в ИСУ относятся: контроль и диагностика проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально-декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий. [7, c. 416]

К частнонаучным методам  можно отнести: определение выборки  и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев  при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Моделирование — метод  прогнозирования возможных состояний  объекта в будущем, способов достижения заданных параметров с применением  моделей: предметных, знаковых, математических, имитационных, аналитических. Модель в  исследовании систем управления — это упрощенное представление объекта, которое должно отвечать требованиям полноты адаптивности, обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, и ориентирована на реализацию с помощью существующих технических средств, т.е. должна быть физически осуществима на данном уровне развития науки и техники с учетом конкретного предприятия, выполняющего прогнозирование.

Исследование подсистем менеджмента: персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики, осуществляется рядом общенанучных и частнонаучных методов. Применяемые методы специфичны для каждой функциональной подсистемы. Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества применяются метод Парето и Ишикава. Системный подход позволяет анализировать проблемы, возникающие на любом участке работы: в технологической цепочке, складировании, распределении денежных средств и т.д., комплексно и анализировать во взаимосвязи вопросы управления, появляющиеся в разных функциональных подсистемах менеджмента. К примеру, проблемы падения продаж, и следовательно, чистой прибыли, компании, может быть связана как с низким качеством реализуемой продукции (подсистема управления качеством), так и с неправильным хранением, транспортировкой (логистика), а возможно, с низким уровнем обслуживания покупателей (кадры). Выявление реальной причины падения продаж требует системного исследования в одной из функциональной подсистем управления с применением специальных методов. На деле, в реальной ситуации, причин падения продаж бывает сразу несколько. Поэтому в арсенале менеджера, использующего современные методы исследования, должны присутствовать наряду с методами диагностики проблем, разработки антикризисных мер, также и методы планирования, прогнозирования, профилактики негативных тенденций развития.

Частнонаучными методами исследования систем управления, используемыми для анализа подсистемы управления финансами, определения уровня риска инвестиционных проектов, слабых мест в хозяйственной деятельности организации являются методы экономического анализа. Они занимают значительное место в группе исследовательских приемов для изучения систем управления. Профессионализм менеджера заключается в овладении современными методами анализа, планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности, определения ее взаимосвязи с аспектами маркетинговой деятельности.

Деятельность финансового  менеджера включает: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение  предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств; распределение  финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами. Экономические исследования систем управления могут быть проведены на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухучета и аудита.

Финансовый результат  подразумевает разность между доходами и расходами, а финансовая проблема — критическое рассогласование между желаемым и реальным финансовым состоянием объекта управления. При исследовании проблем, возникающих в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия может применяться модель «издержки-объем-прибыль», коэффициентный анализ, сравнительный анализ проектов, бюджетирование как один из наиболее эффективных инструментов планирования.

Бухгалтерский учет как  экономический метод исследования систем управления представляет информацию для экономического и финансового анализа, а аудит обеспечивает достоверность такой информации. Бухгалтерский баланс является основной отчетной и аналитической формой юридического лица. Сравнение балансов на начало и конец отчетного периода позволяет получать важную информацию о системе управления предприятием за отчетный период, предупреждать возможные проблемы в его финансовом состоянии, в т.ч. банкротство. Бухгалтерский баланс получают как результат бухгалтерского учета, который является системным описанием взаимосвязи ряда элементов: активов, обязательств, собственности. [8, c. 416]

Методы финансового  анализа, бюджетирования, бухгалтерского учета и аудита осваиваются студентами - будущими менеджерами в ходе изучения курсов: «Бухгалтерский учет», «Экономика предприятия», «Экономический анализ», «Аудит» и т.д. В курсе «ИСУ» важной задачей, стоящей перед студентом, является овладение навыком системного исследования проблемы, осознания тесной взаимосвязи ряда факторов: ресурсного обеспечения, маркетинга, управления персоналом, стратегических подходов к бизнесу. Сегодня недостаточно только выполнить производственный план, необходимо думать о том, как продать произведенную продукцию, получить прибыль и существовать в подвижной среде бизнеса.

Экономические исследования систем управления необходимы для анализа риска и определения дальнейших перспектив деятельности организации. Для определения риска можно использовать статистический, экспертный и комбинированный методы. Их конкретное применение как инструментов финансового анализа прекрасно освещено Е.Стояной . Рассматривая данную методику, уделим внимание статистическому методу.

Анализ риска начинается с выявления его источников и  причин. Риск измеряется как вероятность  определенного уровня потерь. Так, в  качестве допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск сопряжен уже не только с потерей прибыли, но и с недополучением предполагаемой выручки, когда затраты приходится возмещать за свой счет. Наиболее опасным для предпринимателя является катастрофический риск, приводящий к банкротству организации, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

Суть статистического  метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей предприятия, устанавливается величина и частота получения экономической отдачи и составляется прогноз на будущее. Под отдачей понимается экономическая рентабельность и эффективность затрат (инвестиций), которая рассчитывается как отношение прибыли к затратам, необходимым для ее получения.

Главные инструменты  статистического метода расчета  риска — вариация, дисперсия и  стандартное отклонение. Вариация —  это изменение количественной оценки признака при переходе от одного случая (варианта) к другому, например, изменение экономической рентабельности от года к году. Дисперсия — это мера разброса (рассеяния, отклонения) фактического значения признака от его среднего значения.

Для оценки степени риска  сначала определяется средняя экономическая рентабельность, затем дисперсия и стандартное отклонение. На основе данных экономической рентабельности, к примеру за 10 лет, делается расчет дисперсии и прогнозируется ЭР (экономическая рентабельность) в следующем году. Определяется вероятность повторения признака, произведение вероятности на ЭР, квадрат последнего значения умножается на вероятность. Сумма всех значений в последнем столбце (См.: таблица 1) дает дисперсию — 16. Квадрат из дисперсии равен стандартному отклонению. Так, в примере, приведенном Е.Стояновой, прогнозируемая ЭР будет равна 14% с отклонением 4% либо в сторону возрастания, либо убывания. [2, c. 57]

Таблица 1

Расчет дисперсии

 

 

 

Статистический  способ расчета степени риска  требует наличия большого массива  данных, что является в ряде случаев  затруднительным. Экспертный метод  может быть дополнен статистическим. Определение риска необходимо для  принятия важных инвестиционных решений. Определяя оптимальность того или иного проекта, предприниматель рассматривает во взаимосвязи с другими проектами, с уже налаженными видами деятельности. Если увеличивается отдача по одному проекту (виду деятельности), то отдача по другому может расти или наоборот, уменьшаться. Для измерения взаимосвязи между какими-либо видами деятельности в статистике используется показатель корреляции.

Корреляция — это  связь между признаками, заключающаяся  в изменении средней величины одного из них в зависимости от изменения значения другого. Корреляция может быть положительной или отрицательной. Если среднее значение какого-либо признака изменяется в одном направлении с изменением значения другого признака, говорят о положительной корреляции между ними. Допустим, с ростом доходов от производства процессоров увеличиваются доходы от производства системных плат. Если эти изменения разнонаправлены, то между данными признаками существует отрицательная корреляция. К примеру, с ростом доходов от производства системных плат доходы от производства радиоприемников уменьшаются.

Расчет корреляции делается на основе данных отклонений от среднего значения (см. таблица 2).

Пример. Предприятие специализируется на производстве бытовой химии (стиральные порошки, чистящие средства, хозяйственное мыло и т.д.), и необходимо решить, чем выгоднее дополнить данное производство: производством моющих средств (шампунь, лосьон и т.д.) или хозяйственной утварью (тазы, мыльницы и т.д.) Ясно, что формирование успешного бизнес-портфеля зависит от целого ряда факторов, однако используемый метод позволит определить насколько те или иные бизнес-единицы, в данном случае продукты, взаимосвязаны между собой в плане экономической отдачи от проектов. Диверсификация с отрицательной корреляцией несколько уменьшает совокупную отдачу на предприятии, но сокращает риск резкого уменьшения доходов. Так, при составлении программы инвестиций можно уменьшить риск путем выбора проектов, находящихся в отрицательной корреляции между собой. [18. c. 3]

Таблица 2

Расчет корреляции

1.3 Процесс управления

 

Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем  реализации определенных функций с  использованием методов управления.

Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс  управления состоит из общих функций  управления, которые объединяются в циклы управления (рис. 1).

 

Рисунок 1. Цикл управления

 

Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема решения специфична давлением  сроков, недостатком квалификации или  информации для решения, ненадежностью  методов, склонностью менеджеров к  рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

- по объекту  решения (ориентированные на цели  или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- надежности  исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- связи с  иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- частоте повторяемости  (случайные, повторяющиеся, рутинные);

-производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- числу решений  в процессе их принятия (статические,  динамические, одно- и многоступенчатые);

- ЛПР (единоличные,  групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

- учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- независимости  (автономные, дополняющие друг друга);

- сложности  (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами  фирм, можно классифицировать следующим  образом (исследования в Германии в 1983 г.):

- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

- решения средней  сложности (текущие уточнения  области деятельности, решения под  стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные  и определяющие решения. [8, c. 4]

 

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

Решение с четко  выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 2.

 

Рисунок 2. Четко структурированное решение

 

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Слабо структурированное решение представлено на рис. 3.

 

Рисунок 3. Слабо структурированное решение

 

Принятое решение  оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).

Ход решения  можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов  процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 3). [8, c 6.] 
Таблица 3

 

Содержание  основных фаз принятия и реализации решения

Информация о работе Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»