Стандартизация и её роль в управлении качеством предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проследить степень влияния стандартизации на повышение качества продукции.
В соответствии с целью работы поставлены следующие основные задачи:
- изучить основные цели, задачи, функции и принципы стандартизации;
- проанализировать организацию стандартизации продукции (на примере ОАО «8 Марта»)
- предложить мероприятия по усовершенствованию качества продукции и организации стандартизации на предприятии.
Структурными элементами курсовой работы являются: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 80.10 Кб (Скачать файл)

Стандартизация  и её роль в управлении качеством  предприятия

 

Введение

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую  силу.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять  репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской  стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика  и продавца на всех уровнях управления.

Цель работы: проследить степень  влияния стандартизации на повышение  качества продукции.    

В соответствии с  целью работы поставлены следующие основные задачи:    

- изучить основные цели, задачи, функции и принципы стандартизации;    

- проанализировать организацию стандартизации продукции  (на примере ОАО «8 Марта»)    

- предложить мероприятия по усовершенствованию качества продукции и организации стандартизации на предприятии.     

Структурными  элементами курсовой работы являются: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.      

 

 

  

  1. Сущность процесса стандартизации

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции и услуг, качества товаров, соответствия уровню техники и технологий, безопасности хозяйственной деятельности, технической и информативной совместимости.

Стандартизация представляет собой процесс по определению правил и определенных характеристик в целях их добровольного многократного использования, нацеленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения товаров и услуг, и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Влияние стандартизации на улучшение  качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие  изделия, оборудование, оснастку и готовую  продукцию, а также через установление в стандартах технологических  требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать  как эффективное средство обеспечения  качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических  требований, единства характеристик  и свойств продукции, работ, процессов  и услуг.

Объектом стандартизации  обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).1 Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. 
 
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация. 
Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.  
Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.2

 

      1. Основные задачи, цели и функции стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания  между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных  требований к номенклатуре и  качеству продукции в интересах  потребителя и государства, в  том числе, обеспечивающих ее  безопасность для окружающей  среды, жизни, здоровья и имущества;

- установление требований  по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также  взаимозаменяемости продукции;

- согласование и увязка  показателей и характеристик  продукции, ее элементов, комплектующих  изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе  установления и применения параметрических  и типоразмерных рядов, базовых  конструкций, конструктивно-унифицированных  блочно-модульных составных частей  изделий;

- установление метрологических  норм, правил, положений и требований;

- нормативно-техническое  обеспечение контроля (испытаний,  анализа, измерений), сертификации  и оценки качества продукции;

- установление требований  к технологическим процессам,  в том числе для снижения  материалоемкости, энергоемкости и  трудоемкости, для обеспечения применения  малоотходных технологий;

- создание и ведение  систем классификации и кодирования  технико-экономической информации;

- нормативное обеспечение  межгосударственных и государственных  социально-экономических и научно-технических  программ (проектов) и инфраструктурных  комплексов (транспорт, связь, оборона,  охрана окружающей среды, контроль  среды обитания, безопасность населения  и т.д.);

- создание системы каталогизации  для обеспечения потребителей  информацией о номенклатуре и  основных показателях продукции;

- содействие выполнению  законодательства Российской Федерации  методами и средствами стандартизации. 3

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.

Цели стандартизации можно  подразделить на общие и более  узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация  общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех  требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся  разработка норм, требований, правил,  обеспечивающих:

-  безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-  техническую и информационную  совместимость, а также взаимозаменяемость  продукции;

- качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;

- единство измерений;

- экономию всех видов  ресурсов;

- безопасность хозяйственных  объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособность и  мобилизационную готовность страны. 
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.4

Для достижения социальных и технико-экономических  целей стандартизация выполняет  определенные функции.

Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия  цивилизации.

Ресурсосберегающая  функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами  - эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора.

Функция нормотворчества  и правоприменения  проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается,  как правило, принудительными мерами экономического, административного и уголовного характера.5

 

      1. Основные закономерности процесса разработки стандартов.

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях - принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на её добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требований международных стандартов невозможно вследствие несоответствия из требований климатическим и географическим особенностям РК или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства

3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учёт законных интересов перечисленных сторон.6 Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

5. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления быстрыми темпами. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы вновь создаваемый  стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных  требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также  обеспечивается путём учёта на этапе  разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надёжности, технической и информационной совместимости.7 Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. 

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 тенге направленный в эту сферу, даёт, как показывает международная практика, 10  тенге прибыли.

8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Информация о работе Стандартизация и её роль в управлении качеством предприятия